Найти в Дзене

Реконструкция дороже, чем стройка: чего стоит бизнесу работа в исторических зданиях Казани

Оглавление

Объекты культурного наследия для предпринимателей — имиджевая история, которая хоть и привлекает внимание клиентов, но требует больших финансовых вложений. О своем личном опыте работы в подобных зданиях KazanFirst рассказали казанские бизнесмены.

Работа в исторических зданиях является одним из способов сохранения истории города. Там, где у правительства нет возможности вкладывать средства в реставрацию, на помощь приходят коммерческие структуры. В этом плане государственно-частное партнерство успешно работает, рассказала KazanFirst экскурсовод Екатерина Карасева. При этом коммерческая деятельность в исторических зданиях может повредить ценный объект.
– Людям нравится оказываться в исторических зданиях, тем более если владельцам удается провести качественную реставрацию и подсветить это посетителям через исторические фото, описание, наполнение, сохранение истории, – поделилась Карасева.

  📷
📷

Фото: Сергей Журавлев/KazanFirst
Учитывая, что Казань – исторический город, по мнению эксперта, в столице Татарстана много исторических зданий, которые используют для бизнеса. Так, например, Старо-Татарская слобода, где все жилые дома были переведены в нежилой фонд и используются предпринимателями или различными заведениями на улице Карла Маркса, Кремлевской, Дзержинского и Большая Красная.

Здание склада XIX век

Про сам объект мало что известно. Его построили в 1917 году и использовали в качестве склада. Единственное, что о нем указано — то, что он входит в перечень исторически ценных градоформирующих объектов Казани. Скрытно не только само здание, но и информация по владельцу одного из зданий, который арендует помещение в этой культурной постройке. Тем не менее, KazanFirst удалось поговорить с основателем современного чайного клуба «Guru» Никитой Гуру. Он поделился, что в историческом здании, которое они снимают, никаких ограничений на данный момент нет. Он опроверг миф о том, что сложно работать с объектами культурного наследия, подчеркнув, что «это не совсем про нас история». При этом они легко обыгрывают восстановление исторического вида. Сами стены и обстановку используют в качестве интерьера, как часть ценной истории.
– Мы, конечно, её сохраняем, ценим и любим. Что касается каких-то сложностей, то надо часто укреплять покрытие, чтобы оно не сыпалось. С точки зрения закона у нас все хорошо и требований нет, – отметил основатель.

  📷
📷

Фото: Сергей Журавлев/KazanFirst

  📷
📷

Фото: Сергей Журавлев/KazanFirst

  📷
📷

Фото: Сергей Журавлев/KazanFirst
Из сложностей, которые могут возникнуть при работе в историческом здании, основатель выделил работу с канализацией, укрепление и восстановление кладки, покрытие лаком из-за того, что здание может разрушаться, отсутствие гидроизоляции, а также обрушение штукатурки. Однако каких-либо серьезных проблем он не выделил.
– Мне кажется, историческое здание влияет на доход, но больше косвенно, как маркетинг. Можно классное красивое место сделать в историческом здании. Это в принципе преимущество, но чаще всего стоит больших денег, потому что это некая ценность, – подытожил бизнесмен.

Дом Остермана

«Дом Остермана» — художественное пространство, находящееся в историческом здании, названное в честь купца Евгения Наполеоновича Остермана, в дореволюционные годы открывшего в комплексе построек за улицей Баумана торговые ряды электрических приборов, а также автомобильные мастерские. В советское время в здании расположился швейный цех и здесь устраивали модные показы.
В 2018 году сооснователи студии дизайна «Garage Factory»
Тимур Закиров и Дамир Аитов открыли на втором этаже дома фотостудию «Mediaport». В прошлом году пространство стало не только фотостудией, но и местом притяжения различных медийных событий и мероприятий, а в дальнейшем здесь открылось заведение «Вечериночная». В 2023 году создали «Дом Остермана». По данным системы «СБИС», доход бара-клуба «Дом Остермана» в 2023 году составлял 3,6 миллиона, а расходы составили 2,1 миллиона рублей. Владельцами помещения являются Дамир Аитов и Тимур Закиров. Стоит отметить, что они сотрудничают вместе не только здесь, но также имеют во владении студию дизайна «Garage factory» с 2016 года. При этом руководителем самого бара значится Закиров с долей в 60%, оставшаяся у Аитова.

