Найти тему
PULSAR - космос рядом

Новости «Старлайнера»: проведён ряд испытаний и корабль близок к возвращению; новые снимки с орбиты и Земли

Оглавление

Космический корабль компании Boeing CST-100 Starliner (рус. «Старлайнер») был 5 июня 2024 года наконец-то запущен в космос с людьми в рамках испытательного полёта Boe-CFT (Boeing Crew Flight Test, русс. «Пилотируемые лётные испытания Boeing»). К Международной космической станцией (МКС) отправилось 2 астронавта: Барри Уилмор и Сунита Уильямс. Корабль создан Boeing в рамках программы NASA Commercial Crew Program (CCP), и он не просто полетел, а наконец-то полетел спустя 4 года после первого пилотируемого запуска Crew Dragon компании SpaceX Илона Маска, второго корабля программы CCP.

Намного подробнее о запуске и особенностях «Старлайнера» вы можете прочитать в специальном материале соавтора нашего канала, там же есть видео пуска. Здесь же мы поговорим о текущей ситуации.

Ещё перед запуском была обнаружена утечка гелия, которая была признана незначительной. Но после старта она усилилась, видимо, возникли новые места утечек. А перед стыковкой с МКС внезапно отключилось 5 маневровых двигателей из 27, но работу 4 из них удалось быстро восстановить и корабль причалил к станции. Такая же проблема наблюдалась во время предыдущего беспилотного тестового полёта к МКС. Из-за этого испытательный полёт, который должен был продлиться немногим более недели, затянулся на неопределённый срок. Но развязка истории всё ближе...

Также в статье приведены различные снимки «Старлайнера», полученные с борта МКС.

Состыкованный с МКС «Старлайнер», снимок сделан 3 июля. Credit: NASA.
Состыкованный с МКС «Старлайнер», снимок сделан 3 июля. Credit: NASA.

Текущая ситуация

После стыковки NASA решило перенести возврат «Старлайнера» на Землю для сбора всей информации. В американском космическом агентстве и Boeing заявляют, что экипажу и станции ничего не угрожает, а задержка нужна для оценки риска и сбора информации: одноразовый служебный модуль отстыкуется от многоразового спускаемого аппарата с людьми и сгорит в атмосфере.

Кажется, будто полярное сияние истекает из двигателей. Снимок получен 15 июня. Credit: NASA.
Кажется, будто полярное сияние истекает из двигателей. Снимок получен 15 июня. Credit: NASA.

Утечка гелия

Гелий накачивается в баки с топливом и окислителем по мере их траты во время работы двигателей, что позволяет поддерживать нужное давление в них. После стыковки все клапаны были перекрыты, поэтому сейчас его потерь нет. Так как утечка была небольшой, запасов гелия, если верить расчётам, достаточно для возврата на Землю. Но специалисты хотят убедиться в этом на практике. В эти выходные «Старлайнер» проведёт тестовое включение двигателей на орбите, что поможет точно определить это значение и заодно лишний раз проверить двигатели. О предстоящем включении рассказал менеджер CCP Стив Стич:

«Прошло 6 недель с тех пор, как мы в последний раз проверяли гелиевую систему, это было 15 июня. Поэтому мы будем нагнетать давление в коллекторе за коллектором, а затем включим двигатели в режиме горячего запуска, после чего у нас появится возможность оценить скорость утечки гелия и убедиться, что система стабильна».

Состыкованный с МКС «Старлайнер», снимок сделан 3 июля. Credit: NASA.
Состыкованный с МКС «Старлайнер», снимок сделан 3 июля. Credit: NASA.

Проблемы с двигателями

Именно эта проблема задержала «Старлайнер» в космосе. Для оценки ситуации специалисты решили провести ряд наземных испытаний маневровых двигателей. Для этого на полигоне в штате Нью-Мексико инженеры более 1000 раз запускали идентичные маневровые двигатели, проверяя различные режимы работы. Им удалось полностью воссоздать работу двигателей и выявить причину сбоя: в некоторых режимах работы начался сильный перегрев разных частей двигателей, из-за чего началось расширение тефлоновых прокладок клапанов, которые перекрыли подачу компонентов топлива. После прекращения работы двигатели охлаждались и они вновь начинали нормально работать.

Испытания показали, что подобная проблема не должна возникнуть во время возврата на Землю. Да и во время испытательных беспилотных полётов подобных проблем при возврате не возникло.

Состыкованный с МКС «Старлайнер», снимок сделан 3 июля с длинной выдержкой. Credit: NASA.
Состыкованный с МКС «Старлайнер», снимок сделан 3 июля с длинной выдержкой. Credit: NASA.

Ресурс аккумуляторов

Первоначально указывалось, что аккумуляторные батареи для этого испытательного полёта рассчитаны на 45 дней работы. Однако сам корабль рассчитан на значительно больший срок нахождения на МКС, поэтому инженеры не считают это проблемой.

Состыкованный с МКС «Старлайнер», снимок сделан 3 июля с длинной выдержкой. Credit: NASA.
Состыкованный с МКС «Старлайнер», снимок сделан 3 июля с длинной выдержкой. Credit: NASA.

Будет ли спасательная миссия?

При необходимости астронавтов «Старлайнера» можно забрать с помощью космического корабля Crew Dragon компании SpaceX. Но пока таких планов нет.

Барри Уилмор и Сунита Уильямс на МКС. Credit: NASA.
Барри Уилмор и Сунита Уильямс на МКС. Credit: NASA.

Как так получилось?

В материале, посвящённом запуску и детальному обзору «Старлайнера», подробнее указано о его сложном пути. Если кратко, то NASA предъявило очень жёсткие требования к разрабатываемым кораблям по программе CCP. Но руководство Boeing пыталось нечестным путём получить преимущество и начать полёты «Старлайнера» раньше, чем Crew Dragon. И если SpaceX честно проводила все испытания, то Boeing за счёт лоббирования получила поблажки. Впрочем, справедливость восторжествовала: Crew Dragon совершил уже 13 пилотируемых полётов в космос без нареканий, «Старлайнер» же оказался проблемным.

Стыковка «Старлайнера» с МКС. Credit: NASA.
Стыковка «Старлайнера» с МКС. Credit: NASA.

Взгляд с Земли

Стыковку «Старлайнера» удалось запечатлеть с Земли с помощью экспериментальной системы слежения за космическим пространством, также созданной компании Boeing. Снимок получен в ближнем инфракрасном диапазоне спектра, система слежения расположена на горе недалеко от города Альбукерке в штате Нью-Мексико. Она состоит из инфракрасного телескопа с большой апертурой и системой автоматического слежения, также в ней используются преимущественно коммерчески доступные компоненты, что облегчает и удешевляет техобслуживание и ремонт. Особенность системы заключается в том, что она может работать в дневное время, другие подобные системы могут проводить наблюдения лишь после заката и на рассвете. Система не только помогает наблюдать за космическими объектами на орбите Земли, но и может использоваться для лазерной связи.

Стыковка «Старлайнера» с МКС, Credit: Boeing.
Стыковка «Старлайнера» с МКС, Credit: Boeing.