Найти в Дзене

Учитель хороший, плохой, злой…

Оглавление

Используется иллюстрация автора к книге Валерия Рязанова «Погружение в метаморфозы», 2018 год
Используется иллюстрация автора к книге Валерия Рязанова «Погружение в метаморфозы», 2018 год

Школа, если вы родитель, наверняка важная часть вашей жизни. Так или иначе ответственному родителю приходится взаимодействовать с учителями. Иногда обращаешься с проблемой и получаешь адекватный ответ, проблема решается. А иногда - нет. Да, конечно, за качество взаимодействия несёт ответственность и сам родитель, и особенности системы образования. Однако в данной статье я предлагаю рассмотреть причины неконструктивных взаимодействий с педагогами, которые не зависят от родителей, а также не относятся к последствиям перегруженной цифровизацией современной системы образования, а вызваны типичными личными психологическими особенностями педагогов.

К сожалению, профессию педагога часто выбирают люди не исключительно из благородного желания обучать детей и передавать культурное наследие. Иногда данная профессия приобретается, как говорится, по остаточному принципу: никуда больше не поступил, на работу не устроился, вот и пошёл, как говорится, на три буквы, в "пед".

Бывает и такое, что человек выбирает профессию педагога вследствие плохо осознаваемого страха оценки, а также страха отвержения, который может скрываться за негативной оценкой. Страха, сформировавшегося в детстве вследствие дисфункционального воспитания и оценочного отношения к ребёнку в семье, в ближайшем социальном окружении, в школе. Значительную долю в этой категории педагогов - в нашей стране точно - составляют девочки из дисфункциональных семей (например, отец алкоголик+ созависимая мать) с «маской» перфекциониста-отличника. В детстве такой девочки самый значимый взрослый (а возможно и все значимые взрослые) по большей части оценивал, критиковал, возможно подавлял ребёнка, а возразить взрослому, и тем более развить свою уникальную индивидуальность рядом с ним было невозможно, как по причине авторитаризма последнего, так и вследствие естественной зависимости маленького ребёнка от опекающего взрослого. Отношение взрослого к малышу в таких случаях, увы, не отличается принятием и любовью.

Став взрослым, пострадавший в детстве от злокачественного оценивания человек принимает решение (часто, разумеется, неосознанно) избегать болезненных ситуаций, где бы его могли вообще оценивать, особенно в негативном ключе. И тогда он/а занимает по жизни такую позицию, в которой теперь он будет оценивать, а его - нет! Теперь он тут самый главный и правильный. И увы, то, что по отношению к себе неприменимо в силу невротической непереносимости, становится областью отыгрывания на других. И трижды увы - отыгрывания на тех, кто теперь находится в зависимом от него положении – на детях.

В невротическом «капкане» отыгрывания собственного страха оценивания пребывают, к сожалению, многие учителя, с которыми родителям приходится сталкиваться в современной российской школе. Как понять, есть ли у вашего преподавателя невротическое отыгрывание или это педагог по призванию, или человек, выбравший данную профессию по остаточному принципу? И что со всем этим делать?

«Не стреляйте в пианиста, он играет как умеет!» (с)

Сначала о последнем варианте — это будет не особо интересующийся работой, часто апатичный, вялый, возможно даже безвольный человек – или он таким представляется именно в школе. В лучшем случае, он поймёт, что ему тут плохо, определится и уйдёт в другую область, либо таки найдет себя в этой профессии. В худшем - останется в профессии и будет вечно жалующейся серой мышью, застрявшей в суровом механизме системы образования. Сейчас, вероятно, это человек на распутье. Или у него есть параллельная деятельность, которая увлекает его гораздо больше, а преподавание необходимо как «нагрузка» - часто это весьма характерно для колледжей и вузов.

Взаимодействие с вами педагога этого типа, как правило, достаточно вялое, умеренно покладистое, возможно безынициативное, возможно избегающее. Плюс в том, что всё-таки договориться с таким педагогом можно. А вот на какую-либо инициативу сподвигнуть - вот тут уже только если вы хлопоты берёте на себя.

Это далеко не самый плохой вариант, хотя такой педагог скорее склонен избегать проблем, а не решать их и уж тем более совсем не склонен инициировать анализ и поиск решений в сложных ситуациях. Он старается выполнять свою работу как чисто работу, держась на расстоянии. Часто это весьма ответственные педагоги, но тем не менее без особого «педагогического огонька» и тем более желания вникать в психологию ребёнка. Ну, «не его» это на самом деле, что ж поделаешь. Пожелаем таким людям найти истинно своё поприще, найти себя, чтобы полноценно реализовать себя в этом мире.

Педагог по призванию и педагог с невротическим капканом на душе будут проявлять себя в отличие от первого типа достаточно активно в педагогике и при взаимодействии с детьми и родителями. Правда, если посмотреть глубже, то активность эта будет весьма разнонаправленной.

«Воин Света»

Активность педагога по призванию истинно социально направлена - видно, что работа приносит преимущественно радость (пусть и всякое бывает, и матюки порой стелются над проверяемыми детскими тетрадями будто дымка над озером в ночной тиши), глаза такого человека, несмотря ни на что, светятся добротой и любовью к детям, что при этом вовсе не допускает никакой «мягкотелости» или позволения вам нарушать его личные границы. Это самая лучшая, это строгая доброта.

Никаких любимчиков у педагога по призванию нет. Или любимчики все, весь класс (сразу отметим, что наличие любимчиков – красный флажок). У каждого ребёнка такой человек найдёт «изюминку», особенность, за которую будет ценить и уважать как за проявление индивидуальности, и проявление этой индивидуальности педагог по призванию будет поддерживать. Педагоги этого типа делают акцент на хорошем, хвалят за любую мелочь. Ругают конструктивно без навешивания ярлыков, клеймления типа «неряха», «бандит», «вечно ты…», детей стараются не стыдить и не виноватить лишний раз, особенно прилюдно, понимая, как это впоследствии аукается. Вы всегда можете отличить такого человека по пристальному взгляду, и свободным открытым жестам, естественным, не натянутым позам, по отсутствию как заискивания, так и грандиозности и авторитарности - признак отсутствия «маски». В теле отсутствует скованность, ригидность, резкость, искусственность, излишняя быстрота электровеника или провокативная медлительность. Черты лица также спокойные ровные, отображаемые на лице эмоции соответствуют ситуации, нет ни типичной «морды кирпичом» или «покерфейса», ни фальшивой заискивающей улыбы, ни надменности, ни взгляда а-ля «солдат на вошь».

Общий портрет: умные добрые глаза с гусиными лапками (признак искренней улыбки), мягкие расслабленные жесты и позы, спокойный доброжелательный сдержанный тон, охотно юморит, особенно с детьми. Как сказал бы многоуважаемый Карл Роджерс, это «конгруэнтный человек». С ним в целом комфортно и вам, и детям, хотя может быть ни разу не просто, особенно в учёбе и дисциплине. Он может быть весьма требовательным и настойчивым, но с ним точно интересно. Это не мягкотелая «кукла», у такого человека есть принципы, есть стержень, границы и всякое прочее присущее психически здоровой личности, осознающей все особенности работы с простыми грешными человеками, и особенно с их детёнышами.

И за свои педагогические принципы он готов побороться, и даже с вами, кстати, если придётся. И ещё такой человек всегда готов побороться за детей, причём за всех, не разделяя их на «плохих» и «хороших». И да, конечно, это прекрасный психолог. Может быть порой слегка неряшлив, забывчив, но зато увлечён своим предметом, любит его искренне, и это невозможно не заметить. Например, учитель биологии весьма вероятно будет содержать дома мини-зоопарк, а учитель литературы ни за что не согласиться с «второстепенной важностью» своего предмета. Хороший учитель считает свой предмет самым важным – и это один из признаков того, что перед вами любящий свою работу хороший педагог.

«Храм Гордыни» (с)

Активность педагога с невротическим капканом на душе будет ложно социально направленнойт.е. за большей частью вроде бы социальных, ориентированных на детей и родителей деяний, будет скрываться взгляд на себя со стороны и оценка себя со стороны: «как я выгляжу, делая это?» или «достаточно ли я хорошо выгляжу, делая это?» «Как я смотрюсь в окружении подарков, снисходительно принимая почитания заискивающих (боящихся за своих детей) родителей?» Обратите внимание - акцент не на саму педагогическую деятельность, а на себя, занятого этой деятельностью. Это важное отличие!

Первому типу будет по барабану, «как он выглядит в роли педагога». Он работает, учит детей, занимается любимым делом и точка. Внимательному человеку, даже без психологического образования, как правило, это видно, это чувствуется. Особенно потому, что такие люди бессознательно вовлекают вас в поддержание своего имиджа: почему-то оказавшись рядом с таким «педагогическим пупом» хочется непременно его чествовать, почему-то будто бы непременно и обязательно требуется дарить подарки, льстить, писать в общем родительском чате какие-то дифирамбические дифирамбы на десять листов и т.д. Либо может быть кардинально противоположная реакция на такого человека, прям так и хочется «сбить спесь» с этого типа. Так или иначе эмоциональная реакция будет заметная, возможно даже застилающая осознанность, самоконтроль и самоуправление (особенно если в детстве вы также пострадали от злокачественной авторитарности). Пообщаешься, а потом будто туман с глаз сходит, «чего это я?» С педагогом по призванию никакого затуманивания вашего Я нет - вам легко быть осознанным собой рядом с человеком, который чудесно себя чувствует, тоже будучи самим собой в любимой им роли педагога.

Искренность поддерживает искренность. Фальшь множит фальшь.

Как уже было упомянуто выше, для педагогов в невротических капканах очень характерно наличие любимчиков. Любимчики всячески выделяются, нахваливаются и, увы, неизбежно от всего этого портятся. Ведь любимчику поручается непосильная роль – нести на своих хрупких детских плечиках ажно целую проекцию хорошей и правильной части Я учителя. То есть любимчику поручается быть фактически зеркалом социально демонстрируемой «маски» учителя, чтобы он мог в ребёнке-любимчике собою, дорогим и прекрасным, любоваться. Фактически это не что иное как нарциссическое использование ребёнка, поэтому тут любимчикам можно только посочувствовать.

Если вы или ваш ребёнок любимчикам завидуете, просто подумайте о том, что учитель воспринимает их как свои руки, например, или ноги, и потому так нахваливает.

Характерно также выделение педагогами этого типа и «козлов отпущения» - детей, на которых и в прямом, и в переносном смысле педагог махнул рукой, «заклеймил позором» и т.д.. К слову сказать – весьма характерный жест для такого человека в принципе. Понаблюдайте. Рукой махнуть ничтоже сумняшеся этот светоч знаний с капканом на душе может и на вас, на родителя, из подсознательного желания таким образом обрести над вами власть (ну, над ним же так власть какая-то значимая фигура из прошлого обрела, вот он и надеется, что и с вами прокатит). Часто в категорию «козлов отпущения» попадают «неудобные дети» (да и родители) – эпитет, за которым может скрываться всё, что угодно: элементарное различие во взглядах, непопадание под какие-то особые правила такого учителя, рамки, стандарты, или модную нынче «элитность», не говоря уже о каких-либо индивидуальных особенностях.

Если говорить о телесных проявлениях педагога с невротическим капканом - характерна скованность, искусственность, натянутость в теле и лице (какая-либо застывшая «маска»): возможно, слишком прямая спина либо согнутая, с характерным изгибом шеи, надменный взгляд сверху вниз, задранный подбородок, превосходство, ригидные и закрытые или наоборот неуместно распашистые, грандиозные жесты, позы, слишком пафосные слова о долге чести и совести... Часто опущенные уголки рта и в целом обвисшие черты лица (особенно с возрастом). Типична маска очень гордого и очень «благородного» страдания или наоборот - застывшая #яжзвезда улыбка.

Педагоги этого типа очень любят и приветствуют всяческие восхваления своей роли и своей профессии, снисходительно принимают подарки от вечно виноватых перед ними родителей «этих ужасных детей» (если сравнить с педагогами по призванию – отношение к похвале ровное, благодарное, но достаточно сдержанное, тем более без «поощрения дифирамбов и од»). Рядом с педагогом-невротиком вы можете почувствовать скованность, будто вы вечно что-то должны, будто вечно виноваты. Вы – тварь дрожащая, и лишь он право имеет! Понаблюдайте за собой и за своими реакциями. Возможно то, что чувствуете вы рядом с таким педагогом, чувствует и ваш ребёнок.

Отличить педагога по призванию от педагога с невротическим капканом на душе также можно следующим образом: попробуйте высказать такому человеку конструктивную (!) критику его профессиональной работы, если это ситуативно уместно, разумеется. Пустые придирки никогда не имеют смысла и никак не помогают, а вот конструктивная критика, нацеленная, например, на улучшение взаимодействия с классом, конкретно с вашим ребёнком – почему бы и нет.

Педагог по призванию внимательно выслушает вас и скорее всего даже поблагодарит. Обсудит, постарается вникнуть в то, что вы пытаетесь донести, понять вас. Этот человек нацелен на рост в собственной благородной профессии и истинно ориентирован на взаимодействие как с вашим ребёнком, так и с вами. Ориентирован на улучшение, углубление этого взаимодействия. Он/а обсудит объективную возможность/невозможность предлагаемого решения, вместе с вами поищет и наверняка найдёт выход, даже если и не сиюминутно. Какие-либо замечания, комментарии, критика с вашей стороны проходят обычно гладко, поскольку эти люди истинно открыты критике. В общем, так и есть: конструктивная критика - нормальная и желательная часть любого рабочего процесса, и педагог по призванию это знает и чувствует. Никто не совершенен, все могут ошибаться, поэтому нам в любой работе действительно и объективно необходима обратная связь. Неконструктивную критику такой человек рассмотрит, но не станет принимать близко к сердцу (то есть истерики и жалоб на сторону типа «я ради них…, а они…!» не будет), вероятно спокойно и аргументированно возразит, отстоит свою позицию. Конструктивную - непременно возьмёт на вооружение. Если поймёт, что и сам что-то делал неверно или ошибался, скорректируется.

Педагог, пребывающий в «невротическом капкане», т.е. отрабатывающий свою детскую травму (возможно, непосредственно на вашем ребёнке) в ответ даже на самую вежливо высказанную и конструктивную, но тем не менее критику склонен проявлять повышенную эмоциональную реакцию - гнев/ ярость/ слёзы и т.д.; может впадать в отрицание - выдвигается мощнейшая психологическая защита (в первую очередь, это неосознаваемая защита от собственной травмы, разумеется, ну и от вас, который осмелился о ней напомнить). Вид незаслуженно обвинённого страдальца. Часто то, что вы говорите, поразительным образом переворачивается с ног на голову, нещадно искажается, во всём выделяется непременно злой умысел, и да – теперь вы враг. Так педагог «вешает» на вас не признаваемую им в упор свою же собственную Тень, часто переполненную агрессией. Если такой педагог сумел скрыть негативную реакцию под натянутой снисходительной улыбкой, не обольщайтесь, будет мстить и отыгрываться иначе, возможно на ребёнке. Подобные случаи часты, и зная о возможности развития именно такого реагирования со стороны педагогов, родители часто принимают решение вообще «не пинать гнездо с осами», не возражать, не спорить, даже учат этому детей - только бы хуже не было. По правде говоря, вовсе не факт, что такое наступание на себя вам и ребёнку поможет.

Самая неприятная из невротических реакционных защит в ответ на высказанную критику, с которой вы можете столкнуться, это активное привлечение таким педагогом на свою сторону других учителей, родителей, детей и т.д. с построением разной мощности и широты охвата треугольников Карпмана (погуглите отдельно, если термин не знаком, треугольники - отличительная черта многих дисфункциональных взаимодействий, так что полезно о них знать), в которых, разумеется этот педагог будет играть роль «несчастной жертвы», а вы (если критика исходила от вас) будете наделены ролью «агрессора», а коллеги и возможно и другие родители - ролями «спасателей» и «летучих обезьян» (помните, были такие у злобной Гингемы посланники?) Нередки случаи развития массированного буллинга как неугодного и завешенного всяческими ярлыками ребёнка, так и его родителя. И это уже прям очень «красный флаг».

«Что делать?» (с)

Как взаимодействовать с педагогом в короне и/или с застывшей маской праведного страдальца? Честно говоря, трудно, поскольку самое комфортное для такого человека взаимодействие - то, которое поддерживает защитную иллюзию его собственной непогрешимости и невозможности быть оцениваемым другими людьми. То есть он вовлекает вас в своеобразную игру: «поддержишь мою корону/иллюзию, так и быть ты хороший, не поддержишь - ты плохой и вообще вражина» - инфантильная модель, привнесённая во взрослую жизнь из - справедливости ради отметим - далеко не самого приятного детства, очень вероятно, абьюзивного.

Однако, я бы ни в коем случае не стала советовать намеренно способствовать поддержанию этой иллюзии и в этом педагоге, и в ком бы то ни было вообще. Не стоит намеренно избегать конфликтов и критики, не стоит удерживать себя от важных слов, которые хотите высказать и не решать проблемы, которые очевидны и которые вы хотите разрешить. Исходите, в первую очередь, из своих потребностей, потребностей вашего ребёнка, и действуйте по ситуации. Кроме того, чем дольше человек будет пребывать в иллюзии, тем дальше он уйдёт в Ад. С возрастом «маска» окрепнет, психика станет безвозвратно ригидной, и болезненная часть «Я» окончательно станет некритикуемой частью личности - всё, тупик – мегалит, а не человек, он с места не сдвинется, можете сооружать из таких Стоунхендж - простоит века... ну или гвозди из таких ещё можно делать...

Гордыня, главный смертный грех, очень хорошо развивается на почве уверенности в собственной непогрешимости («#яжучительвсегдаправ!»).

С другой стороны, и лезть на рожон, выходя на конфронтацию и помогая таким образом педагогу-невротику «открыть глаза», вскрывать и исцелять раны вы тоже вовсе не обязаны. Часто именно педагоги с «невротическими капканами», являясь сами продуктами дисфункциональных семей, создают дисфункциональные семьи с людьми с алкогольной и наркотической зависимостью, воспитывают детей, которые становятся наркоманами и алкоголиками - и всё это продолжая поддерживать в себе иллюзию непогрешимости и даже своей святости (я не шучу, реально люди могут считать себя святыми) от страданий. Работа в школе с детьми даёт возможность отрабатывать свою травму и закладывать дисфункциональные модели поведения не только в своих детей, но и в ваших.

Теперь пару слов о психологических особенностях самой профессии, которые в сочетании с личностными факторами дают совокупный эффект.

Неизбежный эффект профдеформации

Во-первых, это профессиональная личностная деформация, которой все мы, человеки, подвержены, и особенно те из нас, которые любят свою работу. Например, я так люблю психологию, что и дома, и с друзьями могла бы всем мозги расковырять и периодически устраивать рейды дикого психоанализа, если совсем себя в руках не держать и распоясаться. А любящий свою работу педагог склонен не снимать «доспех учителя, знающего, как правильно», приходя домой, и диктовать, например «правила» варки картофеля, надевания обуви, хождения по паркету в тапочках правильным шагом, установки зубных щёток в стакан под определённым углом, приемлемых, фраз, эмоций, образа жизни, профессий… Понимаете, тут можно очень далеко зайти и закритиковать и зарегламентировать правилами супруга/у и детей так, что они будут бояться чихнуть или пукнуть лишний раз. А потом будут бояться жить, пробовать, ошибаться, искать себя, что-то делать. Мне приходилось сталкиваться с детьми из семей, где один из родителей был вот таким невротическим праведником, а второй – расслабленным пофигистом, например, алкоголиком. Совершенно удручающее зрелище – представьте себе обрубленное молодое деревце. Сердце кровью обливается, как больно за таких потерявших веру в себя ребят…

Высокий риск эмоционального выгорания и викарной травмы в профессии

Во-вторых, как и все люди, работающие с людьми, педагоги могут страдать от эмоционального выгорания. Крайняя степень эмоционального выгорания – викарная травма. Это психическое нарушение, которое развивается как следствие очень сильной нервной перегрузки и выражается в невозможности быть человечным, отзывчивым, эмпатичным, понимающим. Из всех социальных профессий лучше всех от эмоционального выгорания защищены, пожалуй, психологи, поскольку в программу подготовки входит работа с эмоциональным выгоранием. Однако и на старушку бывает прорушка. Чего уж говорить о педагогах, основная деятельность которых всё-таки не психологическая, а специальных курсов по выстраиванию личных границ и работе с эмоциональной обесточенностью вследствие выгорания им ни государство, ни учебные заведения по большей части не обеспечивают. Это большая редкость, если педагоги регулярно проходят курсы по работе с выгоранием… Получается, всплывает тут у нас ещё один фактор – психологическая незащищённость педагоговкоторая способствует их травматизации.

В психодиагностическом интервью Мак Вильямс, которым пользуются многие клинические психологи, есть раздел, в котором требуется обратившемуся клиенту указать, не было ли среди воспитывавших его людей наркоманов, алкоголиков, военных или учителей – без основательных причин такая графа в опроснике не появилась бы, это важно понимать. Профессия «правильного и всё знающего лучше всех прочих человека» действительно таит в себе опасность, справиться с которой может не каждый.

В итоге получается, что лучше всего справляются (то есть успешно развиваются в профессии и остаются при этом человечными) люди с изначально очень крепкой психикой, выросшие в психически здоровом окружении, но сама профессия, такая социально одобряемая, на самом деле в её практической обыденной реализации, по крайней мере в нашей стране, психическому здоровью человека, выбравшего её, увы, не способствует.

Как себя вести в конфликте с педагогом, душа которого застряла в невротическом капкане?

1) Как это не покажется вам парадоксальным, во-первых, начать с себя. Прежде чем идти разрешать конфликт, убедитесь, что с вами всё в порядке, что вы хорошо себя чувствуете. В любой ситуации конфликта будьте спокойны и собраны. Если Вы не спокойны и не собраны, если разумные аргументы разбиваются в гиперэмоциональную пену – саморефлексия вам в помощь. Постарайтесь понять, что конкретно так будоражит? Поймите, что не затрагивающая застарелых незакрытых гештальтов, обид и травм, пусть и даже весьма стрессогенная проблема, не занимает больше 10-15 процентов вашего эмоционального ресурса (это же не вопрос выживания, так?), а вот «бомбит», как правило, от того, что процентов так на 80-90 – «это всё своё, родное», где-то глубоко сидящее и тихо гниющее. Старайтесь это своё не выносить в межличностное пространство, поскольку долив своего «секретного ингредиента» в общий котёл конфликта, делу точно вы не поможете, а скорее всего только раздуете его и доведёте до высшей точки кипения – кипения себя, в первую очередь. Так что пощадите своё здоровье. Разберитесь, успокойтесь и потом уже идите решать актуальный вопрос не эмоциями, а головой и конструктивными действиями.

 2) Старайтесь 
говорить доброжелательно, уверенно, вежливо, спокойно, ни в коем случае не подстраиваясь ни под "иллюзию", ни под "корону" оппонента-педагога, а также не выступая отчаянным оппозиционером – это реально тяжело, если вы не приемлете авторитарность как стиль общения, но надо постараться, иначе вероятность эмоционального «заноса» очень велика. Отстаивайте свою точку зрения ассертивно, используйте метод «заезженной пластики» (спокойное безэмоциональное повторение своей точки зрения) или «серого камня» (признавайте поднимающуюся эмоцию внутри, но не позволяйте ей целиком вас захватить и не выплёскивайте её во вне). Если степень осознанности педагога, несмотря на его «невротический капкан», достаточно высока, именно такая модель вашего поведения увеличит ваш шанс быть услышанным. А если вас поддержат другие родители, шансы на успех решить проблему в нужном вам ключе во много раз увеличатся. Так что говорите, высказывайтесь, проявляйте себя, несмотря ни на какие короны. Возможно, вам придётся пойти выше и дальше, как говорится. Если дело стоящее, действуйте. Если силы нужны на другое, остановитесь и всё взвесьте прежде, чем отправляться в не
п
ростой путь наверх. 3) Если педагог обвиняет вас в агрессии в ответ на вашу критику, демонстрирует гипертрофированные эмоциональные реакции, катастрофизирует, затевает треу
гольники Карпмана - отступите, понаблюдайте и подумайте. Возможно, в настоящий момент человек «взвинчен» или «выгорел» по другому поводу, позже остынет и можно будет возобновить беседу, разобраться как следует. Если ситуация усугубляется, стоит задуматься о смене педагога, а возможно и школы. В любом случае наблюдайте, прислушивайтесь к себе, доверяйте своей и интуиции, и окончательное решение принимайте только в максимально спокойном и уравновешенном состоянии, всё взвесив и определив для себя и своего ребёнка наилучший выход из сложившейся ситуации. Смена учителя, класса, школы – дело непростое для детей. Так что трудности, связанные с изменениями, всё-таки должны быть оправданы.

К сожалению, по роду своей деятельности мне приходилось сталкиваться со злокачественным влиянием педагогов на детей, причём - вроде бы парадоксально – но иногда в частных «элитных» школах. Если у вас есть иллюзия, что всяческие «выпи» и «элитность» в этом аспекте являются защитой, увы, не являются. Даже наоборот – вероятно вам самим будет сложнее допустить и вовремя увидеть факт абьюза в разрекламированном и увешанном статусами и знаками элитности случае. С общеобразовательной школой, муниципальными учреждениями мы вроде как всегда несколько настороже, а тут – модное, частное! Выпи всякие распрекрасные! Вот мы и ждём причитающегося нам за наши денежки «особого» отношения. А вот нет. Нарциссизм – лучший друг элитных выпей.

Вам повезло, если с вами педагог по призванию. Это огромное счастье. Мне доводилось встречать таких людей и в качестве ученицы в школе, и в качестве студентки, и в качестве преподавателя вуза, среди моих коллег, и сейчас как психолог и родитель я тоже имею счастье с такими замечательными людьми взаимодействовать. До глубины души уважаю и благодарю всех Педагогов по Призванию (да именно так, с большой буквы "П"). Вы делаете великое дело. Очень важное, ценное, значимое. Вы – огромная ценность!

Но и товарищи, увешанные капканами неврозов, увы, тоже попадаются. Что ж поделать, это жизнь. И никто нам лёгкой жизни без жизненных уроков не обещал. 
 Повезло с учителем - отлично. От души рада за вас. А не повезло — значит, урок будет от самой жизни – самого непревзойдённого педагога. Выучите урок – обретёте самую большую ценность в этой жизни – опыт, даже из самого неприятного и конфликтного взаимодействия.

И напоследок скажу, что я понимаю педагогов с невротическими капканами на душах, пожалуй, как никто другой. Можно сказать, что я с вами одной крови. Да, нынче я «в другом лагере», психолог, но именно с преподавательской деятельности я начинала – девочка с синдромом ВДА (взрослые дети алкоголиков), которая очень хотела быть хорошей и правильной, потому что уж слишком однажды пострадала от «неправильного», вероятно, как и вы. Так что, по возможности, прошу бывших коллег понять и простить за возможную резкость в выражениях, которая по большей части относится к тому, к чему я не хочу возвращаться, в первую очередь, в самой себе.

Всем самости и конгруэнтности! Берегите себя и своих близких.

 Екатерина Быстрицкая,

Клинический психолог, арт-терапевт, художник