Найти в Дзене
АЛИ АЛБАНВИ

Описание Чухур-Кабалинской и Фильфилинской крепостей [1903]

Кабалинский магал «Вся почти восточная половина Нухинского узда Елисаветпольской губернии, длиною около 80 вёрст и шириною до 40 вёрст [320 кв. вёрст], имеющая естественными границами с востока реку Геокчай [«синяя река»], с запада — Варташен-кирх-булахи [«сорок ключей варташенских»], с севера — Кавказский главный хребет, а с юга — горную цепь Кендалан-даг, и протянувшаяся почти параллельно с северною её границей, издревле носить название Кабалинский магал [Кабалинская область], или просто Кабала. Вся область, вероятно, получила это название от бывшего здесь никогда города с громадною крепостью, имевшего то же название [у Плиния упоминается в царстве Албании город Кабалака, у Клавдия Птолемея — Хабала [Хава] [Ган, Известия др. греч. п рам. писателей о Кавказ в Сбор. мат. Вып. IV. С. 101, 110]. Кабала упоминается также араб. писателями ал-Истахри [Сбор. мат. выи. ХХIХ. Отд. I. С. 11.] Ибн ал-Факихом [Сбор. мат. Вып. ХХХI. Отд. I. С. 13, 15 и 29.]]. Низменная полоса эта, но своему гео
На фото: Остатки крепостных ворот VIII IX вв столицы Албании Кабала.
На фото: Остатки крепостных ворот VIII IX вв столицы Албании Кабала.

Кабалинский магал

«Вся почти восточная половина Нухинского узда Елисаветпольской губернии, длиною около 80 вёрст и шириною до 40 вёрст [320 кв. вёрст], имеющая естественными границами с востока реку Геокчай [«синяя река»], с запада — Варташен-кирх-булахи [«сорок ключей варташенских»], с севера — Кавказский главный хребет, а с юга — горную цепь Кендалан-даг, и протянувшаяся почти параллельно с северною её границей, издревле носить название Кабалинский магал [Кабалинская область], или просто Кабала. Вся область, вероятно, получила это название от бывшего здесь никогда города с громадною крепостью, имевшего то же название [у Плиния упоминается в царстве Албании город Кабалака, у Клавдия Птолемея — Хабала [Хава] [Ган, Известия др. греч. п рам. писателей о Кавказ в Сбор. мат. Вып. IV. С. 101, 110]. Кабала упоминается также араб. писателями ал-Истахри [Сбор. мат. выи. ХХIХ. Отд. I. С. 11.] Ибн ал-Факихом [Сбор. мат. Вып. ХХХI. Отд. I. С. 13, 15 и 29.]].

На фото (фрагмент): Карта-реконструкция В.Ф. Минорского «Дагестан и Ширван» // Фильфили.
На фото (фрагмент): Карта-реконструкция В.Ф. Минорского «Дагестан и Ширван» // Фильфили.

Низменная полоса эта, но своему географическому положению, начинается с Кахетии и продолжается до Каспийского моря, сохраняя везде с севера и юга естественные свои границы. Общее название этой долины — Ахар-бахар, но по частям она носить разные названия. На самом западе она известна у татар под названием Курджистан [Грузия], далее Гюрюстан, или Гавурстан [земля гяуров], затем Даш-уз [«каменистая поверхность»], за ним Кабала и т. д. Хребет, или горная цепь Кендалан-даг не высок и не покрыть лесом; на нём кое-где растёт мелкий кустарник. Этот хребет иметь проходы на южные низменности, служащие ложбинами ряда речек, берущих свое начало преимущественно в ущельях Главного хребта и впадающих в Кура. К востоку ва одном из этих проходов, по течению реки Турьян-чай, сохранились следы древних достопримечательностей, старых кладбищ — Хазра-Кабирстан и курганов, о которых в народе осталось много поверий.

На фото (фрагмент): Карта Фильфили // K-38-108.
На фото (фрагмент): Карта Фильфили // K-38-108.

