Найти тему

Что нужно знать о свечах зажигания

Оглавление

Новый автомобиль, как правило, работает исправно. Но по мере эксплуатации, после 40-50 тысяч километров, могут возникнуть проблемы с зажиганием, снижение мощности и повышение расхода топлива. Причина таких изменений чаще всего кроется в свечах зажигания. Сегодня мы рассмотрим их работу, ресурс и основные параметры.

Что нужно знать о работе свечей зажигания

Работа двигателя внутреннего сгорания основана на горении топливной смеси. Сначала катушка зажигания вырабатывает высоковольтный разряд, который создает искру между электродами свечи. Эта искра поджигает топливо, что приводит к расширению газов и толчку поршня.

Важна синхронность процесса: воспламенение происходит перед достижением поршнем верхней мертвой точки. В этот момент свеча дает искру, поджигая смесь, которая расширяется и толкает поршень назад. Эти возвратно-поступательные движения поршня обеспечивают движение автомобиля.

Свеча зажигания имеет как минимум два электрода - центральный и 1-4 боковых. Расстояние между ними, искровой зазор, должно быть достаточным для появления искры, способной воспламенить смесь. Оптимальный зазор обычно составляет 0,9-1,1 мм.

Свеча является расходным элементом и требует периодической замены. Ее загрязнение и износ снижают мощность двигателя и увеличивают расход топлива. Ознакомиться с ассортиментом высококачественных свечей зажигания RedBTR и сделать заказ вы можете на сайте интернет-магазина.

Конструкция свечи зажигания

Стандартная свеча зажигания состоит из нескольких основных элементов:

  • Металлический корпус с резьбовой частью и уплотнительной шайбой;
  • Электроды - центральный и боковой (их может быть несколько);
  • Керамический изолятор, размещенный вокруг центрального электрода;
  • Резистор (хотя в некоторых конструкциях он может отсутствовать).

В современных двигателях на каждый цилиндр приходится 1-2 свечи. Длина резьбы должна быть достаточной, чтобы нижняя часть свечи находилась непосредственно в камере сгорания, где расположены электроды, поджигающие топливную смесь.

Отличия между свечами зажигания

Основные параметры свечей:

  • из какого материала сделаны электроды;
  • температура, при которой происходит перегрев электродов (калильное число);
  • размер шестигранного ключа для ввинчивания свечи;
  • параметры изолятора;
  • искровой зазор;
  • характеристики боковых электродов.

Производители авто указывают в инструкции по эксплуатации параметры свечей зажигания. Важно следить, чтобы они соответствовали заводским характеристикам.

Из какого материала может быть центральный провод

В процессе работы двигателя внутреннего сгорания свечи зажигания находятся в агрессивной среде. Они подвергаются высокому давлению и сильному нагреву, что приводит к постепенному износу и выгоранию электродов. Рабочий ресурс электрода зависит от материала, из которого он изготовлен - никелевые быстрее изнашиваются, а иридиевые служат дольше.

Свечи зажигания RedBTR изготавливаются из высококачественных материалов и отличаются повышенной износостойкостью. Они обеспечивают стабильное и долговечное искрообразование, что способствует эффективному и бесперебойному запуску двигателя, а также его стабильной работе на всех режимах. Конструкция свечей разработана с учетом современных требований к топливной экономичности и экологичности.

Современные свечи зажигания комплектуются электродами из следующих материалов:

  1. Никелевые электроды отличаются высокой тугоплавкостью, что делает их подходящими для серийного производства. Свечи с такими электродами служат в среднем 35-40 тыс. км и устанавливаются на маломощные моторы до 1,5 л с невысокой степенью сжатия. Центральный электрод изготавливается из никель-хромового сплава диаметром более 2 мм.
  2. Серебряные электроды, благодаря высокой теплопроводности, часто применяются в газовых двигателях, но также встречаются и в бензиновых. Их диаметр около 2 мм, а для замедления износа центрального электрода может быть до 4 боковых. Средний срок службы таких свечей не более 50 тыс. км.
  3. Платиновые электроды имеют температуру плавления на 300 градусов выше никелевых, что делает их подходящими для тяжелых условий. Они служат примерно вдвое дольше - 85-90 тыс. км. Тонкий центральный электрод обеспечивает стабильную искру при невысоком напряжении.
  4. Иридиевые электроды с температурой плавления на 700 градусов выше платиновых практически не подвержены дуговой эрозии и служат 95-100 тыс. км.

