Кто же такие славяне? Славя́не, славя́нские наро́ды — группа народов, говорящих на славянских языках индоевропейской языковой семьи. Крупнейшая в Европе этноязыковая общность.
Древние славяне делились на три группы:
- Венеды — жили в бассейне реки Вислы, были западными славянами.
- Склавины — жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра, были южными славянами.
- Анты — жили между Днепром и Днестром, были восточными славянами.
По данным археологии, этническая общность славян сложилась не позднее второй половины IV века (1). Считается, что славянская группа народов образовалась в процессе расселения древних славян в VII—VIII веках н. э., однако археологически подтверждено расселение и более ранними сроками, а именно с III/II в. до н. э. — II в. н. э.
По мнению большинства археологов, первой достоверно славянской археологической культурой, является пражско-корчакская культура V—VII веков, что уже отодвигает рамки поселений славян на 2 века раньше, от основной версии. Основными памятниками пражской культуры являются неукреплённые поселения — селища (от 0,5 до 1,5 га), реже мысовые городища с полуземлянками (до 20 м²). Обычно они располагались по берегам рек и иных водоёмов, часто на склонах надпойменных террас; изредка находились и на открытых местах плато. Селища имели в основном небольшие размеры и состояли в среднем из 8—20 хозяйств. Рядовая застройка на поселениях прослеживается реже — например, крупное поселение V—VII веков Рашков на Среднем Днестре. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Пражская_археологическая_культура)
Однако, имеют место предположения известных археологов о том, что пражско-корчакская культура является продолжением зарубинецкой культуры. (Г. С. Лебедев), что еще отодвигает временные рамки уже до принятого летоисчисления от рождества Христова и ранее. Носителями этой культуры являются бастарны, праславяне, а также сарматы и балты.
Зарубине́цкая культу́ра — археологическая культура эпохи раннего железного века (III / II в. до н. э. — II в. н. э.), распространённая в Верхнем и Среднем Поднепровье от Тясмина на юге до Березины на севере, в Среднем Посеймье и Припятском Полесье, что соответствует современной территории Западной и Центральной Украины, югу и востоку Белоруссии и западным границам России.
А. А. Спицын в 1930 году смог объединить все известные памятники этой группы в отдельную археологическую культуру благодаря тому, что в 1920—1930-х годах было изучено большое количество памятников и исследованный ареал значительно расширился.
Культура была названа зарубинецкой по месту обнаружения её первого исследованного памятника[4]. Несколько лет спустя, независимо от А. А. Спицына, это же сделал и польский археолог Ю. Костшевский. Первым досконально изученным зарубинецким памятником стал Корчеватовский могильник. В 1937—1941 годах И. М. Самойловский исследовал в нём более 100 погребений, однако вся полевая документация и большинство материалов, добытых на могильнике, погибли во время войны.
Очень много на полях сети встречается дебаты со стороны поклонников христианства, что у славян не было погребальных обрядов, и что погребальные обряды это заслуга христианства. Вот и доказательства, что у древних славян в III / II в. до н. э. — II в. н. э уже были погребения обнаруженные археологами.
К середине 2000-х годов было выявлено около 500 памятников, из которых раскопано 70, в том числе и около 20 могильников. Исследовано более 1000 погребений и 200 жилищ. Зарубинецкой культуре свойственны два типа поселений: городища, расположенные на краю высокого правого берега Днепра, и отрытые поселения, расположенные в низких местах, на небольших возвышениях в пойме реки или на невысоких террасах. Поселения размещались небольшими группами по 10—15 селений. Городища зарубинецкой культуры были хорошо защищены земляными валами, рвами и эскарпами. Фиксируются неясные деревянные конструкции, которые, возможно, представляют собой остатки деревянного частокола. Наиболее изученные городища — Пилипенкова Гора, Бабина гора и Ходосеевка. Зарубинецкая культура носит ярко выраженный оседлый земледельческий характер. Основу хозяйства племён зарубинецкой культуры составляло подсечно-огневое и переложное земледелие с использованием деревянного рала без железного сошника. Для уборки урожая и покоса травы использовались короткие железные косы латенского типа и серпы с крючковым креплением. Найдены многочисленные каменные зернотёрки, изготовленные из крупных валунных камней. Носители зарубинецкой культуры культивировали просо, ячмень, пшеницу-двузернянку, о чём свидетельствуют находки обпаленных зёрен и многочисленные отпечатки на сосудах. Зерно хранили в керамических корчагах, употребляли каши, изготовленные из зерновых круп, а также хлебные лепёшки, изготовленные на керамических сковородах-лепёшницах. Из огородных культур были известны горох и репа. Выращивали коноплю и лён.
Носители зарубинецкой культуры разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Особое место занимала свинья как источник мяса. В зарубинецких поселениях обнаружены кости собак, которые исполняли сторожевые и охотничьи функции. Практиковалась мясная и пушная охота. Зарубинцы охотились на кабана, оленя, лося, зубра, медведя, косулю, о чём свидетельствуют многочисленные остеологические материалы с поселений. Важное значение в хозяйстве зарубинецких племён занимала рыбная ловля, на что указывают многочисленные находки рыбьих костей и чешуи в жилищах и погребах. Рыбной ловле способствовала сама топография зарубинецких поселений, которые располагались по берегам крупных рек. Обнаружено большое количество железных рыболовных крючков, реже встречаются наконечники одношпильных острог. Рыбачили преимущественно на крупную рыбу — осетра, сома, судака. Крайне редкой находкой является лодка, выдолбленная из толстого ствола ивы.
Носителям зарубинецкой культуры был хорошо известен сыродутный способ выплавки железа, а также различные приёмы обработки и изготовления различных предметов из металла. Железо получали путём плавки малонасыщенных болотных руд, которые были широко распространены в лесной и лесостепной полосе. Плавку металла осуществляли в глинобитных сыродутных горнах, куда непрерывно мехами через сопла нагнетался воздух.
После процесса проковки приступали к обработке металла. В кузнечном ремесле использовали низкосортное кричное железо со значительной примесью шлака, хотя в южных районах Среднего Поднепровья употреблялась углеродистая сталь, которую получали методом цементации готовых изделий. Некоторые изделия из стали подвергались закалке. В обработке металла фиксируются латенские и скифские приёмы. Спектр изделий из железа и стали был достаточно широк. Мастера-ювелиры работали непосредственно в своих жилищах. Выплавляли бронзу в тиглях на огне домашнего очага. Плавильные тигли представляли собой небольшие толстостенные круглодонные глиняные сосуды. Сами изделия изготавливались способом холодной обработки металла методом проковки, протяжки и чеканки, что свидетельствует о достаточно высоком уровне квалификации мастеров. Местные изделия из бронзы представлены преимущественно фибулами, шпильками, браслетами и кольцами.
Зарубинецкие ремесленники достигли сравнительно высокого уровня развития и в керамическом производстве. Изготовляли керамику преимущественно на ручном гончарном круге. Она делится по технологическим особенностям на два типа: груболепную и лощёную, поверхность которой заглаживалась до глянцевого блеска.
Также население занималось изготовлением тканей, о чём свидетельствуют многочисленные находки глиняных ткацких грузил и пряслиц, а также широкое распространение фибул. Ткацкие станки вертикальной конструкции были достаточно простыми по устройству — грузила оттягивали нити основы вниз. Ткани изготавливали из льна, конопли, овечьей и козьей шерсти. Ремесленники занимались обработкой кож и меха, использовали различный костяной инструментарий, железные ножи, иглы и проколки. Из кости и рога изготовляли рукоятки ножей, проколки, из камня — точильные бруски, зернотёрки и литейные формы. Обрабатывали также дерево, которое широко применялось в строительстве и бытовых нуждах. Из него сооружали дома, изготовляли деревянные рала, ткацкие станки, рукоятки для различных орудий труда и т. п.
Торговые отношения зарубинецких племён были установлены преимущественно с северопричерноморскими античными колониями, а также с соседними племенами. Торговля носила меновой характер, хотя в античных центрах издавна существовало денежное обращение. Южный торговый путь шёл по Днепру, где оканчивался транзитными пунктами Малой Скифии. На территории позднескифских нижнеднепровских поселений и могильников фиксируется зарубинецкая чернолощёная керамика, что свидетельствует о прибывании зарубинецких торговцев. С севера на юг шли зарубинецкие товары — меха, шкуры, скот, мёд и воск, которые обменивали на вино и масло в амфорах, а также на продукты ремесленного производства.
Орудия труда представлены прежде всего железными ножами с горбатой или прямой спинкой. На черенки ножей набивались рукояти из дерева или кости. Малоизогнутые серпы с крючковым креплением имели длину лезвия в 12—18 см при ширине порядка 3,5 см. К крючку (шипу-отростку) крепилась деревянная рукоять. Для уборки урожая и покоса травы использовались короткие железные косы латенского типа, которые крепились к деревянной рукоятке при помощи кольца. Для обработки дерева применялись специальные топоры латенского типа с вертикальной втулкой, долота и зубила. Широко представлены и другие орудия труда и предметы быта: массивные рыболовные крючки, одношипные остроги, изогнутые бритвы, железные иглы и шилья. Из глины изготовляли пряслица, грузила для ткацких станков, литейные формы и тигли. Из камня — точильные бруски и зернотёрки.
Есть археологические сведения и об оружии:
Среди оружия преобладают небольшие железные втульчатые наконечники копий листовидной, ромбической или стреловидной формы. В ряде зарубинецких поселений обнаружено небольшое количество бронзовых позднескифских и железных сарматских наконечников стрел. Во время раскопок были также найдены каменные и глиняные шары диаметром 3—4 см, которые являлись снарядами для метательных орудий типа пращи. По материалам вооружения чётко фиксируются влияния латенских и сарматских традиций.
На одном из могильников зарубинецкой культуры вместе с черепом коня были обнаружены удила. Известны также единичные находки бронзовой и железной шпор.
Решение вопроса о происхождении племён зарубинецкой культуры осложняется и тем, что культура не была продолжением какой-либо одной или двух предыдущих культур, а стала результатом смешения целого ряда культур Европы на протяжении всего периода её существования, творцами которых были разные группы населения. Их этническая принадлежность также вызывает острые споры и многочисленные научные дискуссии. Так, носителей поморско-клешевой культуры относят к предкам славян или балтов, автохтонное население Поднепровья считают иранским либо славянами, племена Полесья (Полесье - историко-культурная и физико-географическая область, расположенная на территории Полесской низменности. Полесье находится на территории четырёх современных государств: Белоруссии, Польши, России и Украины. Общая площадь составляет около 130 тыс. км²- исконные земли славян) — балтами или славянами. Но во всех случаях влияние славян на эту культуру прослеживается со всех точек зрения, но в любом случае культура и есть такое явление, когда происходит слияние и развитие лучших технологий и культур в более новую.
Относительно этнической принадлежности зарубинецких племён среди исследователей нет единого мнения. Их связывают со славянами, германцами, балтами. Данные топонимики и гидронимики, а также типологическая близость зарубинецких памятников с киевской культурой III—V вв. н. э. и культурами раннесредневековых славян V—VII вв. н. э. — пеньковской и колочинской — дают некоторым исследователям возможность предполагать славянскую принадлежность племён зарубинецкой культуры. В любом случае именно в этой культуре и прослеживаются раннеславянская культура.
По мнению М. Б. Щукина, сарматы в середине I в. н.э. заставили носителей зарубинецкой культуры сдвинуться на север. Во второй половине І в. н. э. прекращают своё функционирование все зарубинецкие городища и могильники на водоразделах, происходит распад культуры, селища перемещаются к водным источникам. Ввиду передвижения соседних племён либо под действием экологических факторов, культура прекращает своё существование. Постепенно, она дробится трансформируясь в позднезарубинецкие памятники. Именно в это время на территории от Южного Буга (Украина) на западе и до Оскола на востоке (современные Украина и Россия) происходит формирование новых локальных групп под действием миграции зарубинецкого населения. На этой территории, которая ранее лишь частично была занята зарубинецким населением, возникают новые культурные образования, в состав которых, кроме зарубинецких, входят традиции и других археологических культур. Эти культуры объединяют только связи с предыдущей зарубинецкой культурой.
Обратите внимание на карту выше: на ней изображена Римская империя в 125 году собранная по разным источникам, где отчетливо видно, где обитали сарматы, а севернее - венеды. Наиболее ранние известия о венедах восходят к концу I—II веков н. э. и принадлежат римским писателям — Плинию Старшему, Публию Корнелию Тациту и Птолемею Клавдию, хотя, предположительно, о венедах упоминал ещё Геродот в V веке до н. э., когда писал о том, что янтарь привозят с реки Эридана от энетов (венетов).
Ну, а сарматы (др.-греч. Σαρμάται, лат. Sarmatae) — древний народ, состоявший из кочевых ираноязычных племён, с IV века до н. э. по первые века н. э. населявших степную полосу Евразии от Дуная до Аральского моря (территория современных Украины, России и Казахстана) и стали причиной миграции праславян (венедов) на север и запад. По мнению исследователей, сарматы под именем «савроматы» впервые упоминаются Геродотом (V век до н. э.), который сообщал: «Если перейти реку Танаис (совр. Дон), то там уже не скифская земля, но область савроматов».
Готский историк VI века Иордан в своём труде «О происхождении и деяниях гетов» указывал тождество между венедами, антами и склавинами. Кроме Иордана, венедов со славянами отождествляли и латинские писатели VII—VIII веков: в хронике Фредегара (VII века) не единожды упоминаются венеды (Winedos) в привязке к славянам (Sclavos) в связи с событиями 623 года: «Славянами, называемыми венедами», «Славяне, которые известны как венеды». Иона[англ.] из Боббио, живший в VII веке, в своем житии святого Колумбана писал: «Между тем запала в голову мысль отправиться в пределы венетиев (Venetiorum), которые также зовутся славянами (Sclavi)…». Англосаксонский писатель Алкуин, живший во времена Карла Великого, писал в своем письме (датируется 790): «Но в прошедшем году король с войском устремился на славян (Sclavos), которых мы называем вионудами (Vionudos)…»
Продолжение следует...
Источники:
1. И. О. Гавритухин, В. Я. Петрухин // Сен-Жерменский мир 1679 — Социальное обеспечение [Электронный ресурс]. — 2015. — С. 388—389. — (Большая российская энциклопедия)
2. О сарматах:
3.