Найти тему

Судьба летчика-истребителя. Медицина запретила летать, а он летал, сбивал, стал дважды Героем и вторым по результативности за войну

А еще стоит добавить, с какими трудностями ему пришлось столкнуться и преодолеть их, чтобы добиться отправки на фронт! Но это отдельная тема для рассказа о судьбе этого летчика.

Хотя первоначально проблема у него возникла буквально за день до войны.
Летчик уже 2 года как служил в авиаполку, но при прохождении очередной медкомисии у него выявили заболевание, из-за которого и было запрещено летать -
дальтонизм. Вроде не смертельно и жить можно, но с таким диагнозом не допускается летчик к полету.
Странно, что ранее ничего не обнаружили. Вероятно, так смотрели.

В свой авиаполк после медкомиссии летчик вернулся 22 июня 1941 года, имея на руках заключение о запрете летать. Едва доложив о своем прибытии, он, сам того не ожидая, получает боевое задание - на истребителе И-153 "Чайка" срочно отвезти документы в соседнюю часть. При этом начальник штаба авиаполка поступил очень неожиданно с медицинским заключением.

Сам летчик так об этом вспоминал в книге "В небе Молдавии" -

"...Я знал: мое положение почти безнадежно. Врачебная комиссия запретила летать категорически. Кто мог сейчас взять на себя смелость отменить это решение?
Говорят, чтобы набраться мужества и на что-то решиться, следует меньше думать о своем положении. Я пришел на КП. Майор Матвеев, выслушав торопливое: «Прибыл... Негоден... Прошу...», взял злополучное медицинское заключение и тут же порвал его.
— Видишь тринадцатую «чайку»? — он указал на закиданный ветками истребитель. — Быстренько готовь к вылету, отвезешь в Бельцы пакет.
Через полчаса я сидел в кабине самолета, вслушиваясь в привычный рокот мотора, вдыхая до боли знакомые запахи выхлопных газов и аэродромного разнотравья.
Рядом прошумели два «мига» — это Пал Палыч с Яковлевым отправились в разведку. Техник Ваня Путькалюк вытащил из-под колес колодки. Довольный, улыбающийся, он козырнул мне и вытянул руку в сторону взлета: «Путь свободен!»
Я в воздухе! Пусть задание мое не боевое, я лечу и это — главное!..."


Это был дважды Герой Советского Союза
генерал-майор авиации Григорий Андреевич Речкалов -

Г.А.Речкалов (1920-1990). Источник фото - https://krasnodar-dobycha.gazprom.ru/victory/rechkalov/
Г.А.Речкалов (1920-1990). Источник фото - https://krasnodar-dobycha.gazprom.ru/victory/rechkalov/

Он был прекрасным, умелым летчиком, человеком большой личной храбрости, героическим. Но при этом, по воспоминаниям знавших его лично, неоднозначным и довольно сложным в общении.

Родом из простой крестьянской семьи из Свердловской области. В конце 1937 года по путевке комсомола Речкалова направили учиться в военную школу летчиков в Перми - тогда небом "болела" и грезила молодежь страны.
Авиашколзакончена и в звании младшего лейтенанта он получает направление в истребительный авиаполк Киевского Особого ВО.

Войну Речкалов встретил на истребителе И-153 "Чайка", свою первую воздушную победу одержал 27 июня 1941 года, сбив "Мессершмитт" Вf.109.

Вот как он сам описывал про своего первого сбитого -

"...Пока длинной очередью я отпугивал второго «мессершмитта», «хлюпик» круто спикировал. Разворотом под него я легко увернулся от атаки и проследил, как он на предельной скорости проскочил в сторону и взмыл пологой горкой вверх.
Я оказался в выгодном положении. Вывел «чайку» из разворота и тут же очутился у «мессершмитта» в хвосте.
Но что это? Чувствуя, что мне не угнаться за ним, он дразнит меня, помахивает крыльями. Пытается заманить под атаку своего напарника? Нет, «желтоносик» еще далеко. Дразни, дразни... Блеск покачиваемых крыльев помогает мне лучше прицелиться. Вот «мессер» на перекрестье сетки. Нажимаю кнопку пуска и почти ощущаю, как электрический импульс врывается искровым разрядом в ракету. Под крыльями раздается свистящий шелест. Два огненных метеора соскакивают с салазок и молниеносно настигают врага.
Трудно передать словами состояние при виде первого сбитого самолета. Об этом летчик начинает мечтать с того момента, как впервые садится в кабину истребителя. И не каждому выпадает дождаться мгновенья, когда вражеский самолет, точно детская игрушка, беспорядочно кувыркаясь, помчится вниз, а за ним, до самой земли, потянется черный шлейф дыма..."

Советский поршневой истребитель 1930-х - 1940-х годов И-153 "Чайка". Источник фото -https://alternathistory.ru/sergej-linnik-aviatsiya-protiv-tankov-chast-1-pervye-sovetskie-shturmoviki/
Советский поршневой истребитель 1930-х - 1940-х годов И-153 "Чайка". Источник фото -https://alternathistory.ru/sergej-linnik-aviatsiya-protiv-tankov-chast-1-pervye-sovetskie-shturmoviki/

Кстати, в книге Речкалова описан интересный эпизод по т.н. "врагам народа" - в том плане, что они были. Вот что написал Григорий Андреевич, когда вернулся в полк после отсутствия (медкомиссия и т.д.) -

"...По дороге Богаткин выкладывал до мельчайших подробностей события в Бельцах за время моего отсутствия ... Неожиданно Богаткин остановился и спросил меня:
— Ты о начфине базы слышал?
— Нет, а что? — поинтересовался я.
— И о Борисове, начальнике ГСМ, не знаешь?
Я отрицательно мотнул головой...
— Начфин был шпионом фашистским.
— Что?..
— Шпионом, говорю, был он и сбежал в первый день. Вместе с ним и Борисов удрал.
— Скажи, Афанасий Владимирович, — встрепенулся я сразу же: — не их ли рук дело?..
— Их, командир, их! — с ненавистью воскликнул Богаткин. — Эти сволочи подсыпали что-то в масло, потому и заклинивались подшипники, шатуны обрывались...."


Начфин и начальник ГСМ... И сколько тогда таких было по стране?

Следующим самолетом Речкалова стал знаменитый "ишачок" - И-16.

Дело в том, что его прежний, видавший виды И-153 во время взлета в один из боевых дней той поры по причине технической неисправности потерпел аварию и рухнул на землю, Речкалов уцелел каким-то чудом.

Истребитель И-16. Источник фото - https://dzen.ru/a/Y0VHde1jIQSfH6e3
Истребитель И-16. Источник фото - https://dzen.ru/a/Y0VHde1jIQSfH6e3

Но вскоре, 26 июля 1941 года, имея на своем боевом счету уже три сбитых немецких самолета, Речкалов получает тяжелое ранение в правую ногу и в голову. С большим трудов летчику удалось вернуться на свой аэродром, откуда его срочно отправили в госпиталь.

А эти три сбитых еще всплывут позднее и сыграют свою роль в будущем конфликте с самим А.И.Покрышкиным.

Речкалов перенес несколько серьезных операций, провел в госпитале долгие месяцы. При выписке врачи сначала не давали "добро" обратно на фронт, в небо. Но Григорий буквально упросил их и ему разрешили продолжать летать. Но только в тылу и на самолетах легких типах.

Его и отправили в летную школу, где были только У-2. Мол, будешь инструктором по пилотированию. Однако Речкалов добился приема у командуюущего ВВС округа, который разрешил Григорию Андреевичу перейти в запасной полк, где советские летчики переучивались на "ЛаГГи" и "Яки". Но о фронте даже не думай!

Источник фото - https://hdpic.club/15392-samolet-jak-1-51-foto.html
Источник фото - https://hdpic.club/15392-samolet-jak-1-51-foto.html

Речкалов довольно быстро освоил Як-1, а затем все равно написал рапорт на фронт. Он полагал, что ему, как подготовленному летчику (да еще и с воздушными победами на счету!) все-таки не откажут. Каково было удивление Речкалова, когда он стал получать отказ за отказом!
А еще с ним в это время случилась новая беда - зашевелился и воспалился осколок, сидевший в правой ноге. Его не смогли удалить во время нахождения в госпитале в первый раз.
В итоге снова госпиталь и операция. В этот раз все закончилось благополучно.

После госпиталя Речкалов решил схитрить. Он прибыл обратно в запасной полк и попросился в отпуск на родину. Командир полка пошел навстречу - летчик на костылях, после длительного лечения, пользы от него пока никакой, разрешил.
Речкалов поехал домой, но буквально через пару дней, с костылем в руках, отправился в направлении Ростова-на-Дону, где, как он узнал, воевал его родной полк, ставший теперь уже 16-м гвардейским ИАП.

Как говорят - "Дома и стены помогают". В полку Речкалов приняли хорошо, хотя он и получил нагоняй от командира полка за свою хитрость.
В полку было много новых лиц, но он быстро освоился, а нога, долго не заживавшая в тылу, здесь перестала болеть и пошла на поправку.
Григорий Андреевич упорно взялся за изучение боевого опыта, которым уже овладели его товарищи, освоил новые тактические приемы воздушного боя и теперь на
Як-1 стал успешно воевать с врагом.