Свечи с иридиевыми и платиновыми электродами применяются в двигателях со степенью сжатия от 12:1, работающих на высокооктановом топливе - 98-м бензине. Для таких свечей характерно наличие только одного бокового электрода.

-2

Платиновые и иридиевые свечи можно устанавливать в двигатели с невысокой степенью сжатия, что позволит реже их менять. Однако для старых автомобилей, потребляющих большое количество масла, использование иридиевых свечей может быть нецелесообразным. В таких условиях они быстрее загрязняются маслом и не прослужат дольше 40-50 тыс. км. В этом случае предпочтительнее установить более дешевые никелевые свечи, которые выдержат около 30-35 тыс. км.

Калильное число

Свечи постоянно контактируют с высокотемпературным топливом, что может приводить к их перегреву. В этом случае электроды раскаляются и начинают неконтролируемо воспламенять топливо - так называемое калильное зажигание. Это негативно сказывается на работе двигателя: происходит его перегрев, снижение мощности, дополнительные нагрузки на поршневую систему.

Современные автомобили часто оснащаются датчиками калильного зажигания, которые передают информацию в блок управления. При возникновении такой проблемы подача топлива в цилиндр прекращается до тех пор, пока электроды не остынут.

Калильное число характеризует температуру, при которой происходит калильное зажигание. Возможны три варианта:

  1. «Горячие» свечи с низким калильным числом устанавливаются в промышленные двигатели, например, генераторы, работающие на невысоких оборотах. Их использование в оборотистых автомобильных двигателях может нанести им существенный вред.
  2. Обычные автомобили комплектуются свечами со средним калильным числом.
  3. Двигатели спортивных машин оснащаются «холодными» свечами, рассчитанными на высокие обороты.

Установка «холодных» свечей в маломощные двигатели малолитражных автомобилей нецелесообразна. В этом случае свечи не будут нагреваться до рабочей температуры, что приведет к быстрому образованию толстого слоя нагара, который не сможет сгореть. Из-за этого свечи не будут самоочищаться и быстро выйдут из строя.

Особенности геометрии

Свечи зажигания имеют различные геометрические параметры, поэтому при их замене важно подбирать точно такие же, как предусмотрено производителем. Следует обратить внимание на:

  1. Диаметр резьбы. Может быть 10, 12, 14, 18 мм.
  2. Искровой зазор. От 0,9 до 1,1 мм.
  3. Юбка свечи. Это часть с резьбой. Стандартно может быть короткой (19 мм) и длинной (26,5 мм). Но некоторые производители могут отклоняться от этих параметров.
  4. Форма корпуса. Может быть конической или цилиндрической. В последнем случае на свечи присутствует уплотнительная шайба. Для конических свечей она не используется.
-3

Установка «почти такой же» свечи, отличающейся хотя бы по одному параметру, может привести к нарушению нормальной работы двигателя, а в худшем случае - к серьезной поломке. Поэтому экспериментировать в этом вопросе не стоит.

Например, если длина резьбы свечи, которую вы купили, оказалась короче, чем требуется, электроды будут располагаться выше, чем предусмотрено конструкцией. Это приведет к образованию искры не в том месте, что вызовет потерю тяги, пропуски зажигания и повышение расхода топлива, так как большая его часть не будет сгорать, а уйдет в выхлоп.

Установка слишком длинной свечи чревата такими последствиями:

  1. Появление калильного зажигания в результате перегрева свечи.
  2. Свеча ударится о поршень, за чем может последовать дорогой капремонт.

Иногда после установки свечи неподходящих параметров автомобиль работает исправно. На первый взгляд. Но серьёзная неисправность может возникнуть в любой момент, поэтому экспериментировать не стоит.

Как понять, что свечи пора заменить

Рекомендуемый ресурс свечей зажигания можно узнать из сервисной книжки или руководства по эксплуатации автомобиля, но эти данные относятся только к тем расходникам, которые установил производитель. Ресурс можно увеличить, заменив никелевые свечи на аналогичные по параметрам иридиевые.

Чтобы определить средний срок «жизни» свечи, достаточно знать металл, из которого сделаны её электроды. Не стоит ждать, пока машина перестанет заводиться - если вы проездили 40 тысяч километров на никелевых свечах, лучше их заменить. Эксплуатация «до отказа» может привести к перебоям в работе мотора, потере мощности, увеличению расхода топлива. Поэтому выгоднее менять свечи вовремя.