Что бы вы сделали во время зомби-апокалипсиса? Давайте, признайте это – будь то забиться в хорошо укомплектованный бункер или сбежать в сельскую местность, у каждого из нас есть план. К сожалению, время, проведенное в симуляторе выживания Project Zomboid, говорит о том, что я не создан для постапокалиптической жизни. Я выпал из окна, когда искал семена моркови, врезался на машине в прачечную и сгорел заживо, пытаясь приготовить жареного цыпленка, и это лишь некоторые из моих самых унизительных концовок.
К счастью, Project Zomboid не определяется часами, оставшимися до вашей смерти. Последние моменты всегда запоминаются – будь то обнаружение незаметного следа от укуса на ноге или запах горелой птицы.
Каждые несколько месяцев я возвращаюсь к Project Zomboid с новым стилем игры. Мои цели варьировались от превращения закрытых сообществ в обнесенные стенами крепости, попыток выжить в переполненном городе Луисвилл и присоединения к самодостаточному многопользовательскому сообществу. Я даже создавал персонажей по мотивам себя, и однажды попробовал жить исключительно в машине. Некоторые из этих приключений длились в игре месяцы, другие часы, но каждое из них заканчивалось трагедией.
Впрочем, это часть удовольствия, потому что Project Zomboid - это не та игра, в которую можно победить обычным способом. Перед тем, как ваш персонаж загрузится в зомбированную страну Нокс, вы столкнетесь с черным экраном и суровым сообщением: "Вот как вы умерли". С этим ничего не поделаешь, и даже если вы построите неприступный мега-форт с достаточным количеством еды, чтобы продержаться годы, спасения не предвидится и до финальных титров не дотянуться. Смерть не подлежит обсуждению – единственный вопрос, который может быть решен, заключается в том, сколько времени потребуется для ее наступления.
Благодаря такому фаталистическому подходу Project Zomboid переворачивает жанр выживания с ног на голову, сохраняя при этом свой статус симулятора. 11 лет раннего доступа позволили Project Zomboid глубже разобраться в этом вопросе – автомобили оснащены усовершенствованными механическими системами, недоваренная еда может убить вас так же легко, как укус зомби, в то время как отлов и добывание пищи делают существование более интересным после отключения электричества в Нокс Кантри.
Это своего рода механическая детализация, которую мы ожидаем от симуляторов, но редко получаем в такой практической форме. Я помню, как смело прокладывал себе путь сквозь орду зомби, чтобы добраться до полицейского участка, но только для того, чтобы перерезать артерию, вылезая через разбитое окно. Я был слишком занят, радуясь своим навыкам истребления зедов, слишком поздно заметил кровавый след за собой и истек кровью в раздевалке станции. На менее кровавой ноте я однажды потратил несколько дней, пытаясь починить потрепанный красный фургон, собирая запчасти и игнорируя множество исправных машин по пути. Нужно ли было что-то из этого делать? На самом деле, нет. Но когда такая простая вещь, как выживание, кажется недостижимой, игрок должен сделать свое пребывание в стране Нокс интересным.
Это потому, что в основе таких симов, как Zomboid, всегда лежало повествование. Целью редко бывает победа, выходящая за рамки поставленных вами целей. В Crusader Kings то, что вы делаете со своей средневековой генеалогией, зависит от вас – и, честно говоря, я бы предпочел, чтобы вы держали эти подробности при себе. Что касается The Sims, вы можете заставить персонажей гоняться за богатством и статусом или довольствоваться роскошным оформлением каждого дома в SimNation. Кайф не в том, чтобы получить желаемое, а в том, что делает каждое путешествие интересным. В Project Zomboid так уж случилось, что именно так вы и умерли.