После долгих прогулок по Петербургу ноги усталого путника сами несут его на улицу Рубинштейна. С Невского проспекта заворачиваем в заветный закуток, пропустить рюмочку, другую в многочисленных ресторанах и барах этой оживлённой ныне магистрали.
Идешь себе, крутишь головой по сторонам, читая вывески "Сайгон" , "Тимур", "Zависть", "Гирлянда", "Мажор".. Куда бы зайти? Как сориентироваться в этом раздолье рюмочных?
Так... Посмотрим в интернете. Отзывы почитаем..
Где круче и наливают доверху😁 Расслабляться, так по полной😉
Ищем заведение, в глазах уже рябит. Поднимаем голову и видим этого серого недотёпу. Ничего себе! 😲 Что это? И это в Питере такое? Надысь такого не замечал.
Пока двигаю к выбранному бару, руки шустро ищут информацию об этом чуде.
Жду заказ и просвещаюсь. В Петербурге каждый дом - история. Сейчас узнаю ещё об одном из них. Ну и вам расскажу.
Итак. Это ''Слеза социализма" - так горожане называют конструктивистский дом на углу Графского переулка и улицы Рубинштейна.
Этот серый, ничем не примечательный, но всё же, бросающийся в глаза многоквартирный дом в Санкт-Петербурге, должен был символизировать новый быт гражданина советской страны. О как! ☝️
Скромный и "без излишеств нехороших" (помните, из Кавказской пленницы?) домик, организованный по принципу коммуны.
Построен он был группой молодых инженеров и писателей в 1929-1931 годах в порядке борьбы со старым бытом. В кооператив, я понимаю.
Ольга Берггольц, которая жила в квартире номер 30 на пятом этаже, писала о нём - "крайняя убогость его архитектуры казалась нам какой-то особой строгостью, соответствующей времени"
Позже она призналась в своих воспоминаниях:
"Это был самый нелепый дом в Ленинграде… Звукопроницаемость в доме была такая идеальная, что, если внизу, в третьем этаже, играли в блошки или читали стихи, у меня на пятом уже было все слышно, вплоть до плохих рифм. Это слишком тесное вынужденное общение друг с другом, при невероятно маленьких комнатах-конурках, раздражало и утомляло''
Дом-коммуну на 52 квартиры построил один самых виртуозных петербургских архитекторов Андрей Оль, ученик Федора Лидваля.
Он должен был показать небывалый прорыв в будущее - коммунистический рай в быту.
Многоквартирный дом на улице Троицкой (сейчас - Рубинштейна) должен был представлять собой коммуну и символизировать борьбу со старым, буржуазным бытом.
Новый быт, по мнению создателей, должен был выглядеть так - туалет не в каждой отдельной квартире, а общий – на этаже (это только буржуи свой личный туалет имеют!!)
Столовая тоже общая, на 200 мест (кухонь в квартирах не было!!) Но зато здесь была замечательная акустика!! Ведь пролетарским писателям нечего друг от друга скрывать! Мы одно целое!
Андрей Оль родился в 1883 году в Петербурге, в семье немцев, переехавших в Россию. Окончил Институт гражданских инженеров Николая I в 1910 году. Стажировался у финского архитектора Элиеля Сааринена, потом - у Федора Лидваля.
В 1920 году демобилизовался из Красной армии, вернулся в Петроград и до 1928 года возглавлял архитектурный отдел Свирско-Волховского строительства, позже руководил в мастерской Ленпроекта, преподавал.
Женился на сестре писателя Леонида Андреева, в семье было двое детей.
Итак, повторим пройденный материал. И закрепим, чтобы запомнить. В доме было 52 квартиры (от 1-комнатных до 4-комнатных)
В них отсутствовали прихожая, туалет и кухня. В вестибюле была общая вешалка для верхней одежды ( как в театре, должно быть), за которой присматривал швейцар😄
Туалет – один на весь этаж.
На первом этаже столовая на 200 человек одновременно. Кухня, детская комната, комната отдыха и библиотека-читальня.
Новый человек на пути к коммунизму должен был жить одной большой семьёй, ( коммуной) не должен жарить котлеты и заниматься домашним хозяйством.
Хозяйкам дома не нужно было готовить. Каждая семья сдавала в столовую продовольственные карточки, вносила деньги на месяц вперёд и получала трехразовое питание.
Также в доме был платный буфет, в котором работали попеременно сами литераторы.
То есть, удел советского человека высокий и светлый! Ну и учиться, учиться и учиться.
Дом спроектирован в стиле конструктивизма. На одной стороне у него пять этажей, а на другой – шесть. Крыша двойная. Скатная часть с шестого этажа переходит в плоскую пятого.
На террасе можно было гулять, загорать, а детям - кататься на велосипедах. Была здесь и оранжерея.
В доме также были комнаты для прислуги.
В 1931 году в удивительный дом заселились первые жильцы - советские литераторы и инженеры.
Они были молоды и верили в светлое будущее. Верили в коммунизм.
Ах! Как это хорошо и романтично! Всем вместе обедать в общей столовой, загорать и сушить детские пеленки на общей крыше! Мы одна большая семья! Нет отдельного туалета? Да не это же главное! Важнее то, что очень скоро страна придет к коммунизму!
Именно так рассуждали члены экспериментальной коммуны.
Однако время показало, что такие особенности жилья, когда всё общее, не шаг в будущее, а оплошность. Человеку всегда нужно уединение. Даже если бы он жил при коммунизме.
Ленинградцы быстро прозвали новое здание "Слезой социализма", а его обитателей – "слезинцами"!!))
Это был намек на их жалкий быт, который мог вызывать только слезы. Надо сказать, что и сами жители дома между собой так его называли. Эйфория быстро спала. Родились дети, которых нужно было купать, сушить пелёнки, и желательно, не на крыше (а зимой ?? 😬) Ну и тишина нужна стала.
И теперь они уже открыто критиковали все его неудобства.
Ведь если даже убежденная комсомолка, поэтесса Ольга Берггольц, жившая в "Слезе" до 1943 года, не раз подвергала дом критике, то что уж говорить об остальных.
В 1990 году на фасаде дома установили бронзовую мемориальную доску с портретным горельефом:
"В этом доме с 1932 по 1943 год жила и работала поэт Ольга Федоровна Берггольц"
В 2001 году дом-коммуна был включен в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" И сейчас дом является памятником регионального значения.
В 2012 году был отреставрирован фасад дома и воссоздан его первоначальный цвет - серый (ну а какой ещё 🤷)
И в заключение надо сказать следующее. Перепланировка "Слезы социализма" всё же случилась в 60-е годы. Количество квартир намного уменьшилось, но зато в них появились нормальные туалеты, кухни и прихожие.
Кстати, интересна оценка дома Сергеем Мироновичем Кировым. Он сказал - надо бы поместить его под стеклянный колпак, чтобы потомки знали, как не надо строить.
Ну что ж, вечер в рюмочной прошёл продуктивно. Всегда и везде можно узнать много нового, если почаще вглядываться в историю😉