По южному склону Кендалан-дага виднеется ряд курганов, находящихся друг от друга почти на одинаковом расстоянии. Курганы эти имеют круглую конусообразную форму, около 10 саженей в диаметре у основания, и 3-х саженей высоты. Они тянутся по протяжению бывшей легендарной дороги Эльчи-ели, служившей единственным путём сообщения с тогдашними соседними ханствами, ведшими между тобою кровопролитные войны. Для защиты своих владений от внезапного нападения со стороны беспокойных соседних ханств, царь Салах, живший в крепости Гяур-кала [крепость неверных — прим. А.А.], держал постоянное войско из всадников, которые наблюдали за появлением врагов на описанных выше курганах и высокой баши под именем Кизляр-кала [«Девичья крепость»]. О результате своего наблюдения они давали знать главному сторожевому пункту посредством разведения костров.

Укрепление Кизляр-кала иметь форму круглой и высокой башни, построенной из жжёных кирпичей, на извести, и находится ва самой высокой вершин скалистых гор, откуда свободно можно обозревать всю окружающую местность. В Кабалинском магале приходилось мне ещё осматривать развалины двух крепостей: Фильфилинской, на высоком отроге Главного Кавказскаго хребта, выше селения Хачмаз, и Чухур-Кабалинской [крепости — прим. А.А.], у северной подошвы горы Кендалан-даг. Эти крепости тоже известны в народе под названием Гяур-кала [крепости гяуров], с легендами почти одинакового содержания относительно живших в них гяуров, обращенных халифом ‘Али в магометанство силою оружия.

Фильфилинская крепость находится ва недоступной вершине скалистой горы до 2000 футов высоты. Гора эта состоящая из сплошного булыжника, напоминает овальную усечённую пирамиду с отвесными боковыми стенами, имеющую почти одинаковую площадь обоих оснований. Вершина этой недоступной горы обведена каменою на извести стеною двухсаженной толщины и девятисаженной вышины. Она сложена как попало — без соблюдения даже самых примитивных архитектурных требований с оставлением везде, наподобие медовых сотов, множества сквозных отверстии, имеющих в диаметре около ¾ фута; затем внутренность самой крепости [длиною до 60 саж., шириною до 20 саж.] состоит из совершенно глухих лабиринтов: сверху крепость эта имеет каменный свод, поддерживаемый промежуточными каменными же стенами, следовательно, вся внутренность крепости состоит из нескольких глухих отделений, имеющих один только вход, который, к не несчастью, быль с давних времён завален камнями обрушившихся кругом стен. Неудивительно, что крепость и поныне остается неисследованной. Хотя сверху свод её оброс большими деревьями [чернолесье], но по местам он сводится, образуя углубления и впадины.

На фото (фрагмент): Кабала // Карта-реконструкция «Албания в III в. до н. э.».
На фото (фрагмент): Кабала // Карта-реконструкция «Албания в III в. до н. э.».

Предание гласит, что в этой крепости жил с войском царь гяуров Казанфар, который был убит Али, преследовавшим его за нежелание принят ислам. Он сначала продолжительное время защищался в этой крепости от неумолимого предводителя арабов; затеи, выбежав из неё, спрятался за большим камнем, лежащим на равнине, ниже крепости, около селения Армянит, где и быль убит ‘Али одним ударом сабли [зу-л-фукар], которая также рассекла камень. Камень этот в том виде остается и теперь и считается святыней. По рассказам халхаливцев, Казанфар со своим духовным лицом скрылся от преследования ‘Али на кургане Егише Аракел, возле селения Варташен, где стоял сторожевой отряд. Этот курган считался тогда вторым укреплённым пунктом во владениях гяуров-удин. ‘Али преследовал их и убил всех на кургане. Здесь варташенцы похоронили своих мучеников и построили монастырь под названием Егише Аракел.

В пяти верстах от лезгинского селения Фильфили, к востоку, на ровном берегу горной речки Корухлар-чай, против дагестанского перевала Хачмаз-баши, виднеются ряды фундаментов древних строений с уцелевшим зданием громадной глухой бани с одним только входом; оно построено из камня и кирпича на крепком цементе. Под сводчатою кровлею этого здания находится несколько десятков маленьких совершенно глухих отделений, имеющих между собою тесные низенькие отверстия для сообщения; впрочем, двое из этих отделений более просторные. Местность эта известна под названием Базар-ери [базарное место], а также называется хамамлар [бани]. Эти развалины, по рассказам местных жителей, существуют со времени дагестанского царя Кизил-ага [«золотоногий»], который жил в горах южного склона Кавказского главного хребта в пределах Кабалинского магала. Он занимался сперва воровством и разбоями, а потом некоторое время самостоятельно управлял Кабалинским магалом.

На фото (фрагмент): Кабала_Art. al-Kabk  The Encyclopaedia of Islam New Edition Prepared by A Number of Leading Orientalists.
На фото (фрагмент): Кабала_Art. al-Kabk The Encyclopaedia of Islam New Edition Prepared by A Number of Leading Orientalists.

Хотя в Кабалинском магале, наподобие Фильфилинской крепости Гяур-кала, встречаются следы древних укреплений и в других его местностях, в крепости Чухур-Кабала своим внешним видом и местоположением свидетельствует о том историческом значении, которая она мыла когда-то в окрестных местностях Нухинского, Арешского и Геокчайского уездов, ибо исчезнувшая уже легендарная дорога с существовавшими при ней сторожевыми пунктами [курганами], описанными выше, пролегала по южному склону горы Кендалан-даг, которая в настоящее время служить административною границею этих уездов. Дорога эта, по-видимому, проходила через ущелье реки Турьян-чай, мимо этой крепости, в самый Кабалинский магал.

Чухур-Кабалинская крепость построена на полуострове, образуемом глубокими руслами двух сливающихся речек — с востока под названием Кара-чай, а с запада — Друджа. Эти речки у крепости соединяются выфотв, текут по общему оврагу, через Чухур-Кабалинский проход по хребту Кендалан-даг и впадают в речку Турьян-чай. Овраг этот на расстоянии 1 ½ версты ниже крепости был запружен земляною насыпью, доходящею от одного берега к другому, под имеем Гяур-банди [шлюза гяуров].

Вследствие этого образовалось вокруг крепости искусственное озеро, которое могло защитить от вторжения неприятеля. Что таково было назначение этой плотины, видно из следующего: плотина, запрудившая воду, хотя ныне прорыта водою с западной стороны, находится ва одном уровне с основанием стен крепости; кроме того, полуостров, где существует крепость, и смежные с нею бывшие околотки города Сельбир, имеют человеческою рукою вырытый канал между крепостью и городом для соединения восточного врага речки Кара-чай с западным — Друджа.

На фото: Остатки крепости XVIII века на окраине села Фильфили // Фото взято из открытых источников.
На фото: Остатки крепости XVIII века на окраине села Фильфили // Фото взято из открытых источников.

Почва в этой местности черноземная без песка и камней даже в самых глубоких её слоях. Южные стены этой крепости, где соединяются два оврага, сохраняют и теперь четыре громадных башни, соединённых между собою высокою толстою, сложенною из жжёных кирпичей на извести. Бывший город отделяется от собственной крепости глубокою, человеческой рукою вырытою, канавою. Место города носить название Сельбир, а крепость — Кала; в настоящее время там идёт распашка. В самой крепости и на месте бывшего города можно указать на фундаменты существовавших некогда построек, сложенных также из кирпичей и камня, с определением числа и расположения комнат; постройки эти немилосердно разрушаются и раскапываются жителями окружающих селений, которые добываемые оттуда материалы употребляют ва свои надобности, но все-таки и поныне сохраняются следы бывшего никогда многолюдного города.

При раскопках, производимых жителями для добывания строевого материала, как развязывают, всегда находились клады в глиняных или медных горшках, содержавших золотые или серебряные монеты с куфическими надписями и знаками; но редко кому, вместо клада, удавалось докопаться до могил, в которых часто попадались золотые женские украшения с дорогими разноцветными камнями. К сожалению, подобные находки по невежеству находивших их лиц всегда подвергаются тайной продажи для сплавки серебрякам за самую ничтожную цену. Например, один нашёл два плетевых браслета [шириною в два пальца], сделанных из золотой проволоки с одним крупным свётлопурпуровым и многими мелкими тоже светлыми розоцветными камнями, серьги с такими же украшениями и некоторое количество крупных кораллов; все это продано в гор. Нуха за 27 рублей.

Овраги эти и соединительная канава имели для крепости серьёзное значение, так как они наполнялись водою. Для этого на расстоянии двух вёрст ниже крепости запруживалась вода искусственною земляною насыпью, которая называется Гяур-банди. Для сохранения везде высокого уровня воды насыпь эта продолжена по обоим сторонам оврага с запада до соседних гор Кух-мурд и Амилы-даг с востока. Расковывают по поводу этой крепости, что 13 столетий тому назад IV халиф ‘Али б. Абу Талиб на своём чудовищном коне Дулдум со своей чудотворною саблей был здесь с целью распространения магометанства. Оставляя везде по пути ва камнях следы от копыт Дулдума, ва пути сюда, он остановился у подножья горы Кендалан-даг, у пруда вокруг упомянутой крепости. О его прибытии узнает царь Салсал, который имел красивую дочь. Весть о храбрости ‘Али дошла и до этой царевны. Она обещала ‘Али сообщить секрет отцовского укрепления и выразила готовность выйти на него замуж, если он окажется достойным её внимания. Она сказала, что он, ‘Али, известен ей как непобедимый полководец, во неизвестен как настоящий мужчина, который мог бы быть ей мужем; пусть по поэтому мочится в воду у берега пруда, и если образовавшаяся от мочи пена останется в течении трёх дней, то она исполнить свое обещание.

Узнавши об этом, ‘Али немедленно достал ваты и бросил у берега в воду. Царевна из крепости заметила белый бугорок на воде и приняла это за пену от мочи. На четвертый день царевна дала звать ‘Али, что пусть он бросить в воду солому, которая должна плыть по воде и крутиться там, где пруд имеет выпускную трубу; тут-то он может выпустить воду и таким образом осушить овраг вокруг крепости. Советом красавицы воспользовался ‘Али, и ему действительно удалось взять крепость и превратить жителей в магометан. Царь Салсал быль убить ‘Али за свое упрямство в [не]принятии ислама, а царевна вышла за него замуж.

После кратковременного супружества, ‘Али отправился в поход, отдав жене свой молитвенник для ношения будущему её сыну. Спустя, 9 месяцев 9 дней она родила прекрасного мальчика по имени Мурад, который обращал на себя внимание своею необыкновенною силою и быстрым ростом. Когда ‘Али в другой раз приехал в этот город, то встретил на улице толпу мальчиков, игравших в „баша-ковурма“.

Игра эта заключается в том, что один из играющих сидит посреди довольно большого круга, проведённого по земле, а другой касаясь одной рукой сидящего, защищает его головной убор от захвата бегающих вне круга мальчиков и старается нанести удар ногою. Если кто-либо из атакующих получить в круге ударь от защищающего, то он немедленно сменяет защищающего и, в свою очередь, отбивает головной убор следующего...

„Вступающий в игру считается играющим“, говоря так, ‘Али присоединился к ним и сталь играть. На это защищающий — мальчик довольно ловкий и сильный выразил свое согласие. „Как зовут тебя?“ спросил ‘Али, — „Мурад!“ ответил он. В игре Мурад дал ‘Али почувствовать свою силу ударом ногою и предоставив ему свою роль. ‘Али же в игре старается наказать этого мальчика за такую для него обиду. Игра продолжалась. ‘Али, пропустив всех, настолько сильно ударил Мурада, что тот, кувырком полетел по воздуху, упал на соседнюю гору, находящуюся в 8-ми верстах от места игры к западу, т.-е. от крепости. — „Койди, Мурад“! [Койди — термин, употребляемый при всех детских играх, означает ненарушеше правил игры]. Вскричал ‘Али, т.-е. игра не нарушена. Когда ‘Али узнать о том, что убил родного сына, то горько заплакал и велел похоронить его на том месте, где он упал. Гора эта и называется Кой-Мурад [Кой или Кух, по-персидски — гора]. Могила Мурада ныне почитается всеми удинами, армянами и мусульманами. Туда идут на богомолье все, в особенности бездетные женщины, которые возле могилы оставляют куклы — в люльках, в надежде дождаться, наконец, ребенка.

Вероучитель Омар. зак. Закавказской учит. семинарии, Рашид-бек Эфендиев».

Материал подготовил: ‘Али Албанви

Литература

  • 1. Эфендиев Рашид-бек. Кабалинский магал // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Издание управления Кавказского учебного округа. Вып. 32. Типография Канцелярии Гл. управл. главнонач. гражд. частью на Кавказе и К. Козловского. Тифлис. 1903. С. 1–9 [314–322] [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/001199_000087_193/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 26.07.2024). — Яз. рус.