Найти тему
Сергей Миронов

Зачем рублёвскую «Троицу» вернули церкви?

Оглавление

Эту икону видели Иван Грозный и Борис Годунов. Её покрывали олифой, облекали в золотые оклады, украшали серебряными ризами с драгоценными камнями, почти 500 лет хранили в центре православия – Троице-Сергиевой лавре.

Конечно, это древняя «Троица» Андрея Рублёва, написанная в XV веке. Икона, которую знает весь мир. В 2023 году её вернули Русской Православной Церкви, а год спустя – в Троицкий собор Лавры, где она хранилась 500 лет.

«Троица» Андрея Рублёва. Фото: tretyakovgallery.ru
«Троица» Андрея Рублёва. Фото: tretyakovgallery.ru

До этого, с 1929 года, икона находилась в Государственной Третьяковской галерее. За почти сто лет она покидала музей дважды – в годы Великой Отечественной войны и в 2022 году на празднование 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре.

А ещё каждый год её регулярно предоставляли для богослужений в праздник Святой Троицы в музейный храм Николы в Толмачах, включённый в комплекс Третьяковки в Лаврушинском переулке.

Теперь поклониться образу можно в привычном для неё месте – Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, где икону поместили в специальный климатический киот.

Святыня или предмет искусства?

Редкий случай, когда Минкульт и РПЦ достигли согласия в таком щепетильном вопросе, как передача православной иконы из государственного музея – церкви. РПЦ просила передать ей икону ещё с начала 1990-х годов. Ждать пришлось долго – факт свершился десятилетия спустя.

Оклад иконы «Святая Троица». XVII–XVIII века. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
Оклад иконы «Святая Троица». XVII–XVIII века. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

Для православных «Троица» Андрея Рублёва – большая святыня. После революции свидетельств о чудесах, явленных по молитвам перед этой иконой, не сохранилось, но феномен в том, что эта икона – и есть чудо. И не только шедевр искусства, один из символов великой России, но и таинство мироздания, понимание которого не всегда возможно человеческим умом.

Для искусствоведов «Троица» Андрея Рублёва – произведение искусства древнерусской иконописи. За почти столетие нахождения «Троицы» в Третьяковской галерее специалисты музея смогли провести все необходимые исследования и работы по реставрации и сохранению одной из самых прославленных русских икон.

С точки зрения противников передачи святыни обратно в лоно церкви, шедевр русской иконописи может быть утрачен из-за неправильного хранения. Однако в церкви уверены, что с задачей справятся – за полтысячелетия самая знаменитая икона Троице-Сергиевой лавры оказалась прекрасно сохранена.

А теперь и за пределами Третьяковки она находится под пристальным наблюдением музейных специалистов – как и Владимирская икона Божией Матери, написанная по преданию евангелистом Лукой при жизни Богородицы свыше 2000 лет назад, которая в наше время экспонируется в храме Николы в Толмачах, где перед ней могут молиться верующие. Чудеса, явленные Владимирской Богоматерью, записаны в специальной книге, которая хранится в храме.

Образ любви и мира

История создания этой иконы началась благодаря памяти преподобного Сергия Радонежского. В честь него преемник святого, игумен Никон Радонежский, который был монахом в Высоцком монастыре в Серпухове, обратился к Андрею Рублёву с просьбой написать икону с изображением Троицы. Поэтому можно сказать, что в создании иконы участвовали три человека.

Летопись и житие преподобного Сергия Радонежского донесли до нас главный завет: «Воззрением на Святую Троицу побеждай ненавистную рознь мира сего». В годы татаро-монгольского ига царило «размирие». Сергий Радонежский показал, что Святая Троица есть образ любви и мира, который только и может победить вражду.

Миниатюра Жития Сергия Радонежского. 1580-е – начало 1590-х. Российская государственная библиотека. Фото: tretyakovgallery.ru
Миниатюра Жития Сергия Радонежского. 1580-е – начало 1590-х. Российская государственная библиотека. Фото: tretyakovgallery.ru

Для меня передача святыни православному народу в наше сложное время, когда против России ополчилось полмира – так же глубоко символично, как и изображение на ней.

Рублев изобразил сюжет из Ветхого Завета, когда Аврааму под Мамврийским дубом явился Бог в виде трех ангелов: их единение символизировало Отца, Сына и Святого Духа. Только иконописец отмёл бытовые детали, оставив нас перед великой тайной – созерцания триединства Бога.

Икона, написанная яичной темперой на липовой доске, пронизана глубочайшими символами, которые, как улыбку Моны Лизы, столетиями разгадывают искусствоведы.

Но Святая Троица – тайна, о смысле которой можно только догадываться. Объяснить её рационально нельзя. Это и явил в своей великой иконе Андрей Рублёв, спрятав в каноническом изображении трёх фигур богословские пласты.

Средний Ангел – в одеждах Спасителя (1). Силуэты двух Ангелов по бокам образуют собой чашу (2). И на престоле стоит чаша (3) — как символ Евхаристии, Жертвы Христа. Окошечко на престоле (4) символизирует ответ человека на эту жертву. Дерево означает древо жизни, которое Господь посадил в раю (5). Палаты – образ Церкви (6), а гора – символ горнего мира (7). Четвертая сторона престола свободна (8), это место для Авраама, и для каждого из нас. Любой, кто подходит к иконе, уже становится созерцателем божественных тайн. А еще здесь действует принцип обратной перспективы. Если продлить линии подножия престола, то они сходятся там, где стоит зритель (9). А внутри иконы линии расходятся, символизируя вечность. Фото и пояснения с сайта Foma.ru
Средний Ангел – в одеждах Спасителя (1). Силуэты двух Ангелов по бокам образуют собой чашу (2). И на престоле стоит чаша (3) — как символ Евхаристии, Жертвы Христа. Окошечко на престоле (4) символизирует ответ человека на эту жертву. Дерево означает древо жизни, которое Господь посадил в раю (5). Палаты – образ Церкви (6), а гора – символ горнего мира (7). Четвертая сторона престола свободна (8), это место для Авраама, и для каждого из нас. Любой, кто подходит к иконе, уже становится созерцателем божественных тайн. А еще здесь действует принцип обратной перспективы. Если продлить линии подножия престола, то они сходятся там, где стоит зритель (9). А внутри иконы линии расходятся, символизируя вечность. Фото и пояснения с сайта Foma.ru

Когда вокруг святыни пытались устроить общественный скандал из-за якобы ненадлежащего хранения, очень точно народное мнение выразил первый заместитель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Александр Щипков: «Главную икону нашей Церкви отдавать назад пятой колонне категорически нельзя. Потому что — кто хранит Троицу, тот и владеет землёй русской. <…> Возвращение Троицы – событие не просто значимое – эпохальное. Поворотное. Означающее нашу Победу».

Возвращение «Троицы» в Лавру. Встреча святыни. Фото сообщества Троице-Сергиевой Лавры ВКонтакте
Возвращение «Троицы» в Лавру. Встреча святыни. Фото сообщества Троице-Сергиевой Лавры ВКонтакте

Мало кто помнит, что у знаменитой на весь мир иконы есть ещё одно название – «Предвечный совет». Как поясняет директор Библейско-богословского института св. Апостола Андрея (ББИ), кандидат культурологии Ирина Языкова, это таинственное общение внутри Святой Троицы о спасении человечества: «Бог Отец с добровольного согласия Бога Сына отправляет Его в мир ради спасения людей».

Такая трактовка даёт ответ на сегодняшнее решение государства и церкви вернуть шедевр мировой иконописи в Троице-Сергиеву лавру – в историческое место, к истокам создания иконы, которая считается сразу всем: богооткровением, порталом к Богу и молитвой к Творцу.

Для спасения мира.

Читайте также:

1️⃣ Как бывший геймер кошмарит бандеровцев: потрясающая история бойца с позывным «Техник»

2️⃣ «Скрыла это от мужа и детей»: тайное задание старшей медсестры

3️⃣ Мой ответ Бастрыкину: что срочно надо сделать с мигрантами