Найти тему

«МОДНАЯ» И «УЖАСНАЯ» ТРАНСГЕНДЕРНОСТЬ: ЧТО ЗА НЕЙ СТОИТ?

Оглавление

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Обзор спектра биопсихических и социокультурных факторов

Давайте разберём факторы, влияющие на желание подростка, юноши или девушки, сменить пол.

При рассмотрении всех перечисленных факторов важно понимать, что эти факторы не работают отдельно друг от друга! Разбирая каждый отдельный случай скорее стоит рассматривать их влияние в совокупности: определённый набор внешних и внутренних факторов результируется в развитии у человека желания «перехода». В таблице ниже перечислены все возможные (по мнению автора) факторы, которые имеет смысл учитывать при разборе той или иной ситуации.

Среди большого числа факторов можно выделить внешние (социокультурные), которые относятся к влиянию, которое оказывается на личность извне (микро- и макро- социумы: семья, ближайшее окружение, общая культурная ситуация), а также внутренние (биопсихические), относящиеся к индивидуальных личностным особенностям человека: его генетика, врождённые особенности и особенности индивидуальной психики.

Как правило, чем большее число внешних и внутренних факторов сталкиваются, тем выше вероятность развития кризиса идентичности, гендерной дисфории и острого желания перехода как результат. Важно также отметить, что наличие только внешних факторов без «поддержки» со стороны внутренних не будет результироваться в желании гендерного перехода. Наличие большого числа внутренних предпосылок при «поддержке» тенденции извне – самая распространённая картина развития данного типа личностного кризиса (кризиса идентичности).

Внешние и внутренние предпосылки в свою очередь разделены по критерию «нормативности-ненормативности». В случае с биопсихическими факторами такое разделение можно использовать для вычленения факторов, сигнализирующих о развитии патологических процессов личности. Именно эти факторы наиболее опасны в плане развития гендерной дисфории и требуют особого внимания. Нормативные же факторы при отсутствии «поддержки» со стороны ненормативных биопсихических факторов, а также внешних социокультурных факторов как правило могут подталкивать к мыслям о переходе, но при внимательном отношении к личности дают самый положительный прогноз.

Подробный разбор факторов давайте начнём с внутренних биопсихических ненормативного характера, поскольку в нашем случае именно они являются, с одной стороны, наиболее опасными, с другой – устранение или корректировка именно этих факторов снимает проблему гендерного кризиса практически сразу, с началом адекватной терапии.

Ненормативные биопсихические причины

Самоидентификация личности как таковая в принципе глубинно привязана к половой идентичности. В подавляющем числе случаев при стабильной личностной самоидентификации (то есть, когда я точно знаю, кто Я и какой/какая) представление человека о себе глубинно и неразрывно связано с представлением о том, какого он пола. Нарушения же в самоидентификации, вызванные в том числе генетическими и психическими факторами в том числе могут выражаться в том, что у человека будут сложности с определением своего пола. Таким образом это вполне может коррелировать с психическим отклонением в какой-то степени, временным или длительным. Пример достаточно нормативного временного нарушения в самоидентификации при наличии других провоцирующих факторов может быть вполне вызван просто переходным возрастом. Ненормативное нарушение самоидентификации – например КПТСР (комплексным посттравматическим стрессовым расстройством, например вследствие абьюза).

Чтобы убедиться, насколько ваша самоидентификация привязана к половой, вы можете провести простой тест. Сейчас доступно большое число программ, где можно изменить свою внешность на фотографии таким образом, чтобы вы выглядели на фото, как представитель другого пола. Сделайте это и посмотрите, какие чувства у вас вызывает новая внешность. При стойкой здоровой самоидентификации ваше фото с изменённым гендером будет вызывать такое чувство, что этот человек вообще на вас не похож, что это не вы, «и близко на меня не похоже!». А вот люди со стороны будут видеть сходство.

1. Отклонения и нарушения психического свойства: РЛ, ПТСР, КПТСР, депрессия и ТДР, начало шизофрении и т.д.

Это не значит, что любой подросток, мечтающий сменить пол непременно имеет какие-то психические отклонения. Но это вполне значит, что за желанием, особенно острым, сменить пол, могут скрываться расстройства различного происхождения и разной степени тяжести, и это важно понимать. Ответить на возникающие вопросы в этой связи поможет наблюдение за близким, беседы с ним и/или посещение клинического психолога, врача-психотерапевта или психиатра. Как правило, помимо желания сменить в пол в этом случае будут присутствовать и другие симптомы, характерные для той или иной патологии. Например, в случае ТДР (тревожно-депрессивного расстройства) обязательно будут присутствовать все классические симптомы депрессии.

