Найти тему
Записки москвитянина

ВОЗМУТИТЕЛЬ БЕЗВРЕМЕНЬЯ

В ДЕНЬ ПАМЯТИ В. ВЫСОЦКОГО

День памяти замечательного человека заставляет снова задуматься о его доле и роли, о современном звучании наследия.

Высоцкий - на вершине славы и достатка
Высоцкий - на вершине славы и достатка

У Владимира Высоцкого есть «Баллада о борьбе», в которой поётся о разном оружии, включая книги:

Если, путь прорубая отцовским мечом,

Ты солёные слёзы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал что почём, —

Значит нужные книги ты в детстве читал!

Мысль благотворная, хоть сами стихи не ахти. Вообще, одно из самых больших моих разочарований как редактора было чтение двухтомника «Избранного» артиста, который мы издавали в «Советском писателе». Если незнакомый по песне текст был не подкреплён всплывающей интонаций и мелодией самого Высоцкого – он, как правило, не цеплял, был мало интересен.

В разгар популярности Высоцкого Святослав Рихтер, которого посещали они с Мариной Влади, записал в дневнике: «Высоцкий с удовольствием спел под гитару свои песни. Мы симпатично посидели". Но вот – следующая запись:

18.02.1976

Владимир Высоцкий. Пластинка с четырьмя песнями.

Здесь я никак не могу вибрировать, не в отношении музыки (это просто мусор), не в отношении слов (это для тех, кто читает газеты). Это мне сверхнеинтересно и несимпатично. Сам Высоцкий вероятно действительно талантлив в своем роде, и толпа за него".

-2

Всем было понятно, что живое исполнение и общение с Высоцким производит более сильное впечатление даже по сравнению с пластинкой. Сильная энергетика! Она действовала даже на профессионалов, в том числе на ироничного Валентина Гафта:

И пусть по радио твердят, что умер Джо Дассен,

И пусть молчат, что умер наш Высоцкий --

Что нам Дассен, о чем он пел - не знаем мы совсем,

Высоцкий пел о жизни нашей скотской.

Он пел, о чем молчали мы, себя сжигая, пел,

Свою большую совесть в мир обрушив,

По лезвию ножа ходил, вопил, кричал, хрипел,

И резал в кровь свою и наши души.

И этих ран не залечить и не перевязать,

Вдруг замолчал - и холодом подуло.

Хоть умер от инфаркта он, но можем мы сказать --

За всех за нас он лег виском на дуло.

Стихотворение – чисто актёрское, экзальтированное – «о жизни нашей скотской» - ну уж!) и с ужасной концовкой-пародийной строкой. Но, в общем-то, характерное: так нам 44 года и внушают – по всем СМИ и даже по официозным телеканалам, где всегда вокруг 25 января и 25 июля пускают концерты вроде «Своя колея», где Валерия и похожая на китаянку Успенская поют и пищат песни Высоцкого (цирк!).

Господи, киевлянка Успенская поёт москвича Высоцкого. ПАродия...
Господи, киевлянка Успенская поёт москвича Высоцкого. ПАродия...

На кладбище тоже приходят странные порой поклонники...

25 июля. Ваганьковское кладбище
25 июля. Ваганьковское кладбище

Как написал один поклонник: «Интересен Высоцкий был тем, что и при жизни, и после физической своей смерти он рассказывает нам голую и не приукрашенную правду о том времени, о жизни и быте обычных советских людей, о высокой и чистой Любви. На фоне тогдашних песен о Ленине и партии, о том, что "не расстанусь с комсомолом - буду вечно молодым". (Лев Лещенко, кстати, пел). И сегодня увы нам очень не хватает правды. А Высоцкого нет и о правде спеть просто некому».

Вот те раз! Полная свобода слова, выход на неограниченную аудиторию с помощью новых технологий, деньги рекой (никаких забот о хлебе насущном), а о правде - «спеть просто некому». Но именно так обыватель и думает. Об этом на могиле Высоцкого говорили и пели под гитару 25 июля немолодые, потрёпанные жизнью люди.

Читает свои вирши типичный поклонник
Читает свои вирши типичный поклонник

Я смотрел на этой сборище и грустно думал:

Когда кругом – сплошной обман

И горе застит солнце –

Зачем весь этот балаган

И благостный Высоцкий?

Сколько ни внушай, что это – «сам голос правды и протеста», что это – «кровоточащая душа народа», с годами становится всё очевиднее, что это – достаточно декоративное, больше артистическое, чем поэтическое явление, лицедейство с надрывом и остроумием. Недаром его так любили партийные и ответственные работники (сам убеждался) – они нутром чуяли: это прикольно, энергично, но их всевластию и лицемерию – не грозит. Только изолгавшийся и обозлившийся журналист Александр Минкин (что с ним сейчас?) продолжает балаганно утверждать, что в России есть только два поэта – Пушкин и Высоцкий.

Сам день памяти на Ваганьковском кладбище с охапками гвоздик на могиле, поклонниками и выступающими доказал, насколько это – устаревающее, в отличие от Пушкина, явление. Сам Высоцкий говорил, как вспоминает питерский писатель Дмитрий Каралис, который в эти дни опубликовал воспоминание, как он начинающим журналистом взял интервью у Высоцкого в Доме моряков: Там был один характерный ответ:

— Понимаете, в чем дело, ребятишки… — Он смотрел на нас как на приятелей, которым вынужден сообщить досадную весть.— Дело в том, что мы живем в безвременье… Безвременье — это когда ничего не происходит.

Ну, да – безвременье, спокойные «года застоя». Нам, дожившим до скончания первой четверти 21 века, окунувшимся в трагические события, в страшные времена лжи, раздрая, кровавой вражды, приходится читать об этом с ностальгическим вздохом – благословенные 70-е. Открытие России и Русского Севера, расцвет фольклора, театра-кино и литературы. Когда Высоцкий говорил о безвременье, Ростоцкий снимал «А зори здесь тихие», Шукшин - «Печки-лавочки», Белов писал «Привычное дело», а Бондарев «Горячий снег».

Ну, будем считать, безвременье.

Высоцкий умел думать и вникать...
Высоцкий умел думать и вникать...

Хотя бы для того, чтобы оправдать заголовок этой заметки – «Возмутитель безвременья». Попади он в наши времена с потоком безумных событий, ему бы и сняться в приличном фильме нельзя было, и к любимой в Париж через Ереван пришлось бы летать, если под санкции за Крым не попал, и не дай бог в «Крокус-сити» выступать.

А так выигрышно получилось – взрывал застой.

Но лучшие его песни, как я считаю – о далёкой войне и о вечной доле мужчины-воина.