Вы, должно быть, видели людей вокруг себя, страстно следующих определенным идеологиям, твердо укоренившихся в своих убеждениях и не желающих рассматривать альтернативные точки зрения. Это люди, которые яростно отстаивают заведомо ложные убеждения или принимают решения, основываясь на мимолетных эмоциях, а не на обоснованном анализе. Это обычное явление в современном мире, и оно поднимает критический вопрос: что движет этой непоколебимой приверженностью даже перед лицом противоречивых доказательств?
Подумайте ещё вот о чем: возможно, вы даже чувствовали, что на вас влияют их риторика, эмоциональный пыл или абсолютная убежденность. Вы когда-нибудь задавались вопросом, не поддаетесь ли вы каким-то образом их влиянию? Ответом на все эти вопросы является удивительная, но довольно банальная вещь - глупость.
Опасность глупости заключается не только в ее собственном присутствии, но и в ее способности распространяться подобно вирусу, заражая умы своим разъедающим скептицизмом и подрывая нашу способность к критическому мышлению. Это лабиринт невежества, где логика - всего лишь шепот, а эмоции - рев.
Теория глупости
Загадку мы обращаем к теории глупости Бонхеффера. В мире, где зло часто доминирует в наших дискуссиях, существует скрытый враг, который представляет еще большую угрозу стремлению к добру. Это сила, которая ослепляет нас, делает нас беззащитными и препятствует нашей способности здраво мыслить. Причина, по которой враг — это не что иное, как глупость, а по мудрым словам Дитриха Бонхеффера, глупость — более опасный враг, чем сама злоба:
Глупость — еще более опасный враг добра, чем злоба. Против зла можно протестовать, его можно разоблачить, в крайнем случае его можно пресечь с помощью силы; зло всегда несет в себе зародыш саморазложения, оставляя после себя в человеке по крайней мере неприятный осадок. Против глупости мы беззащитны. Здесь ничего не добиться ни протестами, ни силой;
В отличие от зла, глупость, однако, представляет собой совершенно иную проблему. С ней непросто справиться по двум причинам. Во-первых, мы все проявляем к ней значительно больше терпимости. В отличие от зла, глупость не считается пороком, который большинство из нас воспринимает всерьез. Мы не упрекаем других за невежество и не осуждаем людей за отсутствие знаний. Во-вторых, глупый человек является трудным оппонентом. Он не уступает в спорах и не прислушивается к разумным аргументам. Более того, когда глупый человек оказывается в тупике, сталкиваясь с неопровержимыми фактами, он теряет самообладание и начинает действовать импульсивно.
Разум, охваченный ядом
В самую темную главу немецкой истории раздался голос мужества и интеллекта. Дитрих Бонхеффер, немецкий теолог и пастор оказался в центре нации, охваченной трусостью и преступностью. Именно во время заключения в 1943 году по обвинению в участии в заговоре против Гитлера Бонхёффер начал глубоко размышлять о состоянии своей страны и корнях ее морального падения. То, что он обнаружил, было глубоким прозрением, которое сформировало его понимание человеческого поведения.
Бонхёффер вырос в семье, которая ценила образование, веру и социальную справедливость. Поскольку он стал свидетелем зверств и несправедливости, совершенных нацистами, он решил найти корень этой проблемы. Будучи преисполнен решимости понять основные силы, которые позволили такому злу завладеть властью, Бонхёффер заметил нечто странное: сдвиг в коллективном сознании немецкого народа. Он заметил, что не просто злоба или ненависть заставляют людей совершать отвратительные поступки, но и опасная форма невежества, которую он назвал глупостью. Теория глупости Бонхёффера выходила за рамки простого отсутствия интеллекта. Он признал, что это моральный дефект, сознательный отказ заниматься критическим мышлением и саморефлексией.
Безусловно, глупость, по сути, не связана с интеллектуальными способностями, а скорее с моральными качествами. Бывают люди, которые обладают высоким интеллектом, но при этом глупы, и наоборот, есть те, кто не отличается умом, но не глупы. Складывается впечатление, что глупость - это не столько врожденный порок, сколько то, что при определенных обстоятельствах люди становятся глупыми или, скорее, они позволяют этому случиться с ними.
Глупость в обществе
В своих знаменитых письмах, написанных из тюрьмы, находясь в заключении, Бонхёффер глубже углубился в природу глупости. Он обнаружил, что при определенных обстоятельствах, растущая власть и влияние глупости распространялись как зараза, охватывая большие слои общества, как будто обладавшие властью полагались на невежество масс, чтобы сохранять контроль.
При этом глупец, в отличие от злодея, абсолютно доволен собой; и даже становится опасен, если в раздражении, которому легко поддается, он переходит в нападение. Здесь причина того, что к глупому человеку подходишь с большей осторожностью, чем к злому.
Бонхёффер также заметил, что те, кто изолировал себя от общества, живя в одиночестве, менее часто проявляли данный феномен. В конце концов, он пришел к выводу, что глупость неразрывно связана с самим обществом и влиянием исторических обстоятельств на людей. Для него стало очевидным, что каждый подъем власти, будь то политический или религиозный, несет с собой потенциальную возможность вселить глупость в умы людей. Глупость царила над ужасными людьми, находящимися под ее чарами, которые становились упрямыми, они цеплялись за лозунги и пропаганду, теряли чувство независимого мышления и моральной ответственности, глупые люди, несмотря на отсутствие независимости, становились опасными, способными совершать любое зло, еще не осознавая его истинную природу.
Власть одних нуждается в глупости других
Бонхеффер предложил проблеск надежды на способ освободиться от тисков глупости. Он считал, что для достижения этого освобождения нам нужна как внешняя, так и внутренняя свобода. В обществе, в котором люди приучены безоговорочно верить в определенную идеологию, внешнее освобождение потребует выхода за пределы этого узкого мышления и изучения различных точек зрения.
С другой стороны, внутренняя свобода требует индивидуальности. Взять на себя личную ответственность за свои мысли, убеждения и действия; речь идет о развитии собственного независимого мышления. Например в ситуации, когда все вокруг вас придерживаются определенных убеждений, но глубоко внутри у вас есть сомнения. Освобождение потребует наличия смелости проанализировать эти убеждения, подставить под сомнение их обоснованность, а также сформировать свои собственные выводы, основываясь на разуме и доказательствах. Мы должны проявлять осторожность, выбирая, за кем следовать, а не слепо принимать чью-то сторону.
В конечном счете, это не трактат о том, как очернить тех, кого мы считаем "глупыми", а призыв к действию – вооружиться инструментами критического мышления и проницательно ориентироваться в лабиринте невежества. Ибо только поняв природу глупости, мы сможем по-настоящему противостоять ее очарованию и проложить путь к более просвещенному и рациональному миру.