2. Отсутствие способности мыслить логично и видеть причинно-следственные связи (как следствие органических или психических причин или как следствие педагогической запущенностисформировавшееся в стойкую черту личности;

Это патологичная черта, но увы, часто встречающаяся у современных ребят. На формирование такой черты могут влиять как врождённые факторы, так и, например, гиперопека или гипоопека, или педагогическая запущенность. Элементарная неспособность проанализировать последствия тех или иных действий часто может приводить к крайне негативным последствиям. Если говорить об органических причинах, таких как сниженные от рождения интеллектуальные способности, здесь мы можем говорить только о коррекции, поскольку весьма ограничены биологическим фактором. К сожалению, сами родители часто способствуют тому, что у детей способность управлять последствиями своих действий существенно снижена. Дети «косячат» - родители исправляют, не предоставляя детям возможности сталкиваться хотя бы с самыми безобидными последствиями своих «неверных» решений и действий. Этому способствует и современная система школьного образования, заинтересованная в высоких показателях ради своего имиджа (у нас ведь теперь образовательные услуги, то есть институт школы стал коммерциализированным) и требующая от родителей поддержания этого имиджа «заведения, предоставляющего образовательные услуги высокого качества» через решение тех проблем, которые должны в идеале решаться самими детьми. Терпение и готовность вместе пройти непростой путь ошибок, необходимое для воспитания ребёнка, способного анализировать последствия своих поступков, как у педагогов, так и у родителей часто отсутствует. Это один из примеров взаимовлияния внешних и внутренних факторов, и это тот самый случай, когда неспособность мыслить логично буквально прививается взрослыми детям с пелёнок.

Почему это фактор важен в нашем случае? Неспособность всерьёз рассматривать последствия серьёзнейшей операции приводит к тому, что дети слишком легкомысленно относятся к принятию столь важного решения в своей жизни как смена пола. Не говоря уже о других решениях.

3. Отсутствие способности мыслить критически в том числе по отношению к своим действиям и принимаемым решениям

Этот фактор связан с первым. Критическое мышление развивается на основе умения видеть и анализировать причины и следствия и затем применяется для нормальной критики на этапе выбора того или иного действия в мире. Чем меньше возможности самостоятельно принимать решения, тем сильнее может быть снижена критика.

4. Аутистичность в разной степени.

В данном случае речь может идти не только об аутизме как о серьёзном психическом отклонении, но и о тенденции личности уклоняться от непосредственного межличностного взаимодействия, концентрируясь на виртуальном общении, возможности для осуществления которого в современном мире растут. Это и тенденция, ориентирующая человека не на других людей, а на вещи. При хорошем внимательном воспитании и наличии высокого интеллекта (часто аутистичность невысокой степени сочетается с высоким интеллектом) такие подростки становятся выдающимися инженерами, математиками и т.д., способными также выстраивать полноценные межличностные отношения и отношения с противоположным полом, просто с меньшим «размахом», чем другие люди. Например, у такого человека может быть один друг а не пять и т.д.. Тем не менее данный фактор требует пристального внимания и анализа, поскольку здесь важна оценка степени аутистичности и последствий, к которым она может привести.

5. Слишком ранняя или слишком поздняя пубертация (задержка полового развития);

Слишком ранняя пубертация чревата серьёзнейшим дискомфортом для подростка, для которого и сам факт пубертации-то уже травматичен. Для девочки в 9 лет иметь большую грудь, тогда как у других девочек грудь ещё не развита, это серьёзнейшее психическое испытание. Кроме того, такая девочка становится объектом психологических атак извне, например, от неразумных сверстников противоположного пола. Мальчишки в этом возрасте деликатностью не отличаются, и могут даже и без особо злого умысла нанести такой ущерб психике ранимой девочке, что у последней в ответ может возникнуть желание большей защищённости, желание стать более уверенной в себе, более сильной, способной постоять за себя. Это те самые черты, которые у ранимых девочек бессознательно ассоциируются с мужским полом, особенно если девочке внушается идея о том, что девочка не имеет права за себя постоять или «не хорошо», «неприлично», «чего ты устраиваешь скандал». У родителя, с которым ребёнок может поделиться сложной ситуацией, может не найтись ресурса конструктивно отреагировать на проблемы ребёнка – разъяснить, дать карт-бланш на самозащиту и т.д. Таким образом ранняя пубертация – это серьёзный фактор риска.

С другой стороны, слишком поздняя пубертация также может заставить подростка чувствовать себя не в своей тарелке. Например, мальчик, не обладающий в 14 или 15 лет лет развитым торсом и ломающимся голосом, может испытывать серьёзнейшие переживания по поводу своей внешности, которые часто имеют тенденцию переходить в эскапистские рассуждения типа «а что, если я просто не такой, как все, что если я на самом деле не мужчина» и т.д.

