До начала перестройки в 1987-1988 годах, Госкино и Гостелерадио строго контролировали соответствие кино- и телепродукции идеологии советского общества. Фильмы, которые не удовлетворяли нормам, часто убирались с экранов, из них вырезали сцены или переозвучивали диалоги.
Особенно тщательно проверялись иностранные фильмы из США, Франции, Италии и других капиталистических стран, некоторые из которых все же показывали в СССР. Режиссеры были хорошо осведомлены о неофициальных запретах и часто прибегали к символическим и замаскированным способам представления чувствительных тем.
С приходом перестройки на экраны начали выходить фильмы, которые открыто затрагивали ранее запрещенные темы, и в 90-х годах большинство кинопродукции охарактеризовалось резким увеличением натуралистичного и откровенного содержания.
Образ Сталина (после его смерти)
В марте 1956 года, вскоре после смерти Сталина, Никита Хрущев приступил к политике десталинизации, которая началась с его знаменитой "секретной речи" на XX съезде КПСС. В этой речи Хрущев критиковал культ личности Сталина и осудил многие из его действий. Это выступление стало катализатором изменений в советском обществе, в том числе и в сфере культуры. В результате, все телепередачи и кинофильмы, содержащие упоминание или восхваление Сталина, были временно изъяты из проката и эфира.
К 1961 году после тщательной редактуры и удаления открытого восхваления Сталина, обрезанные версии многих старых художественных и документальных фильмов были возвращены в эфир. Эти изменения отражали новую политическую линию, призванную отходить от сталинской эпохи и её репрессивного наследия.
Однако после отставки Хрущева в 1964 году, произошло некоторое ослабление строгости в отношении изображения Сталина в культуре. Это можно было заметить, например, в художественных деталях, таких как появление портрета Сталина в сцене в поезде с фронтовиками в фильме "Белорусский вокзал" 1970 года. Этот момент символизировал неоднозначное отношение к фигуре Сталина в общественном сознании: с одной стороны, отход от его репрессивных методов, с другой — признание его роли в советской истории.
Религия
В Советском Союзе государственной идеологией был атеизм, что существенно отражалось на содержании и тематике кинематографа. Показ каких-либо религиозных обрядов, особенно в положительном контексте, был строго ограничен. Изображение религиозных символов, включая православные кресты, в большинстве случаев также было недопустимо, что подчеркивало идеологическую линию государства по отношению к религии.
Тем не менее, сатирическое или ироничное изображение религии и религиозных обрядов находило свое место в советских фильмах. Например, в комедии "Операция «Ы» и другие приключения Шурика" использовались сцены, которые можно было расценить как богохульные, в частности, шутки про Богоматерь.
Подобные моменты не только допускались, но и встречались достаточно часто, так как вписывались в общую линию пропаганды атеизма. Также в фильме "Бриллиантовая рука" появляется сцена крестного хода, которая также подается в ироничном и сатирическом ключе.
Эти элементы кинопроизведений служили поддержанию идейной установки страны и демонстрировали пренебрежительное отношение к религии, что было частью более широкой кампании по борьбе с религиозными убеждениями и практиками в СССР.
Нецензурная лексика
В 1980-е годы, американский кинематограф активно использовал нецензурную лексику, особенно в боевиках с участием таких актеров, как Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне и Брюс Уиллис. В их фильмах ругательства часто фигурировали в диалогах, что делало кинопроизведения более живыми и экспрессивными для зрителей, желающих увидеть на экране отражение реальной жизни.
В контрасте с этим, советский кинематограф тех же лет демонстрировал значительную строгость в использовании языка.
Сценарии отечественных фильмов редко включали жесткую нецензурную лексику, отражая более строгие нормы и ценности, которые поддерживала советская цензура. Когда в советских кинофильмах и появлялись ругательные слова, они чаще всего исходили от персонажей, изображаемых в негативном свете, таких как антисоциальные элементы, и даже в таких случаях использовались эвфемизмы и тюремный жаргон.
Примером может служить фильм "Джентльмены удачи", где ругательства применялись очень умеренно и в большинстве случаев были замаскированы или представлены в смягченной форме.
Восточные единоборства
В советский период, в отличие от широко поддерживаемого и поощряемого самбо, восточные боевые искусства, особенно каратэ, сталкивались с официальной недовольностью и запретами.
Эти искусства воспринимались как средство воспитания культа жестокости, и существовало опасение, что структура обучения, предполагающая безусловное подчинение ученика учителю, напоминает сектантскую организацию. Эта ассоциация с сектантством делала показ таких искусств в кино и на телевидении нежелательным.
Тем не менее, были исключения, когда советское кино обращалось к теме восточных боевых искусств. Один из самых ярких примеров — фильм "Пираты XX века", который вышел накануне Олимпийских игр 1980 года в Москве. Этот фильм, ставший кассовым хитом, демонстрировал элементы восточных боевых искусств, что было необычным и экзотичным для советских зрителей. Это было важно для создания образа Советского Союза как открытой и многообразной страны на международной арене.
Мистика и ужасы
В советском кинематографе темы мистицизма и ужасов не находили широкого распространения, поскольку они считались чрезмерно мрачными и не соответствующими идеологическим стандартам коммунистического общества. Советская идеология акцентировала веру в научный прогресс и светлое будущее, а фильмы о потустороннем мире и необъяснимых наукой явлениях воспринимались как отступление от этих принципов.
Тем не менее, существовало исключение из этого негласного правила — фильм "Вий", экранизация одноименной повести Николая Гоголя. Гоголь, как почитаемый и классический писатель русской литературы, пользовался особым уважением, что позволило адаптировать его произведение для большого экрана. "Вий" стал уникальным примером советского кино, где были допущены элементы мистицизма и ужаса.
Этот фильм выделялся на фоне остальной кинопродукции того времени, предоставляя советским зрителям редкую возможность окунуться в атмосферу народных поверий и сверхъестественного.
Как вы думаете, стали бы советские фильмы интереснее без цензурных ограничений?
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также: