Советы для тех, кому не комфортно среди коллег и алгоритмы эффективного решения рабочих конфликтов.
Рассмотрим очевидное и неочевидное в конфликте.
Но, сначала согласуем наше понимание термина и темы.
Конфликт — это столкновение противоположных интересов, взглядов или целей между людьми. В рабочей среде конфликты могут возникать по множеству причин: от личных амбиций и различий в мнениях до недостатка ресурсов и банальных недоразумений.
Важно понимать, что конфликт сам по себе не является чем-то исключительно негативным. Он может служить сигналом о необходимости изменений и может способствовать росту и развитию, если с ним правильно работать.
Конфликт на рабочем месте — это не только спор или разногласие между коллегами. Это сложный процесс, включающий в себя эмоции, восприятие и поведение участников. Причины конфликтов могут быть разными, но, чаще всего, они связаны с человеческими потребностями и ожиданиями, будь то признание, уважение, борьба за влияние или простое понимание (точнее, его отсутствие).
Очевидная сторона конфликта
Очевидная сторона конфликта — это то, что мы видим в нем в первую очередь, то есть, его его негативные аспекты.
Неудивительно, у всякого нормального человека конфликты вызывают напряжение, снижают продуктивность работы и устанавливают неприятную атмосферу в коллективе. В итоге, могут привести к стрессу, ухудшению отношений между сотрудниками и даже к увольнениям. Когда мы думаем о конфликте, чаще всего именно эти негативные последствия приходят на ум.
Это с точки зрения сотрудника.
А с точки зрения влияния на бизнес - это снижение производительности (речь обо всем, что приводит к коммерческой угрозе, ухудшению взаимодействия между подразделениями, сторонними организациями, клиентами).
Например, конфликт между двумя коллегами из-за распределения обязанностей может привести к тому, что работа будет выполнена некачественно, а атмосфера в команде станет напряженной и неприятной.
Неочевидная сторона конфликта
Как правило, она менее очевидна, но не менее важна. Конфликтная ситуация может содержать в себе перспективы и ресурсы, которые способны привести к положительным изменениям. Конфликты могут стимулировать развитие новых идей, улучшение процессов и укрепление командного духа.
Например, разногласия в команде по поводу подходов к проекту могут привести к более детальному анализу и обсуждению, в результате чего будет найдено оптимальное решение, учитывающее все точки зрения. Это может повысить качество проекта и удовлетворенность всех участников.
Конечно, такое позитивное разрешение возможно при условии включения в процесс руководителя команды. Потому что решать конфликт без "рефери" сложнее и дольше.
Перспективы и ресурсы конфликтной ситуации:
1. Развитие инноваций.
Конфликты могут стать катализатором для новых идей и решений, которые могут привести к улучшению процессов и продуктов.
2. Укрепление команды.
Совместное преодоление конфликтов может укрепить доверие и взаимопонимание в команде, улучшая её сплоченность и эффективность.
3. Личностный рост.
Участие в разрешении конфликтов помогает развивать важные навыки, такие как коммуникация, эмпатия и умение находить компромиссы.
Потому что, в процессе разрешения конфликта сотрудники учатся лучше понимать друг друга, развивают навыки эффективной коммуникации и начинают ценить разнообразие мнений и подходов.
Можно сделать выводы:
1. Понимание природы конфликта и его причин — первый шаг к его успешному разрешению.
2. Важно не избегать конфликтов, а научиться управлять ими, превращая их из разрушительных сил в движущую силу для позитивных изменений.
А теперь к советам, которые позитивную, то есть неочевидную сторону конфликта, превратят в производственный прорыв😀
Эти советы адресованы ответственным руководителям конфликтующих, но могут пригодиться и для тех, кто в конфликте и без надежды быть услышанными, то есть, для тех, кто вынужден выбираться самостоятельно.
1. Понимание природы конфликта
Повторю, конфликт в коллективе может возникнуть по множеству причин: разница мнений или убеждений, личные амбиции, недостаток ресурсов, раненое эго или личная неприязнь.
Важно осознать, что конфликты — это нормальная часть рабочей жизни, и их конструктивное разрешение может привести к положительным изменениям в команде и улучшению рабочей атмосферы.
2. Быть внимательными и хорошо слушать
Первый шаг к разрешению конфликта — это активное слушание. Дайте каждой стороне возможность выразить свою точку зрения и чувства. Это поможет снизить напряжение и показать, что вы цените мнение каждого участника конфликта.
Организуйте встречу, на которой каждый сможет высказать свою позицию без перебиваний. Постарайтесь понять их аргументы и эмоции, чтобы увидеть полную картину конфликта.
Здесь важно понять - когда человек "выговаривается" он выпускает пар, который мешает адекватно видеть ситуацию.
Пока много эмоций, мало объективности и много фокусировки на конкретном факте, исключая другие, которые могут быть более важными.
Пока на ситуацию смотрят эмоции, они разглядывают только один факт.
Это я сказала
3. Нейтральность и беспристрастность
В роли медиатора вы должны оставаться нейтральным и беспристрастным. Избегайте принятия стороны и сосредоточьтесь на поиске решения, которое устроит всех участников конфликта.
Вместо того чтобы поддерживать одного сотрудника, вы можете сказать: "Давайте рассмотрим оба подхода и найдем наилучшее решение для команды и проекта."
Иногда видимые причины конфликта могут скрывать более глубокие проблемы. Проводите анализ, чтобы выяснить истинные причины конфликта и устранить их.
Часто разногласия возникают из-за недостаточной коммуникации между отделами. В этом случае решение может включать улучшение взаимодействия и обмена информацией.
5. Разработка решений
Соберите все идеи и предложения от участников конфликта и совместно разработайте план действий. Это может включать компромиссы и новые способы работы, которые удовлетворят все стороны.
Составьте список возможных решений и обсудите их с участниками. Возможно, при объединении разных элементов обоих подходов, можно создать гибкий и эффективный план.
6. Внедрение и мониторинг
После того как решение принято, важно его внедрить и контролировать процесс выполнения. Следите за тем, как внедрение решения влияет на команду и проект и вносите корректировки, если это нужно.
А в случае возникновения новых проблем или вопросов оперативно реагируйте и корректируйте план действий.
7. Обучение и профилактика
Даже с учетом того, что в данном контексте, конфликт - это развитие команды или проекта, все-таки, подумайте над профилактикой.
Организуйте тренинги по управлению конфликтами и развивайте навыки общения и сотрудничества у сотрудников.
На семинарах по эффективной коммуникации и разрешению конфликтов можно прожить и обдумать конфликты в лайтовом режиме без необходимости реализации.
Обсудите реальные кейсы и разберите, как можно было бы лучше их разрешить.
Помните, что человек, стремящийся к развитию, по своей природе конфликтен.
В этом его сила и ресурс, в этом же и заноза в мягкой части бизнеса😁
Отсутствие конфликтов должно настораживать руководителя бизнеса, на самом деле. Отсутствие их - это, скорее всего, история про стагнацию дела.
А вот управление конфликтами - это важный навык, который помогает развивать компанию, создавая гармоничную и продуктивную рабочую среду.
Подытожим.
Активное слушание, нейтральность, поиск корня проблемы и совместная разработка решений - ключевые шаги к успешному разрешению конфликтов.
Помните, что каждый конфликт — это возможность для роста и улучшения.
Светлана Глебович, бизнес-тренер, коуч, автор книги "15 золотых инструментов коуча. Бери и применяй"
ПОДПИСАТЬСЯ на канал