  📷
📷

Фото: соц.сети заведения
Владелец лофта «Mediaport» и бар-клуба «Дом Остермана» Тимур Закиров отметил, что ремонтные работы в здании проводятся регулярно, приходится контролировать состояние стен и перекрытий, обслуживать коммуникации, укреплять стены. Единственный минус – здание нельзя координатно изменить.
– Ограничения, связанные с историческим зданием, мне особо не мешают. Мне нравится формат лофтов. Но что действительно неудобно, так это то, что невозможно сделать навигацию в исторической части города, а мы находимся на второй линии в закрытом дворике. Нельзя сделать никаких указателей, что влияет на оборот компании. Приходится что-то изобретать, чтобы привлечь и направить людей, – поделился владелец.
Закиров понимает, что есть вероятность, что в какой-то момент со зданием может произойти что угодно, от чего придётся остановить бизнес на длительный срок, что может подкосить дело или вовсе привести к закрытию. А вот ремонт по большей части они делают сами. На данный момент ремонт двух этажей обошёлся в десять миллионов.

Бюро профсоюзов

Здание – бывший дом некоего В.Арианова. В нем с 1905 по 1907 годы работало нелегальное центральное бюро профсоюзов Казани, возникшее во время революции. По данным портала «Старая Казань», здесь находился один из первых профсоюзов города – союз фармацевтов.
Сейчас там находится ресторан «Тема», директором которого, по данным системы «СБИС», является
Антон Смирнов. В прошлом году доход заведения составил 58,6 миллиона рублей. Из них чистая прибыль составляет всего лишь 800 тысяч рублей, да и в самой системе указано, что произошло ее резкое сокращение. Управляющая сетью ресторанов «Тема» Анастасия Пронина так же, как и Никита Гуру, отметила, что при аренде помещения никаких проблем у них не возникало. До них было другое заведение, но, тем не менее, косметический ремонт проводился, а вот расходы на него превысили сумму в миллион рублей. Ограничений при обновлении здания не было, работники общепита изначально планировали не трогать фасад.

Историческое здание для рекламы и престижа

Вице-президент ассоциации «Гильдия риэлторов РТ» Руслан Садреев подчеркнул, что коммерческая недвижимость основывается на популярности. С точки зрения рекламы, историческая составляющая наоборот привлекает посетителей. А вот среди общих критериев, которые важно учитывать в использовании здания — локация и наличие парковки.

  📷
📷

Фото: соц.сети ресторана Тема
– Надо понимать, что у каждого исторического здания есть определенные ограничения. Но, как правило, охранное обязательство прописывают в договоре при аренде, о которых собственник извещает самих арендаторов. В остальном особых рисков я не вижу, – рассказал эксперт.
По словам Садреева, все зависит от пространства помещений. Кто-то использует 100% от площади помещения, кто-то 50%, при этом полезной площади в старых постройках меньше. Например, в отличие от современных зданий, в исторических маленькие окна и много несущих стен, которые нельзя сносить, повреждать или переносить.
Владелец консалтинговой компании A-Development
Мурат Ахмеров добавил, что могут быть ограничения по инженерным работам. Если в современных зданиях вентиляцию и кондиционер нужно выводить на фасад здания, то в историческом нельзя, для этого необходимо проводить определенные системы. Также в старой постройке окна должны быть деревянными. Вдобавок к этому, у многих зданий есть деревянные перекрытия, которые необходимо проверять, а также укреплять фундамент, что очень дорого и тяжело. При реконструкции важно согласовывать ремонт с комитетом по охране объектов культурного наследия. Но вот сложность в том, что не каждая подрядная организация выполняет такие проекты. Нужно находить компании, которые имеют лицензию на проведение этих работ, а значит, что и оплата их труда дороже. По словам Ахмерова, реконструкция дороже, чем стройка в 1,5-2 раза. А сами работы могут продлиться 2-3 года.
– Есть такой тренд, что люди покупают исторические здания ради имиджевой покупки, престижа. Также за аренду в офисных центрах в исторических особняках людям платят премию около 20% за то, что работают в них, – подчеркнул специалист.

Здания, которые не пригодились

Если поначалу казалось, что хотя бы таким образом про объекты культурного наследия никогда не забудут, то не все так позитивно. В Казани есть те исторические задания, которые не пригодились и ждут своего часа (если он наступит). По словам Екатерины Карасевой, в список таких построек вошли: Александровский пассаж, Соболевские номера, здание бывшего городского магистрата на улице Баумана, дом купца Щетинкина, завод Братьев Крестовниковых и завод Петцольда.

  📷
📷

Фото: Сергей Журавлев/KazanFirst

  📷
📷

Фото: Сергей Журавлев/KazanFirst

  📷
📷

Фото: Сергей Журавлев/KazanFirst

  📷
📷

Фото: Сергей Журавлев/KazanFirst

  📷
📷

Фото: Сергей Журавлев/KazanFirst
– Учитывая то, какая богатая история у города, и как много исторических зданий утеряны, следует ещё больше усилий направить на сохранение того, что осталось. Много факторов сказывается, почему они остались без использования и пригодности. Где-то по причине геологического состава земли, на которой построено здание, или недобросовестности владельца, который приобрел объект, но прекратил инвестиции, или слишком высокой цены необходимых инвестиций. Отсюда и отсутствие инвестора, – заключила собеседница.