Найти тему
Smapse News: Образование и наука

Запретные темы в советском кинематографе. Часть 1

Оглавление

Тематика цензуры в советском кинематографе всегда оставалась предметом особого внимания государственных органов. До наступления эры перестройки в 1987-1988 годах, строгий контроль за соблюдением идеологических и моральных норм в кинематографе осуществляли Госкино и Гостелерадио СССР.

Любое кинопроизведение, будь то отечественное или иностранное, подвергалось детальной проверке: фильмы, которые по мнению цензоров не соответствовали советской морали, могли быть либо полностью запрещены к показу, либо из них удалялись определенные сцены, либо производилось переозвучивание диалогов.

Иностранные фильмы из капиталистических стран, таких как США, Франция, Италия, подвергались особенно строгой цензуре, хотя некоторые из них все же проникали на советские экраны.

Советские режиссеры были хорошо осведомлены о существующих ограничениях, как официальных, так и негласных. Это заставляло их прибегать к различным методам скрытой передачи информации и внедрения чувствительных тем в свои работы. Многие сложные и запретные темы изображались крайне завуалированно, через символизм и метафоры, что позволяло обойти строгие правила цензуры и донести до зрителя запретный контент.

Переломным моментом в истории советского кинематографа стал период перестройки, начавшийся в конце 1980-х годов. С ослаблением идеологического контроля, экраны страны были буквально затоплены фильмами, которые откровенно затрагивали ранее запрещенные темы.

Процент таких работ в кинопроизводстве достигал 90%, и фильмы часто содержали сцены и сюжеты, ранее считавшиеся неприемлемыми. Это явилось свидетельством значительных изменений в общественной и культурной жизни страны, где кинематограф стал одним из основных арен демонстрации новых свобод и социальных перемен.

Любовные сцены

Изображение любовных отношений в советском кино прошло значительные трансформации с течением времени. До 1970-х годов кинематограф СССР был крайне консервативен в отображении интимности между влюбленными. Проявления нежности между персонажами чаще всего ограничивались прогулками, во время которых герои могли держаться за руки, или робкие поцелуи.

Более откровенные сцены любви традиционно оставались вне поля зрения камеры, а иногда любовные отношения демонстрировались в юмористическом или даже аморальном контексте, как, например, в знаменитой сцене из фильма "Бриллиантовая рука".

Однако в эпоху застоя произошли некоторые изменения. На экранах стали появляться моменты, пусть и краткие, где актрисы изображались без верхней части одежды или сцены, где актеры находились в одной кровати под одеялом, куря сигарету. Эти моменты, хоть и были очень мимолетными, начали ослаблять строгость цензурных ограничений в изображении отношений.

Первый значительный прорыв в отображении откровенных любовных сцен произошел во время перестройки с выходом фильма "Маленькая Вера", который показал зрителям совершенно новый уровень откровенности на экране. Это был один из первых фильмов, где советские зрители увидели серьезные и откровенные любовные сцены, что стало возможным благодаря ослаблению цензуры и изменению общественных норм.

Что касается изображения нетрадиционных отношений, то вплоть до конца существования СССР они оставались полностью табуированными. Ни в одном советском фильме не было даже намека на возможность таких отношений, подчеркивая строгость идеологических рамок, в которых приходилось работать кинематографистам того времени.

Сталинские репрессии

В советском кинематографе тема тюрем была представлена лишь с начала 1970-х годов, однако она носила общий и весьма сдержанный характер. Строгие рамки цензуры и идеологические ограничения не позволяли касаться более глубоких и темных страниц советской истории, таких как сталинские репрессии и система ГУЛАГ.

Вопреки реальной жестокости и масштабам репрессивной системы, изображение трудовых лагерей, операций НКВД и мрачных "черных воронков", символизирующих аресты и исчезновения людей, оставалось за пределами допустимого в культурном контексте той эпохи.

Эти аспекты истории СССР были настолько чувствительными, что упоминание о них могло быть истолковано как антисоветская пропаганда, что навлекло бы серьезные последствия на всех участников производства фильма. В результате, вплоть до эпохи перестройки, когда началось постепенное смягчение идеологических ограничений и повышение степени открытости в обсуждении исторических реалий, советские режиссеры и сценаристы избегали поднимать тему ГУЛАГа и сталинских репрессий в своих работах.

Переломным моментом стал приход к власти Михаила Горбачева и его политика гласности и перестройки, которая позволила кинематографистам с новой смелостью подходить к ранее запретным темам. Только с этого времени в советском и затем российском кино начали появляться работы, которые осмеливались затрагивать тему репрессий, отображая не только их жестокость, но и масштабы трагедии, которую пережила страна.

Политическая сатира

Политическая сатира в советском кино была сферой, где особенно ощущалось давление идеологических ограничений. В период правления Сталина, любое выражение критики в адрес власти или советской системы могло привести к аресту и отправке в лагеря ГУЛАГа, делая политическую сатиру в кино практически невозможной. В то время единственно допустимой формой критики было осуждение западных "империалистов", что активно использовалось в советских пропагандистских фильмах.

Ситуация начала меняться с приходом к власти Никиты Хрущева, когда произошло некоторое ослабление цензуры, известное как "хрущевская оттепель". В это время в кинематографе, а также на телевидении в передачах типа "Фитиль" и КВН начали появляться завуалированные сатирические упоминания о недостатках советского строя, таких как дефицит товаров или бюрократические очереди.

Однако критика была направлена не на систему в целом, а скорее на отдельных чиновников на местах, представляя проблемы как результат их индивидуальной неэффективности или коррупции.

В фильмах и на телевидении чаще всего подвергались критике те группы населения, которые по мнению властей подрывали идеальный образ советского человека. Это были, например, пьяницы, воры, стиляги и другие социальные элементы, которые якобы мешали строительству коммунизма. Эта критика также была способом поддерживать социальный контроль, демонстрируя негативные примеры поведения, которых следовало избегать.

А вам интересно смотреть старые советские фильмы?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также: