Ох уж эта плотность текста Аберкромби — 700 страниц концентрированного сюжета. Мне иногда хотелось попросить пощады, и даже не для себя, а хоть для кого-то из героев. В первой книге автор только разминался, а вот вторая книга стала настоящей мясорубкой для героев. Вот уж не зря этот подцикл назван «Эпохой безумия».
Дежурное напоминание о том, что это вторая книга цикла и, как не старайся, без доли спойлеров о ней не расскажешь.
На сцене все те же, но с новыми травмами (не всегда душевными). В Союзе зреет мятеж, и не просто мятеж народа, но измена знати, и раскол начинается всего лишь с одной казни. На смену осколкам магии окончательно приходит промышленная революция, но это не значит, что Байяз исчез. Нет, самый первый маг никогда не перестает плести интриг. И если кажется, что едоков подозрительно не видно, лишь верный помощник Байяза появляется то тут, то там, то это лишь иллюзия. Они всегда рядом.
– Ваше величество, мы здесь вовсе не для того, чтобы исправлять неправды мира.
Орсо уставился на него:
– Разве нет? Тогда для чего же?
– Чтобы обеспечить себе пользу от них, – бесстрастно ответил Байяз.
Я думала, что больно будет читать, как постарели любимые герои. Ну вот как так, ловкий и верный Ищейка постарел? А Джезаль не стал новым королем Артуром, а стал лишь марионеткой собственного совета? А Монца? Ее так слепила война, что мыслит ли она себя без нее? Это я уже молчу про Глокту, ему всегда непросто жилось.
Но еще больнее и переживательнее читать про то, как жизнь ломает их детей. Кому-то это идет на пользу, кого-то ломает безвозвратно.
Савин Дан Глокта потеряла почти все влияние, ее инвестиции не окупаются, а ясность разума затуманена пылью. Ее положение довольно щекотливо, но не надо забывать, что эта женщина не так проста и ее амбиции диктуют ее выживание. Сложись жизнь чуть иначе, лишь на пару пунктов, и она бы заставила всех себе поклоняться.
И все же даже в этом случае она не вызывает жалость надолго. Она этого не терпит. Кое-какие моменты с Савин оставили меня в восторженном желании зачитывать их вслух. (Засада матерей — это и вовсе моя любимая часть книги).
Теперь, имея необходимые методы и аппаратуру, один человек способен делать работу, на которую прежде требовалось десять человек! Двадцать человек!
Что сталось с остальными девятнадцатью, он так и не разъяснил.
Что до Лео Дан Брока, Молодого Льва — все так-же красив, смел и, несомненно, глуповат. У него есть влияние в Союзе и его любит народ, но он предпочитает думать о сражениях, а не о политике. И им чертовски легко манипулировать. Он похож на Джезаля в молодости и... больше всего он похож на молодого Глокту (и я решила так задолго до финала книги). При всех его положительных и рыцарских чертах, он не умеет встречать удары судьбы. И у него достаточно вспыльчивости, чтобы стать тираном.
А вот Орсо уверенно остается в моих любимых персонажах. Ему проблемы управления страной помогли раскрыть свои сильные стороны. Он очень умен и хороший стратег, который признает свои недостатки и умеет использовать их для своего блага. И, что самое главное, он искренне пытается поступать справедливо. Увы, это не всегда дано королям.
Враги как мебель: их лучше выбирать самому, чем получать в наследство.
На Севере тоже не все гладко. Король Севера — Стур Сумрак, Большой Волк — мало чем отличается от Молодого Льва (тут очень уместна волчья цитата про цирк). И, конечно же, он хочет владеть всем, в том числе и протекторатом Ищейки.
Но не стоит списывать со счетов дочь Ищейки — Рикки. О, ей придется непросто. Ей придется выбирать между обычной жизнью и жизнью полусумасшедшей ведьмы, знающей все. И, на мой взгляд, она сделает правильный выбор.
— Людям нужна прямолинейная история, со злодеями, чтобы их освистывать, и героями, чтобы за них болеть. — Вик сощурилась, глядя в морскую даль. — По моему опыту, это значит, что такие истории следует выдумывать.
Мне с первых книг было понятно, что мир Аберкромби — это не про доверие, побеждающую справедливость и любовь. Нет, его Земной Круг — это банка с пауками. Никто не тот, кем кажется на первый взгляд, каждый пытается сожрать другого ради собственной выгоды (кроме, разве что, Орсо. На удивление). Джо пишет живых людей и пользуется их слабостями, предлагает читателю строить теории и пытаться занимать стороны. Ведь в гражданской войне занимать верную сторону очень важно. А в Союзе уже давно не было настолько неспокойно.
Я часто говорю про «проклятье циклов», когда вторая книга проигрывает первой и выглядит скорее мостом к третьей. Что ж, этот цикл проклятье не постигло, «Проблема с миром» невероятно динамичная история, которая хоть и готовит сцену к финальному боссу, но не забывает о развитии мира и персонажей. По всему полотну текста раскидано столько намеков, тайн и отсылок, что порой хочется заглянуть и в «Первый закон», чтобы задумчиво протянуть «ааа, вот чья это дочь, то-то имя было знакомое».
Проходите, располагайтесь, Книжный Енот вам всегда будет рад и расскажет о самых захватывающих и интересных книгах.