Найти в Дзене
Вперёд в прошлое!

Страны герои: подобный Александру

Ну вот скажите, разве плохо, если на канале будет больше новых рубрик? Ведь в истории столько всего интересного. Если вы не против, тогда встречайте. В этой рубрике я хочу рассказать о национальных и народных героях. Своих-то мы ещё более-менее знаем. А вот кого чтят в других странах? Сегодня речь пойдёт о, пожалуй, самом необычном из них. Всё-таки, согласитесь, герой - понятие политическое. Ведь когда в стране происходит коренный перелом, тех, кто ещё недавно твёрдо стоял на своих постаментах, служа примером для потомков, безжалостно сбрасывают в грязь. Но наш герой умудрился оставаться в почёте при любом режиме. Его имя носила дивизия СС. О нём снял фильм советский режиссёр Сергей Юткевич. Орден в его честь за последние 100 лет переучреждался четыре раза: при короле, при иностранных оккупантах, при советской власти и после её падения. Но самое удивительное, этого человека почитают как христианского борца с турками-мусульманами в стране, где больше половина населения исповедует ислам.

Ну вот скажите, разве плохо, если на канале будет больше новых рубрик? Ведь в истории столько всего интересного. Если вы не против, тогда встречайте. В этой рубрике я хочу рассказать о национальных и народных героях. Своих-то мы ещё более-менее знаем. А вот кого чтят в других странах? Сегодня речь пойдёт о, пожалуй, самом необычном из них.

Всё-таки, согласитесь, герой - понятие политическое. Ведь когда в стране происходит коренный перелом, тех, кто ещё недавно твёрдо стоял на своих постаментах, служа примером для потомков, безжалостно сбрасывают в грязь. Но наш герой умудрился оставаться в почёте при любом режиме. Его имя носила дивизия СС. О нём снял фильм советский режиссёр Сергей Юткевич. Орден в его честь за последние 100 лет переучреждался четыре раза: при короле, при иностранных оккупантах, при советской власти и после её падения. Но самое удивительное, этого человека почитают как христианского борца с турками-мусульманами в стране, где больше половина населения исповедует ислам. Звали его Георгий Кастриоти. Но в Албании и далеко за её пределами он известен под именем Скандербег.

Это имя Кастриоти дали турки. В раннем детстве отец вынужден был отправить сына заложником ко двору султана в качестве гарантии своей покорности. Там Георгий принял ислам и сделал неплохую карьеру в турецкой армии, получив прозвище Искандер-бей. Так турки называли Александра Македонского, которого считали величайшим полководцем в истории. Ну а албанцы переделали Искандер-бей в Скандербег.

Памятник Скандербегу работы Йанака Пачо в Круе (Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International)
Памятник Скандербегу работы Йанака Пачо в Круе (Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International)

Возможно, Кастриоти так и остался бы в анналах истории одним из многочисленных отважных турецких военачальников, если бы не... другой национальный герой весьма популярный в Венгрии и Румынии. Венгерский воевода Янош Хуньяди дал решительный отпор турецким завоевателям. Историки всё ещё спорят, какая из его побед подтолкнула Искандер-бея к дезертирству. Достоверно известно только, что во время очередной схватки с венграми Георгий во главе 300 верных албанских воинов покинул ряды турецкой армии.

Вернувшись на родину, Скандербег отрёкся от ислама и призвал сограждан к восстанию. Уговаривать их особо не пришлось - отряды повстанцев скрывались в албанских горах и до его прибытия. Вскоре Кастриоти собрал 10-тысячную армию. Конечно, этого было недостаточно, чтобы бросить вызов султану в открытом бою, но вполне хватало для партизанской войны. Турецкие отряды исчезали в албанских горах один за другим. Численное превосходство их не спасало. Так, 29 июня 1444 года в битве при Торвиолле воины Скандербега разгромили армию Али-паши, превосходившую их по некоторым оценкам в 4 раза, перебив примерно столько же турок, сколько было самих албанцев в том бою.

А 2 сентября 1457 года при Албулене 10-тычное войско Скандербега одержало одну из самых грандиозных своих побед. На этот раз ему противостояла 80-тысячная турецкая армия. На каждого сражавшегося албанца пришлось по 3-4 убитых или взятых в плен турок. В числе пленных оказался и Хамза Кастриоти - племянник и ещё недавно верный соратник Скандербега, переметнувшийся на сторону врага.

В конце концов, султан Мехмед II Завоеватель сдался и признал независимость Албании. Взять штурмом Константинополь оказалось намного легче, чем покорить горную страну и её народ, возглавляемый отважным вождём. Увы, мир продлился недолго. Вскоре Скандербег... сам напал на турок, поскольку папа римский поручил ему возглавить очередной крестовый поход против захватчиков.

Восстание Георгия Кастриоти длилось... 25 лет. И закончилось только с его смертью. Туркам так и не удалось сразить 62-летнего героя в бою. На помощь им пришла малярия. Скандербега оплакивали не только албанцы. Король Неаполя Фердинанд I направил вдове свои соболезнования и пообещал покровительство. Войну с турками продолжили сын и внук героя, но им не удалось повторить успех своего предка, и Албания вскоре стала частью Османской империи.

Читайте в этом цикле: