Найти тему
АвтоХанд

Автодилеры и китайские производители разрушают вторичный рынок. Почему выгоднее брать кредит на новый автомобиль, чем на поддержанный?

Оглавление

На рынке вторичных автомобилей сейчас сложилась нелегкая ситуация. В течении последних трех месяцев продажи постоянно падали и практически сократились до нуля. Да и с ценами дела обстоят не лучше: каждый месяц они сокращаются примерно на 2 %.

Предлагаю разобраться и понять, что послужило причинами сложившейся ситуации. Однако, для этого нам придется переместиться в 2014 год, когда были введены первые санкции против России.

Тогда в автосалонах было огромное количество людей, которые собирались приобрести новый автомобиль в ближайшие пару месяцев. Продажи в те времена шли подозрительно хорошо и за день спокойно можно было продать около 3 автомобилей.

На этом примере можно заметить интересный факт, который четко отражает поведение наших граждан.

В ситуации кризиса люди думают, что оптимальным решением будет тратить деньги, нежели чем их откладывать. Причем тратить они готовы на разные вещи, начиная от бытовой техники, заканчивая недвижимостью и автомобилями.

Период пандемии оказался поворотным моментом на рынке вторичек. Цены на нем формируются достаточно сложным образом. Несмотря на то, что большую часть автомобилей продают частники, формирование цен зависит именно от дилеров.

Дело в том, что они гораздо больше и чаще следят за рынком, чем частные лица. Частники просто ставят свою цену и затем меняют ее в зависимости от спроса на свой автомобиль.

Дилеры в свою очередь пользуются определенными лайфхаками, с помощью которых с легкостью определяют среднюю цену по рынку и могут прогнозировать спрос на тот или иной автомобиль.

Вернемся к пандемии

После начала локдауна больше людей стремилось приобрести б/у автомобили, за счет этого спрос на вторичном рынке сильно вырос. Дилеры сразу поняли, что за счет такого спроса цены в дальнейшем будут только увеличиваться и начали действовать по схеме. А частники, знать не знали о возросшем спросе и продолжали ставить свои цены.

Схема дилеров была проста: они скупали автомобили у частников, так как думали, что спрос будет расти и дальше. А частники их с удовольствием продавали и думали, что продают за хорошие деньги. На самом же деле цены частников были ниже рынка.

Такая ситуация длилась примерно год. Все это время дилеры просто перепродавали машины частных лиц по более высоким ценам и были в плюсе. Когда частники наконец осознали это, они решили, что на самом деле их автомобили стоят гораздо дороже, чем они думали. И этот факт, в том числе, повлиял на состояние вторичного рынка.

Зимой 2022 года дилеры были уверены, что ситуация повторится и стали вновь покупать автомобили у частников, с надеждой их перепродать. Однако, надежда исчезла, когда они осознали, что спрос на автомобили оставался практически нулевым.

-2

В момент осознания у них уже были прилично забиты склады, и они принялись думать, как можно реализовать все купленные авто. В то же время частники, уже зная фишку дилеров, наоборот держали цены высокими. Это вынудило дилеров снизить цены, чтобы слить все купленные автомобили.

Так продолжалось некоторое время: дилеры продавали автомобили по ценам ниже рынка, а частники о снижении даже не думали. Лишь осенью 2022 года ситуация с ценами нормализовалась.

Сейчас на дворе 2024 год и, казалось бы, что за два года спрос на вторичном рынке уже должен был вырасти, а народ уже должен был начать тратить деньги. Тем более, что в 2024 году уже появилась некая определенность и призрачная стабильность.

Однако важно осветить еще один фактор, который влияет на вторичный рынок. Для этого посмотрим на количество проданных новых авто за последние три года.

За 2021 год было продано около 500 тыс. автомобилей, за 2022 в районе 600 тыс., а в 2023 их количество увеличилось до 1 миллиона. В 2024 году мы стремительно приближаемся к 1,5 млн проданных автомобилей.

Отсюда возникает вопрос: где взять спрос на еще полмиллиона машин? Конечно же он придет со вторичного рынка. Этот факт наводит нас на еще один важный фактор, влияющий на рынок.

Речь идет о ключевой ставке на кредиты под высокий процент. В основном высокая процентная ставка распространяется на б/у авто, ведь автомобили без пробега кредитует производитель.

Рассмотрим на примере

4-летний Hyundai Creta с пробегом стоит на рынке в районе 2 млн рублей. Примерно за те же деньги, только с разницей в полмиллиона, можно приобрести Haval Jolion или Chery Tiggo 7 Pro. Казалось бы, что разница в 500 тыс. играет роль и выбрать стоит Creta.

Однако я предлагаю разобраться в ситуации получше, ведь взглянув на сумму ежемесячного платежа, мнение точно изменится.

-3

На Hyundai Creta с пробегом ставка будет составлять в районе 22%, а на новенького китайца всего около 12%. Давайте посмотрим, какая по факту будет разница между Creta 2020 года и новым китайским автомобилем.

Первоначальный взнос составит 1 млн рублей, ежемесячный платеж за Creta 27 тыс. и 33 тыс. рублей за новенького китайца. Разница в ежемесячном платеже будет 6 тыс. рублей, однако вносить вы его будете за автомобиль без пробега.

Кто-то может сказать, что автомобили из Поднебесной проигрывают на фоне корейских. Но даже если это так, то многие скажут, что авто без пробега будет лучше, чем автомобиль 2020 года. Именно из-за ключевой ставки автомобилисты будут все чаще приобретать новые автомобили, тем самым смещая спрос со вторичного рынка на рынок новых авто.

Подведем итог

В ситуациях кризиса люди привыкли тратить свои средства, приобретая недвижку и автомобили. За счет пандемии у многих частных продавцов возникло неверное мнение относительно цен на их поддержанные машины. Поэтому они стали завышать стоимость в надежде, что таким образом их авто точно кто-то да купит.

Огромный выбор китайских автомобилей «переманивает» покупателей со вторичного рынка. Ведь, как мы смогли разобраться, в кредит новые автомобили выходят не сильно дороже поддержанных, именно из-за процентной ставки.

-4

В итоге все эти факторы оказывают сильное влияние на рынок вторичек. Разобравшись в ситуации, становится ясно, почему цены падают, а спрос с каждым месяцем становится все ниже.

А что бы вы предпочли: новенького китайца или проверенный временем б/у автомобиль? Давайте обсудим эту тему в комментариях.