Он совершил несколько десятков вылетов на штурмовку позиций противника. Наносились удары по железнодорожным составам, уничтожались автоколонны, артиллерийские орудия, танки, пехота, склады.
Участвовал Речкалов и в 20 воздушных схватках с фашистами, в которых сбил 6 самолетов, из которых было пять
Ме-109 лично, один FW-189 в группе. Григория представили к ордену Красного Знамени, который он получил в декабре 1942 года.

А затем полк направили в тыл - их начали переучивать на новые американские истребители Р-39 "Аэрокобра"

Григорий Речкалов в кабине своей "Аэрокобры". Рядом со звездой на фюзялеже частично видны буквы - РГА, что значило "Речкалов Григорий Андреевич". Он так специально нанес для гитлеровских летчиков, чтобы знали - кто летит. Источник фото - https://dzen.ru/a/YaSsK4K6Wj65P8st
Григорий Речкалов в кабине своей "Аэрокобры". Рядом со звездой на фюзялеже частично видны буквы - РГА, что значило "Речкалов Григорий Андреевич". Он так специально нанес для гитлеровских летчиков, чтобы знали - кто летит. Источник фото - https://dzen.ru/a/YaSsK4K6Wj65P8st

Речкалов вошел в историю войны, как летчик, одержавший на P-39 "Аэрокобра" больше всех побед. Он стал вторым по результативности летчиком Советского Союза после Ивана Кожедуба. На его счету значилась 61 личная победа и 4 групповых.

Речкалова отличала личная храбрость, презрение к гитлеровским асам и какая-то лихость. Он быстро схватывал, скажем так - нить боя и, как бы не складывалась обстановка, практически всегда доводил до конца начатую схватку.

Источник изображения - https://akwatoria.ru/g-p-39/
Источник изображения - https://akwatoria.ru/g-p-39/

Обнаруженный перед самой войной дальтонизм Речкалов компенсировал исключительным по остроте зрением - он всегда забирался на большие высоты, высматривая оттуда неприятеля. Замечал его еще очень издалека, а затем следовала стремительная атака.

В воздушных боях Речкалов сформулировал свои собственные правила -

"Обнаруживай противника первым. С атакой не спеши - выжди момент. Атакуй наверняка, с близкой дистанции, одной очередью".     

Источник фото - https://airaces.narod.ru/all1/rechkal.htm
Источник фото - https://airaces.narod.ru/all1/rechkal.htm

От других летчиков его отличала быстрота принятия решения, а также стремление довести до победы любой бой.

Истребительный полк, где воевал Речкалов, входил в 9-ю Гвардейскую Истребительную авиадивизию, которой с июля 1944 года командовал полковник А.И.Покрышкин.

Полковник Покрышкин А.И. Источник фото - https://dzen.ru/a/ZU8laxwBrwu8ISNI
Полковник Покрышкин А.И. Источник фото - https://dzen.ru/a/ZU8laxwBrwu8ISNI

Покрышкин первоначально очень положительно относился к Речкалову. лучшими его качествами считал прямоту и откровенность. Помимо этого говорил о Григорие, как об отличном, замечательном летчике.
Речкалов стал в свое время командиром звена в эскадрилье капитана Покрышкина, летал ведущим пары в его группе.

Источник фото - https://airaces.narod.ru/all1/rechkal.htm
Источник фото - https://airaces.narod.ru/all1/rechkal.htm

Покрышкин продвигал Речкалова по службе, давая ему соответствующую характеристику.
Покрышкин стал комэском - Речкалов становится его заместителем. Покрышкина назначают на должность заместителя командира полка - он способствует назначению Речкалова командиром эскадрильи.
В 1944 году Покрышкин становится командиром дивизии, Речкалов получает назначение командиром полка.
И вот тут в их взаимоотношениях и произошла трещина.

Именно по представлению Покрышкина вскоре Речкалова снимают с должности командира полка, затем снова назначают, но потом все-таки окончательно снимают и назначают инспектором по технике пилотирования в авиадивизии.  Объяснение было в том, что из-за грубого нарушения приказа произошла трагедия и погибли люди.

Спустя время Покрышкин уже говорил о Речкалове как об умелом, опытном летчике, но при этом сильно увлекающимся личными победами в воздухе. Из-за этого он мог погнаться за каким-либо немецким самолетом, бросив товарищей на поле боя.
Но это, знаете ли, с преступлением граничит. И вряд-ли, будь это правдой, Речкалова вообще оставили бы летать.

Покрышкин обвинил Речкалова, как командира полка, в гибели своего близкого друга, одного из лучших летчиков дивизии Героя Советского Союза Александра Клубова. К слову - после войны Клубов стал дважды Героем Советского Союза уже посмертно.

А.Ф.Клубов (1918-1944). Источник фото - https://krassev.booksite.ru/fulltext/klubov/files/assets/common/page-substrates/page0016.jpg
А.Ф.Клубов (1918-1944). Источник фото - https://krassev.booksite.ru/fulltext/klubov/files/assets/common/page-substrates/page0016.jpg

Самолет Клубова Ла-7 разбился при приземлении после тренировочного испытательного полета. Вот так было по воспоминаниям -

"... 1 ноября весь полк потрясла трагическая гибель Героя Советского Союза капитана Александра Клубова.
Отважный воздушный боец ... сложил свою голову не в схватке с врагом, не в сражении, а на глазах товарищей во время облета новой машины.
На посадке колесо попало в воронку, присыпанную на бетоне землей и размытую дождем. Истребитель скапотировал — и летчика придавило бортом кабины опрокинувшейся машины.
Клубов умер на руках у своего учителя и командира, и эта нелепая утрата явилась как для Покрышкина, так и для всех нас глубоким личным горем. Хоронил Клубова весь полк ... Возвратившись на аэродром, долго не могли прийти в себя, мы не скрывали своих слез и никак не могли, не хотели верить, что нет среди нас этого чудесного человека, отважного бойца..."

Истиочник фото - https://airaces.narod.ru/all1/rechkal.htm
Истиочник фото - https://airaces.narod.ru/all1/rechkal.htm

Правда, есть и другая информация по причине этой трагедии. При посадке самолет Клубова по причине сильного бокового ветра выкатился за пределы взлетной полосы и попал в канаву, что образовалась после дождя. Летчик не смог удержать самолет и он перевернулся, что и привело к трагедии.

Но Покрышкин, как командир дивизии, поставил в вину Речкалову, как командиру полка, плохую организацию подготовки учебных полетов, а конкретно - отсутствие контроля за ремонтом бетонной взлетно-посадочной полосы. Мол, Речкалов доверился докладу ответственных, что все выполнено, а сам проверять не стал.
Далее, метеоусловия в тот день были не самыми лучшими и командиру полка, как считал Покрышкин, следовало вообще отказаться от проведения обычных тренировочных полетов.
Правда, на это можно возразить, что шла война, где надо было быть готовыми к самым разным условиям полетов, в том числе и при не очень подходящих метеоусловиях. К тому же Клубов - опытный летчик, Герой Советского Союза, бывал во многих передрягах, как ему Речкалов мог запретить лететь?

Нелепо погиб прекрасный летчик и личный друг А.И.Покрышкина. Но, если представить, что в такой же ситуации трагически погиб не геройский летчик (и, повторю - личный друг) Александр Клубов, а недавно прибывший в полк какой-нибудь малоизвестный младший лейтенант Иванов, к примеру, была бы такой же резкой реакция Покрышкина? Что-то сомнительно. Конечно, как комполка Речкалов получил бы нагоняй, может даже и взыскание, но и не более, как полагаю.

Но в итоге нелепую гибель боевого летчика-истребителя Клубова, своего друга, Покрышкин Речкалову так и не простил. Он говорил в дальнейшем о Речкалове -

"Бывает талантливый летчик, даже очень талантливый, который, увы, далеко не всегда может быть хорошим командиром".


Но Речкалов все время практически был на глазах у Покрышкина, который сам его рекомендовал на различные командные должности. Он, что, не видел тогда, что
"талантливый летчик не может быть хорошим командиром"? Странно...

А второй момент, что еще более ухудшил отношения между Покрышкиным и Речкаловым стали те самые три сбитых самолета начала войны, о чем говорилось в начале статьи.

Повторю - 26 июля 1941 года, когда Речкалов был тяжело ранен в ногу, после долгих месяцев лечения и реабилитации, на его личном счету числилось три сбитых самолета противника. И никем под сомнение не ставилось.
Когда Речкалов смог правдами-неправдами вернуться обратно в полк, то узнал, что его счет оказался обнуленным. Мол, так случилось у всех, как ему объяснили. Произошло это по причине тяжелых боев и отступления. Однажды штаб полка попал в окружение и все документы, дабы их не захватил противник, были уничтожены. Мол, начинай войну с чистого листа.

