Выборы в Думу города Иркутска 2024 года пройдут в новых условиях благодаря не только изменению законодательства.
Общефедеральный тренд.
С предыдущих выборов муниципальных депутатов столицы Приангарья иркутяне вместе со всей страной за пять лет пережили период ограничений свобод и прав гражданина введенных с 2020 года в связи с распространением по миру вируса COVID-19.
Именно в 2020-м году властям удалось ограничить общественный публичный протест, ловко применяя запретительные меры, якобы направленные на ограничение распространения новой коронавирусной инфекции.
С такими ограничениями провели выборы губернатора Иркутской области в 2020-м и выборы депутатов Государственной Думы в 2021-м.
В 2022-м году стало легко попасть в список иноагентов, особенно с 1 декабря, когда вступил в законную силу федерального закона«О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Согласно этому закону, статус иноагента в России могут получить физические и юридические лица, некоммерческие организации, общественные объединения, действующие без образования юридического лица и СМИ.
Чтобы это произошло, они должны соответствовать двум критериям: находиться под иностранным влиянием и вести определенную деятельность.
Одним из таких видов деятельности является политическая - проведение митингов, демонстраций, собраний, шествий и пикетов, организация дебатов и выступлений, влияние на результаты выборов или референдумов, а также открытые обращения к органам публичной власти России, а так же формировании определенных общественно-политических взглядов, в частности с помощью опросов и исследований.
Статус иноагента можно получить и за распространение материалов и сообщений для неопределенного круга лиц, как это делают СМИ и блогеры.
Под понятие иностранного влияния попадает получение лицом или организацией поддержки, а также оказание воздействия из-за рубежа, в том числе с помощью принуждения. Поддержкой в таком случае считается получение от иностранного источника денег, оборудования или техники, а также организационно-методических материалов, научно-технической и помощи в иных формах.
О каких иных формах помощи в федеральном закон №255 не говорится, что, возможно, дает органам власти, широко толковать это понятие.
Статус иноагента также накладывает определенные ограничения на деятельность лиц или организаций. Им запрещается занимать должности в органах власти, работать в избирательных комиссиях и комиссиях референдумов, любым способом влиять на ход выборов и становиться членом общественной наблюдательной комиссии.
Иноагент также не может делать пожертвования в избирательные фонды, политические партии и их региональные отделения. Не можеторганизовывать и финансировать публичные мероприятия.
На областном уровне: без красных депутатов и губернатора.
Если в 2019 году выборы в Думу Иркутска шли при губернаторстве Левченко и при наличии в областном парламенте одной трети депутатов избранных от КПРФ, то спустя пять лет губернаторская поддержка и поддержка от председателя областного Засксобрания, как и большинства депутатов из него будет лишь у кандидатов связанных с партией «Единая Россия».
К выборам Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва были изменены границы избирательных округов, поставив оппозиционных кандидатов в невыгодное положение.
Перекроенные округа.
К нынешним выборам город Иркутск претерпел изменения, а именно, как и в случае с выборами в Заксобрание изменяются границы избирательных округов, а еще изменяется качественный состав избирателей в округах.
Рассмотрим для примера пару округов для выборов в Думу города Иркутска: 32 и 34.
32-й округ расположен большей частью в Академгородке, где ведется уплотнительная застройка многоэтажками, что приводит разбавлению прежнего электората, притом протестного электората, новыми жителями.
34-й округ, тоже не совсем поддерживающий единоросов подвергся за минувшие пять лет перетряске, когда взамен малоэтажной застройки были построены высотки, а часть местного населения была переселена в другой район.
Вывод:
Протестно настроенные избиратели разбавляются аполитичным или поддерживающим партию власти населением, подвергаются вселению в другие округа города, а так же рискуют быть признаны иногагентами, со всеми вытекающими неприятными последствиями.
Так же политически активным протестным избирателям стало труднее находить сторонников среди иркутян, так как наличие всевозможных ограничений со стороны властей на публичные действия, особенно на массовые мероприятия, привело к отвыканию иркутян выходить при любом протесте на улицу, а кто-то реально опасается быть привлеченным к административной или уголовной ответственности.
Таким образом кандидаты от партии власти находятся в наивыгоднейшем положении чем кандидаты от оппозиционных партий на выборах в Думу города Иркутска в 2024-м году путем ужесточения законодательства в отношении своих оппонентов и изменения электорального поля.
Я не настаиваю на верности моего видения ситуации, поэтому буду рад услышать другие мнения и прогнозы на выборы иркутских депутатов в муниципальную думу.