Найти тему
Аргонавты Хроноса

ПАРТИЗАН СОВЕТСКОГО РОКА

Александр Градский. Фото с интернет-страницы https://vk.com/alexandergradsky
Александр Градский. Фото с интернет-страницы https://vk.com/alexandergradsky

1988 год. Зима. Ночь. Караульное помещение у черта на куличках в Амурский области. Мы сидим в бодрствующую смену с молодым лейтенантом и слушаем музыкальную программу Радио «Юность». Мне 20 лет, и я дедушка Советской Армии. А лейтёхе 22, он только после училища.
Ведущий Александр Градский предлагает впервые в советском радиоэфире послушать песню группы «Наутилус Помпилиус» «Я хочу быть с тобой». Мы оба млеем. Лейтенант восхищается Бутусовым. А я восхищаюсь Бутусовым и Градским.
Я, как более опытный меломан, рассказываю товарищу лейтенанту о Градском и его творчестве, которое люблю с пионерских ещё лет.

Александр Градский в 1962 году. Фото с интернет-страницы https://vk.com/alexandergradsky
Александр Градский в 1962 году. Фото с интернет-страницы https://vk.com/alexandergradsky

И я очень ценю советский период творчества Градского до сих пор.
Для меня несомненно, что он лучший советский рокер (и лучший рок-вокалист) 1970-х - начала 1980-х годов. Хотя в поздний брежневский период уже зарождался Ленинградский рок-клуб, вовсю гремели группы «Машина Времени» и «Воскресение».
Но ленинградцы тогда ещё только искали себя, «Воскресение» быстро распалось / разогнали, а «Машина Времени» в начале восьмидесятых стремительно опопсовела, была взята в телевизор, засветилась в брежневских голубых огоньках и в бездарном музыкальном фильме «Душа», после которого перестала для меня существовать как рок-группа.
А Градский все застойные годы продолжал активно партизанить.

Александр Градский. Фото с интернет-страницы https://vk.com/alexandergradsky
Александр Градский. Фото с интернет-страницы https://vk.com/alexandergradsky

Что это означает? Поясню.
Советский Союз брежневского периода был весьма интересным государством. Очень многое в нём было официально запрещено или нежелательно. Но почти у всех, кто этого нежелательного хотел, оно было.
Это как с дефицитными товарами. Помните монолог Аркадия Райкина: «Я через завсклад, через директор магазин, через товаровед достал дефцит!»
Примерно то же было с рок-музыкой. Она вроде как считалась нежелательной. Но, используя всяческие маневры и обходные пути, можно было в застойные времена не только её слушать, но и ею заниматься.
Александр Градский был главным мастером таких кавалерийских партизанских рокерских рейдов. Как Денис Давыдов в 1812 году, он лихо гусарил в брежневскую эпоху!
Не жалуют рокеров на радио и на телевидении? Так он прорывался к слушателям через кино и даже мультфильмы, написав и исполнив кучу замечательных саунд-треков.
Так, например, прогремела в СССР, став бестселлером, мгновенно пропавшим с полок, его пластинка с саунд-треком к фильму А. Кончаловского «Романс о влюблённых».
Неформат, несоветский стиль не приветствуется? А Градский берет песню Пахмутовой «Ленточка моя финишная» и превращает её рок-хит в духе цепеллинов.
Не пускают на профессиональную эстраду самодеятельных артистов? Так пожалуйста, он обучался на факультете академического пения Института имени Гнесиных и в Московской консерватории по классу композиции у Тихона Хренникова. Став, таким образом, по советским стандартам супер-профессионалом, не перестав при этом быть рокером.
Невозможно записать и выпустить со своей группой «Скоморохи» авторскую рок-пластинку? Возможно, если провести её через разнарядку фольклорных грамзаписей, в разделе русского народного творчества.
Так в 1980 году на «Мелодии» вышел альбом Градского «Русские песни» - одна из лучших пластинок в истории советского рока.

Александр Градский. Фото с интернет-страницы https://vk.com/alexandergradsky
Александр Градский. Фото с интернет-страницы https://vk.com/alexandergradsky

Послушайте с этой пластинки революционную песню «Мы жертвою пали в борьбе роковой». Очень, кстати, злободневную. Градский же её откровенно исполняет как антитоталитарный гимн. Как он ухитрился сделать это в 1980-м году???
При этом, он не шёл в творчестве на уступки, не попсовел, продолжал создавать невероятно крутую, неформатную, неконъюнктурную в те времена музыку.
К сожалению для поклонников рок-н-ролла, после такого лихого партизанства, в Перестройку и позже, когда цензура исчезла, и всё стало разрешено, Градский вдруг перестал быть звездой рок-сцены. Увлекся бардовской песней в духе Окуджавы и Высоцкого, академической музыкой, крупными формами. Но это уже другая история.
В любом случае Градский остался легендой.
Александр Градский - ярчайший представитель советского рока. Невероятно крутой певец и композитор. Лихой рок-партизан. Эталон вкуса и профессионализма в отечественной музыке.
Как молоды мы были, Александр Борисович! Спасибо Вам за всё!

Верю в единомышленников, надеюсь на отклик, люблю то, о чём пишу.