Найти в Дзене
Вперёд в прошлое!

Страны герои: командующий "Чёрной армией"

Но в солнечной Бразилии, Бразилии моей тоже есть место подвигу. Так что позвольте вас познакомить с одним из самых необычных национальных героев в истории. Настолько необычном, что бразильцы предпочитают гордиться им скромно, где-то в глубине души, очень глубоко. Мне не удалось найти информацию ни об одном памятнике этому человеку, хотя со времён его подвигов минуло более трёх веков. Но для начала небольшой экскурс в историю, поскольку эти её страницы в нашей стране обычно не освещаются никак. Как вам всем, наверняка, хорошо известно, Бразилия некогда была португальской колонией, а потому местное население там разговаривает на одном из диалектов португальского языка. Вот только Португалия на европейских картах существовала далеко не всегда. 4 августа 1578 года в Марокко пал в бою молодой португальский король Себастьян I Желанный. Мало того, что молодой, так до кучи ещё и не женатый, а значит бездетный. Перепуганная португальская знать срочно вытащила из монастыря его двоюродного деда,

Но в солнечной Бразилии, Бразилии моей тоже есть место подвигу. Так что позвольте вас познакомить с одним из самых необычных национальных героев в истории. Настолько необычном, что бразильцы предпочитают гордиться им скромно, где-то в глубине души, очень глубоко. Мне не удалось найти информацию ни об одном памятнике этому человеку, хотя со времён его подвигов минуло более трёх веков.

Но для начала небольшой экскурс в историю, поскольку эти её страницы в нашей стране обычно не освещаются никак. Как вам всем, наверняка, хорошо известно, Бразилия некогда была португальской колонией, а потому местное население там разговаривает на одном из диалектов португальского языка. Вот только Португалия на европейских картах существовала далеко не всегда. 4 августа 1578 года в Марокко пал в бою молодой португальский король Себастьян I Желанный. Мало того, что молодой, так до кучи ещё и не женатый, а значит бездетный.

Энрике Диас (изображение из открытых источников)
Энрике Диас (изображение из открытых источников)

Перепуганная португальская знать срочно вытащила из монастыря его двоюродного деда, архиепископа Энрике, отряхнула от нафталина и посадила на трон. Но королю требовался наследник, а архиепископ давал обет безбрачия. На все просьбы португальцев освободить их свежеиспечённого монарха от этого обета папа Григорий XIII показывал смачный кукиш. Конечно, Энрике на седьмом десятке вряд ли бы вспомнил, как делать детей, но бережённого Бог бережёт. Как говорится, ничего личного, чисто политика. Через полтора года Энрике умер и довольный папа вручил португальскую корону сыну его сестры, испанскому королю Филиппу II.

Так Португалия на 60 лет стала частью Испании. А испанцам было не до Бразилии, в связи с чем к ней тут же потянулись цепкие лапки других европейских колониальных держав. Особенно успешно дела шли у недавно сбросивших с себя цепи испанского гнёт Нидерландов. И вот тут... словом, пора познакомить вас с нашим удивительным героем.

Энрике Диас был... негром. Да, да, самым обычным негром, которых португальцы массово завозили в Бразилию для тяжёлой скотской работы. До сих пор точно неизвестно, родился ли он рабом или свободу обрели ещё родители Энрике. Однако выходец из Африки оказался настоящим патриотом, причём почему-то патриотом именно португальской Бразилии. Когда голландцы вторглись в его родной Пернамбуку, Диас поднял против них... местных рабов. Такого приёма захватчики явно не ожидали.

Энрике не просто возглавил восстание, он сумел превратить толпу вчерашних бесправных негров в регулярную "Чёрную армию", наводившую ужас на голландцев. Европейская тактика боя оказалась абсолютно бесполезной в бразильских джунглях, а огнестрельное оружие не давало никакого преимущества. При поддержке восставших негров-рабов и местных индейцев португальцы в двух битвах у холмов Гуарарапис разнесли хорошо вооружённую вражескую армию в пух и прах. В первой из этих битв Диасу раздробило левую руку, но он остался в строю, заявив: "Моей правой руки достаточно, чтобы защищать мою землю и моего короля".

Да, да, у португальцев к тому времени появился свой собственный король. Вскоре после восстания в Бразилии мятежники в Лиссабоне посадили на трон внука ещё одной сестры покойного архиепископа Энрике, Жуана IV Восстановителя. Новый король, вынужденный бороться за свои права на престол с могущественной Испанией, не желал конфликта с Нидерландами и приказал прекратить боевые действия в колониях. На что Диас, которого к тому времени называли не иначе как "губернатором всех креолов, негров и мулатов", просто... проигнорировал королевский приказ. "Чёрная армия" остановилась только когда ни одного голландца не осталось на бразильской земле.

После победы Энрике был лично представлен королю и щедро награждён поместьями и Орденом Христа. В свою очередь он попросил у монарха свободы для всех рабов, сражавшихся против захватчиков, и права продолжать служить в бразильской армии для себя. Российская Википедия утверждает, что национальный герой Бразилии скончался в нищете, но в других источников я подтверждения этому факту не обнаружил.

Почему же несмотря на официальный статус национального героя бразильцы предпочитают не вспоминать о Диасе? Нет, дело тут вовсе не в цвете его кожи. А в том, что будучи негром из рабов, он всё жизнь оставался ревностным католиком и преданным короне монархистом, что в современной республиканской Бразилии считается скорее недостатком.

Читайте в этом цикле: