В Японии каллиграфия, или сёдо, не просто входит в число изящных искусств, но занимает в нем особое место, считаясь даже более сложным видом искусства, чем живопись или гравюра. Считается, что для создания истинно прекрасного каллиграфического произведения нужна не только техническая сноровка, но и глубокая внутренняя подготовка.
Каждый штрих кисти – это не просто движение руки, а проявление духовной концентрации и постижения древней мудрости. Это процесс самопознания и гармонизации внутреннего мира. Каллиграфия — это не только искусство, но и исцеляющая медитация, которая приводит душу в равновесие.
Материалы - язык художника
В любом виде искусства материалы - это не просто инструменты, а основа техники, язык, на котором художник выражает свои мысли и образы.
Круглая или плоская кисть, акварель, масло, пастель, гравюра - каждый из этих материалов обладает своим характером, вдохновляет на открытия, ставит перед художником новые задачи. Материалы могут как ограничивать, так и открывать новые возможности, раздражать или восторженно вдохновлять.
И, конечно, материалы — это еще и предмет особой страсти и коллекционирования. Художники часто с любовью подбирают и собирают инструменты, которые помогают им творить.
В японской каллиграфии царит лаконичность и традиция. На протяжении веков художники используют ограниченный набор материалов: белая рисовая бумага и черная тушь. Для написания иероглифов берут широкую кисть, а для подписи — тоненькую.
Рисуют на черной циновке, прижимая лист металлической планкой. Тушь растирают в тяжелой черной чернильнице.
Эти четыре предмета — бумага, тушь, чернильница и кисть — называются в Японии «четырьмя драгоценностями кабинета», говоря о их важности и значении в мире каллиграфии.
Японская каллиграфия — это не просто письмо, а живопись иероглифами. Часто смысл изображенного на свитке иероглифа теряется для непосвященного зрителя. Важнее то, как иероглиф написан, какая в нем заложена энергия.
Как в любом изобразительном искусстве, в каллиграфии главную роль играют цвет, линия и энергия мазков. Черные штрихи на белом фоне — это не просто символы, а выражение внутреннего мира художника. Белый фон — это пустота, которая содержит в себе все возможности.
Художник погружается в эту пустоту, в контакт с первоначальной истиной и выражает ее через иероглиф или фразу. Каллиграфия — это искусство взаимодействия с пустотой, с самой сутью бытия.
Каллиграфия в Японии: от обязательного предмета к искусству аристократов
В наши дни каллиграфия в Японии является частью общеобразовательной программы в начальной школе. В старших классах ученики сами выбирают дополнительные предметы, в том числе каллиграфию, музыку или живопись. То есть каллиграфия сохраняет свой статус искусства.
Но в Средние века каллиграфия занимала в Японии особое место. Она считалась наивысшим искусством, доступным только императорам, монахам и чиновникам. Каллиграфия была не просто способом письма, а отражением высокого социального статуса и духовного развития.
Каллиграфия — это язык души, который не знает отрицания.
В японской каллиграфии нет места пессимизму и угнетающим мыслям.
Художники создают свитк с одним словом, краткой мудростью или лирическим образом, чтобы вдохновить зрителя на поиск внутренней гармонии. Их произведения несут в себе пожелания счастья, покоя, равновесия и просветления.
В японском чайном доме была специальная ниша, токонома, где размещали свитк с благоприятными пожеланиями или стихотворением. Это высказывание обязательно обсуждалось во время чайной церемонии и подбиралось к конкретному случаю.
Чайная церемония — это искусство мгновения, осознания неповторимости каждой встречи. Участники церемонии испытывали радость от того, что они вместе, и грусть от того, что этот момент больше не повторится.
Сегодня токонома есть в каждом японском доме. Там всегда можно увидеть каллиграфическую надпись, икебану и иногда живопись или гравюры. Эти элементы создают особую атмосферу гармонии и красоты, напоминая о важности мгновения и искусства жить в согласии с собой и окружающим миром.
Часто известные японские художники сопровождают свои гравюры стихотворением, которое занимает центральное место на листе. В таких работах изображения иллюстрируют смысл стихотворения, а не наоборот.
Каллиграфия — не только для японцев
Современные каллиграфы сохраняют традиционные техники письма, но в их работах появляется абстрактность и новые формы выражения. Каллиграфия остается глубоко духовным явлением, но приобретает современный облик.
Современные мастера каллиграфии не только выставляют свои работы в музеях, но и проводят мастер-классы, демонстрируя процесс написания иероглифов. Они используют не только традиционные материалы, но и дерево, ткань, цветную бумагу и сусальное золото для оформления своих произведений.
Каллиграфия — это искусство, которое динамично развивается, сохраняя при этом свои глубокие традиции.
Попробуйте сами!
Если вы хотите познакомиться с каллиграфией ближе, приглашаем вас на курс «Каллиграфия» в нашей Школе дизайна. На курсе учащиеся знакомятся с историей письменности, каллиграфического письма, разнообразными инструментами и материалами для создания самостоятельных каллиграфических работ. Получение навыка красивого письма раскрывает скрытые художественные таланты, прививает вкус и аккуратность.