Найти тему

Алкашей и наркоманов не существует!

Идею для написания этого поста мы подсмотрели в нашем Telegram-чате (https://t.me/empathychat) c пациентами. Один из участников, выбирая психолога, наткнулся на его публичный канал с резкими высказываниями против «наркоманов» и «алкашей», которые якобы не могут взять себя в руки и поэтому достойны только презрения и ненависти. Что ж, нам не впервой давать отповедь недоспециалистам, которые каким-то образом затесались среди профессионалов ментальной сферы. Поэтому объясняем, что не так с позицией этого психолога.

Вообще работа врачей, а в особенности специалистов по ментальному здоровью напоминает работу филологов. Потому что мы тоже очень деликатно и ревностно относимся к словам, особенно на публике - неважно, состоит она из одного пациента на приеме или тысяч подписчиков в Telegram. Выбирать выражения - это часть нашей работы.

И это отличает специалистов псисферы, например, от таких категорий, как бабушка-сплетница на лавочке у дома. От такого персонажа услышать, что «а сосед-то совсем спился и снаркоманился» вполне естественно и даже в чем-то ожидаемо. Такая категория людей «приложит» и словцом похлеще, но к этому все, как правило, готовы.

Услышать слово «наркоман» или «алкоголик» от родственника зависимого человека тоже ожидаемо. Жизнь рядом с такими людьми - огромное испытание, вызывающее перманентные тяжелые эмоции. И когда родственник в сердцах использует неприглядные эпитеты, его тоже можно понять.

Специалисты по ментальному здоровью - совсем другая история. Сама профессия обязывает их быть безоценочными по отношению к пациентам. А зависимые люди (да, правильно говорить именно так!) - это как раз пациенты, люди, нуждающиеся в профессиональной помощи, а не люди со слабой волей или недостатком мотивации.

Почему же тогда некоторые психологи позволяют себе резкие выражения в адрес зависимых людей? Мы можем только сделать предположения. Одно из них - у психолога был собственный негативный опыт с зависимым человеком, это вызывает сочувствие, но никак не оправдывает употребление низкой лексики в публичном поле. Возможно, зависимости не входят в сферу профессиональных интересов психолога и он пытается это обозначить в такой некорректной форме. Хотя делать это можно этично: указать в своем канале, с чем человек работает, а с чем нет. Так специалист обозначает границы своих компетенций, а вовсе не делит пациентов на достойных и недостойных.

В мире по-настоящему эмпатичных, помогающих специалистов не существует «алкашей», «наркоманов», «шопоголиков», «шизофреников», заслуживающих презрения, - есть люди с химической или нехимической зависимостью, люди с ментальным расстройством, нуждающиеся в помощи нарколога, психиатра, психотерапевта, аддиктолога. Настоящий профи понимает, что болезнь не определяет личность человека, и любому пациенту необходимо сочувствие, а не упреки. И нам очень приятно, что эта мысль становится все более популярной и среди пациентов, которые обращают внимание на бестактные высказывания «специалистов» и задаются логичным вопросом - а стоит ли обращаться к таким «ненавистникам» за человечной помощью?

Кстати, если вы хотите получить профессиональный взгляд на какую-либо проблему из психосферы, смело пишите нам, и мы обязательно подготовим для вас эмпатичный разбор!