– Один из наших самых больших страхов перед смертью – это страх умереть в одиночестве. Однако есть немало известных случаев, когда умирающий человек, незадолго до своего перехода с земли видит и узнает некоторых умерших родственников или друзей. Мы должны, однако, помнить тот факт, что галлюцинации умирающих не так уж редки. Тем не менее есть случаи, когда перед смертью человек видел своих ушедших родственников и друзей, не зная об их кончине. Эти случаи, на мой взгляд, являются одним из самых убедительных аргументов в пользу выживания после смерти, – утверждал физик Уильям Флетчер Барретт, который являлся специалистом по оптике и электротехнике, а в конце жизни занялся исследованием необъяснимых явлений.
Ученый заинтересовался видениями умирающих после одного случая, свидетелем которого стала его жена. Она была врачом. Этот случай подтвердили и другие свидетели. После произошедшего Барретт начал собирать информацию о видениях умирающих. Это позволило ученому сделать вывод о том, что мы не умираем в одиночестве.
«Чудо, чудо», – говорила она с восхищением. Я спросила, что она видит»
Первый случай, благодаря которому Уильям Барретт обратил внимание на умирающих, был рассказан его женой, работавшей в одной из больниц в Клэптоне. Однажды миссис Барретт получила срочное сообщение. Она должна была прийти к пациентке, миссис Дорис, которая умирала от серьезной сердечной недостаточности. Зайдя в палату к умирающей миссис Барретт увидела то, что поразило ее до глубины души.
– Когда миссис Дорис увидела меня, она протянула ко мне руки и сказала: «Не отставляйте меня. Вокруг становится все темнее и темнее». Я послала за ее мужем и матерью. А пока их не было, я находилась рядом с умирающей. Вдруг она посмотрела в сторону одной части комнаты, и лучезарная улыбка озарила ее лицо. «Чудо, чудо», – говорила она с восхищением. Я спросила, что она видит. «Прекрасный свет, чудесные существа», – произнесла в ответ миссис Дорис, – именно такой рассказ услышал Уильям Барретт от своей жены.
Затем на мгновение миссис Дорис сосредоточила свое внимание на одном месте палаты, после чего она с радостью вскрикнула: «Да ведь это отец! Он так рад, что я иду». После этого, по словам миссис Барретт, в палату вошли родственники умирающей. Миссис Дорис повернулась к своему мужу и сказала:
– Я не могу, я не могу остаться. Если бы ты мог видеть, что происходит, ты бы знал, что я не могу остаться.
Миссис Барретт должна была идти к другим больным. Вместо нее в палате осталась старшая сестра больницы. По словам старшей сестры, после этого миссис Дорис прожила еще час. Все это время она, казалось, до последнего сохраняла двойное сознание. Миссис Дорис видела тех, кто ухаживал за ней у ее постели. Например, своей матери и своему мужу она давала последние распоряжения перед уходом. При этом время от времени миссис Дорис говорила своим родственникам, чтобы те не мешали ей смотреть на свет, который был виден только ей одной.
В очередной раз, отвернувшись от своих родственников, миссис Дорис воскликнула:
– Я вижу Виду. Почему там Вида?
Вида была сестрой миссис Дорис. Она умерла три недели тому назад. Но миссис Дорис об этом не сообщили из-за ее серьезной болезни.
Узнав об этом случае Уильям Барретт попытаться получить независимый отчет матери миссис Дорис, которая присутствовала возле своей дочери в последние минуты ее жизни. Отчет миссис Кларк, матери умершей, совпал с рассказом старшей сестры больницы и с рассказом миссис Барретт. Вот что было в этом отчете:
– Я слышала, что вы интересуетесь уходом духа моей дорогой дочери Дорис из этой земли 12 января 1924 года. 25 декабря 1923 года я потеряла и мою младшую дочь Виду. Дорис в то время была очень больна, и я посчитала неразумным, чтобы она узнала о смерти своей сестры. Поэтому, когда мы навещали ее, мы снимали траур и вели себя так, будто бы ничего не произошло. Когда мне сообщили, что моя Дорис умирает, я находилась у ее кровати все время, пока это не случилось. Перед смертью она говорила, что видит своего отца и Виду.
«Видения на смертном одре могут быть разными. Но все они возникают с одной целью»
О следующем случае Уильяму Барретту рассказал доктор Сэвидж, который лично предоставил ученому факты и дал имена и адреса свидетелей этого случая.
– Под моим наблюдением находились две девочки Дженни и Эдит. Одной было около девяти лет, а другая – чуть постарше. Они были одноклассницами и близкими подругами. В июне 1889 года обе заболели дифтерией. В полдень в среду Дженни умерла. Родители Эдит приложили особые усилия, чтобы скрыть от нее тот факт, что ее подруги больше нет. Они боялись, что это отразится на ее состоянии. В субботу, 8 июня, в полдень Эдит выбрала две свои фотографии, чтобы отправить Дженни, а также попросила свою мать попрощаться с ней, – рассказывал доктор Сэвидж.
Вечером тоже дня Эдит умерла. Она прощалась со всеми родственниками и друзьями, говоря о смерти, и казалось, не испытывала страха. Внезапно Эдит с удивлением повернулась к своей матери воскликнула:
– Мама, почему ты не сказала, что Дженни здесь? Она говорит, что собирается взять меня с собой.
После этого Эдит протянула руки, будто приветствуя кого-то, и сказала: «Дженни, я так рада, что ты здесь». Сообщая об этом случае Уильяму Барретту, доктор Сэвидж заметил, что этот инцидент трудно объяснить любой теорией галлюцинации. Если бы это видение было единичным случаем, его, возможно, можно было бы объяснить простым совпадением. Но поскольку это всего лишь один из значительной группы подобных случаев, объяснение его случайным совпадением становится невозможным.
Еще об одном случае Уильяму Барретту стало известно от поэта Джорджа Макдональда. Сам Макдональд узнал о нем от своей знакомой мисс Огл. Мисс Огл сообщала, что ее брат, Джон Алкин Огл, умер в Лидсе 17 июля 1879 года. Примерно за час до этого Джон Огл увидел своего брата, который умер около шестнадцати лет назад.
Сразу же после этого видения Джон Огл поприветствовал еще одного невидимого гостя. Он воскликнул: « Я вижу Джорджа Хэнли». По словам мисс Огл, это было странно. Потому что Джордж Хэнли, дальний родственник Джона Огла, умер всего десять дней назад, и об этом факте Джону было неизвестно. Мисс Огл подчеркивала, что ее брат в тот момент не был ни в бреду, ни в бессознательном состоянии.
По словам Уильяма Барретта, явление умерших родственников представляет собой лишь один вид видений. Кто-то из умирающих может наблюдать фигуры, называя их ангелами. Другие, находясь на смертном одре, сообщают, что они видят места с прекрасными пейзажами. Есть еще и безмолвные переживания, когда действия умирающего указывают на то, что он наблюдает что-то, невидимое другим.
– В таких случаях умирающие могут устремлять свой взгляд в какую-то часть комнаты, протягивать руки для объятий. В некоторых случаях они молча смотрят в потолок, будто следя за чем-то. Иногда умирающие говорят, что видят яркий свет или слышат какие-то прекрасные звуки. Видения на смертном одре могут быть самыми разными. Но все они, кажется, возникают с одной целью: чтобы успокоить умирающего и избавить его от страха смерти, – заключал Уильям Барретт.