Французский легкий танк AMX-13, разработанный вскоре после окончания Второй мировой войны, производился до 1980-х годов и экспортировался во многие страны. Его многочисленные разработки включали поворотную башню и систему автоматического заряжания.
После окончания Второй мировой войны французская оружейная промышленность быстро восстанавливалась, и одним из ее первых предложений стал легкий танк AMX-13. Компания Иссиле-Мулино (AMX) начало процесс проектирования в 1946 году с намерением создать истребитель танков и разведывательную машину и несколько изменило планы, чтобы создать легкий танк, который, как считалось, подходил для использования в воздушно-десантных войсках.
Производство AMX-13 началось в 1952 году и закончилось в 1980-х годах. За 35-летний период производства было построено около 7700 экземпляров этого танка и его модификаций.
AMX-13 вобрал в себя компоненты предыдущих танков времен Второй мировой войны, а также оснащался инновационным оборудованием. Внутренняя часть танка была разделена на передний отсек с механиком-водителем, сидящим слева в корпусе, и бензиновым двигателем SOFAM V-8 8GXb справа, по всей длине корпуса с выхлопом, выходящим из трубы рядом с внешним отсеком для хранения боеприпасов. Командир и наводчик располагались в боевом отделении сзади, внутри вращающейся башни.
Сама башня отличалась от предыдущих конструкций. Обозначенный как FL-10, он был разработан Файвз-Гейл Бэбкок. Вращение верхней половины на нижней половине башни увеличивало и понижало угол возвышения главного орудия. Хотя качающаяся башня, возможно, и обеспечивала более устойчивую орудийную платформу, в горной местности это оказалось проблематичным. AMX-13 оказался в явно невыгодном положении при попытке ослабить основное орудие или поднять его достаточно высоко, чтобы преодолевать холмы и горные хребты.
Поворотная башня действительно способствовала внедрению системы автоматического заряжания. Однако AMX-13 имел внутри танка только два магазина на шесть снарядов, и как только эти снаряды были израсходованы, танк должен отойти на безопасное расстояние.
Ранние модели AMX-13 были сконструированы с торсионной подвеской и бензиновым двигателем SOFAM. На последних этапах производства был добавлен дизельный двигатель, чтобы уменьшить вероятность возгорания, а также были установлены полностью автоматическая коробка передач и гидропневматическая подвеска. AMX-13 приобрел популярность как экспортный товар, и многие страны, закупившие этот легкий танк, внесли в него свои модификации.
Первоначальным основным вооружением AMX-13 была 75-мм пушка с одноствольным дульным тормозом по образцу весьма успешной немецкой KwK 42 L/70, установленной на среднем танке PzKpfw V Panther. Вооружение AMX-13 было модернизировано в 1966 году до 90-мм пушки, а затем до 105-мм пушки, в основном, для экспортных целей. Одновременно была представлена усовершенствованная башня FL-12. Дополнительное вооружение состояло из 7,5-мм или 7,62-мм пулемета FN1 / AAT52, установленного соосно в башне, и 7,62-мм зенитного пулемета. В некоторых случаях третий пулемет устанавливался рядом с командирской башенкой.
Хотя AMX-13 был достаточно легким, чтобы его можно было доставлять по воздуху в зоны боевых действий, при этом он жертвовал броневой защитой. При максимальной броне всего 40 мм AMX-13 был уязвим для любого оружия, за исключением стрелкового. По мере установки более тяжелого вооружения вес машины возрос до 14 тонн, а затем и до 15 тонн. В 1964 году компания Cruesot-Loire приступила к производству AMX-13, продолжив выпускать машину на экспорт после того, как французские военные сняли ее с вооружения в 1970-х годах. К моменту прекращения производства в 1987 году в другие страны было продано более 3000 AMX-13. Обновления включали добавление компьютеризированного управления огнем, лазерных дальномеров, систем NBC (ядерной, биологической и химической) защиты и возможностей ведения ночного боя.
Несмотря на инновации и популярность в качестве экспортного оружия, характеристики AMX-13 в боевых условиях были разочаровывающими. Хотя он предназначался для разведки и поддержки пехоты, он оказывался в невыгодном положении при неизбежных столкновениях с бронетехникой противника. Израильская армия использовала AMX-13 во время Суэцкого кризиса 1956 года и Шестидневной войны 1967 года; однако вскоре после этого он был снят с вооружения.
Поддержите канал-поставьте лайк.