Ситуация понятная. Возражений не было. Но Речкалов уже позднее случайно обнаружил, что у остальных пилотов самолеты, сбитые до ситуации с окружением штаба, никуда не обнулились, так и числятся на их лицевых счетах.

Писавший биографию Покрышкина О.Левченко так объяснял эту ситуацию -

"Судя по всему, количество боевых вылетов у лётчиков 55-го ИАП после потери документов было восстановлено и внесено в новые лётные книжки по памяти (или путём прикидочных математических расчётов).
К тому же количество боевых вылетов никаких особых отличий в то время лётчикам-истребителям не давало, поэтому и имелась возможность восстановить их, как говорится, на глазок".     


Но так случилось, что восстановили всем ... кроме Речкалова. Возможно, по причине его долгого отсутствия - госпиталь, лечение, запасной полк и т.д. Может, кто занимался восстановлением, так и подумал - Не вернется летчик в полк, что зря пропадать сбитым, отдадим их другому, кто узнает?
Словом, каким-то образом на лицевом счету у ... Покрышкина (!) и появились эти самолеты, совпадающие со сбитыми
в 1941 году Речкаловым.

Уже после войны Речкалов, работая в Центральном архиве МО, рахобрал ситуацию с этими тремя сбитыми, но и доказал, что их приписали Покрышкину. Вероятно, он обратился к Александру Ивановичу за разъяснением. Но разговор, судя по всему, не задался, сменился тон и дошло до взаимных упреков и даже оскорблений.
В итоге реакция Покрышкина, человека очень известного и авторитетного, не заставила себя долго ждать - про Речкалова образно говоря стали
"забывать", а доступ к архивам ЦАМО банально закрыли. Что само по себе показательно.

Источник - http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/r/rechkal1_b.jpg
Источник - http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/r/rechkal1_b.jpg

Следующий вопрос - А что за возня со сбитыми? Что это давало?
Во-первых, деньги. И хорошие. Приказом Ставки ВГК
№ 0299 от 19 августа 1941 года летчикам-истребителям выплачивали 1000 рублей за сбитый самолет противника. Очень немалые деньги тогда.
Во-вторых, каждый сбитый самолет увеличивал возможность получения государственных наград. Предусматривалось и поощрение за боевые вылеты на разведку, за уничтожение вражеских железнодорожных эшелонов, танков, живой силы и т.д.
Вот и выходило, что каждый сбитый самолет противника имел большое значение для летчика.

Кстати, еще 21 декабря 1943 года Речкалов за сбитые в воздушных боях лично 41 и в составе группы 3 самолетов противника был представлен к награждению второй медалью "Золотая Звезда".
Представление было подписано всеми, включая и командующего фронтом
генералом армии Ф.И.Толбухиным, но по неизвестным причинам до награждения так и не дошло.

Только Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 год он стал дважды Героем Советского Союза.

По данным известного исследователя истории советской военной авиации М.Ю.Быкова, у Речкалова было всего сбитых самолетов противника - 61 + 4; боевых вылетов - 452;  воздушных боев - 122.
Стоит добавить, что в официальный боевой счет Речкалова, представленный в наградных и итоговых документах, так и не вошли те самые 3 сбитых самолета за
1941 год. Но эти победы отражены в оперативных и отчетных документах 20-й САД, что и дает основание включить их в общий боевой счет Речкалова.

В 1951 году Григорий Андреевич окончил Военно-Воздушную академию и получил назначение командовать 144-й истребительной авиационной Хинганской дивизией на Сахалине.

Но с 21 апреля 1959 года генерал-майор авиации Речкалов был уволен в запас. В возрасте 39 лет...

Переехал в Москву, стал учиться на факультете журналистики МГУ, написал ряд книг-воспоминаний о войне. 
Но до конца жизни свою позицию, что сбитые им в начале войны три самолета противника приписали Покрышкину - не изменил.     

Прославленный советский ас Григорий Андреевич Речкалов скончался 22 декабря 1990 года.

В последние годы жизни он тяжело болел и похоронить себя завещал рядом с матерью на кладбище поселка Бобровский Сысертского городского округа Свердловской области.
Один из самых знаменитых советских летчиков-истребителей покоится на простом поселковом кладбище...

Могила Г.А.Речкалова. Источник фото - https://warheroes.ru/hero/hero.asp?id=11277
Могила Г.А.Речкалова. Источник фото - https://warheroes.ru/hero/hero.asp?id=11277

Ощущение, что как-то намеренно о Речкалове в свое время пытались забыть. Уволен был очень рано из рядов Вооруженных Сил, хотя опыт у него был огромный и мог еще и послужить Родине.

Спасибо, что дочитали, комментируйте, подписывайтесь, ставьте лайк.