6. Высокий уровень беспокойства по поводу собственной внешности вплоть до дизморфофобии

В большей степени свойственно девочкам в следствие гендерно-типичного более высокого уровня беспокойства о своей привлекательности. Масло в огонь здесь подливают стандарты красоты, транслируемые через медиа, и приводящие к тому, что нормативное недовольство внешностью умножается на чувство несоответствия транслируемым стандартам и результируется в развитии серьёзных патологий вплоть до РПП (расстройств пищевого поведения) и дизморфофобии (неприятия своего тела).

Мальчики, хоть и в меньшей степени, но также подвержены дизморфофобическим тенденциям, особенно в случае задержки пубертации.

Столкнувшись с жестоким сравнением не в свою пользу, ребёнок, особенно ребёнок страстно желающий половой идентичности (например, девочка, мечтающая о красивых женственных формах или мальчик, мечтающий о мужественном торсе), может совершить разворот на 180 градусов, устремив свой взгляд на противоположный пол, который в этом случае выступает как «палочка-выручалочка» и спасение от ситуации сравнения себя со слишком высокими стандартами, соответствовать которым он или она отчаялись.

7. Когнитивные искажения в понимании того, как формируются пары

Свойственно и мальчикам и девочкам в том случае, если так или иначе было внедрено (родителями, ближайшим окружением, социумом в целом) представление от том, что необходимо быть непременно красивым или соответствовать определённым внешним стандартам, чтобы иметь возможность дружить, влюбляться и быть любимым, создавать пары. На формировании такого когнитивного искажения безусловно сказывается патологичный нарциссизм современной массовой визуальной культуры, когда ставки больше делаются на внешнее, а не на внутреннее. Так, маму, рассказывающую накачанными филлерами губами, о том, что внешность вовсе не главное, подросток вряд ли будет слушать. Дети нас не слушают, если то, что мы делаем расходится с тем, что мы говорим. И дети большее значение придают реальным действиям, а не словам.

Парадоксальным и ужасным в данном случае является то, что (как и в случае с обеспокоенностью собственной внешностью) чем сильнее подросток желает найти пару, ощущая потребность принять на себя гендерную роль, чем заострённее эта потребность, тем выше будет вероятность того, что не находя отклика в течение определённого времени, именно этот человечек начнёт рассматривать гендерный переход как выход из своего личностного кризиса. Субъективно он или она чувствуют себя в тупике, поскольку считают, что абсолютно не могут соответствовать «стандартам» своего гендера, а следовательно, не могут получить принятие, любовь и т.д. Трансгендерное сообщество же радостно принимает таких ребят в свои объятья. Правда и отказываются от них так же легко, если ребята решаются после многочисленных мытарств на возврат к своей гендерной роли.

8. Психические отклонения сексуального характера

Например, такие как парафилия, то есть сексуальный интерес к нетипичным сексуальным объектам, нетипичным ситуациям и людям или их атрибутам. Латентной (скрытой) причиной гендерной дисфории и кризиса гендерной идентичности может быть и такая девиация (отклонение).

9. Аддикция к порно (порно-зависимость)

Часто сопровождает парафилию, аутистичность и ряд когнитивных искажений. Важный фактор, требующий внимания. Если аддикция к порно выявлена, но в процессе анализа выясняется, что она никак не связана с кризисом гендерной идентичности, эта ситуация всё равно требует терапии. Это один из опаснейших видов аддикций, способных разрушить жизнь человека, подорвав одну из базисных опор – здоровые сексуальные отношения с реальным партнёром. Не так опасно, если взрослый человек, переживая кризис, увлёкся порно на какое-то время. Но в случае с подростками – психически незрелыми детьми, часто не имевшими на момент вторжения порно в их жизнь, ни одного реального сексуального контакта, такое влияние «двигающихся частей тела» изолированное от любви, теплоты, периода ухаживания, налаживания контакта с реальным человеком противоположного пола, приводит к развитию массивного когнитивного искажения в зоне сексуальной культуры и часто результируется в тотальной неспособности подростка вести себя в межполовых отношениях как представитель своего пола. И если не получается быть представителем своего пола (мы уже знаем эту аксиому развития патологий от противного) – «я стану иным».

10. Аддиктивнось в общем как сформировавшаяся патологическая черта личности

Мы говорим здесь о сформировавшемся патологическом типе характера, основной жизненной стратегией которого является бегство от реальности с помощью тех или иных объектов или субстанций. За формирование этой черты могут быть ответственны как наша биология, так и огрехи в раннем воспитании ребёнка. Нехватка материнского тепла и невозможность прожить нормативную зависимость и/или «выдергивание» младенца из естественного слияния с матерью до того момента, когда он становится готов к ощущению себя как отдельного существа – накладывают огромный отпечаток на всю жизнь, приводя к развитию множества патологий, одной из которых может являться и «бегство от проблем в другой пол».

11. Отсутствие «вектора будущего» и способности планировать жизнь

Этот фактор связан со способностью критически оценивать реальность и себя, и формировать причинно-следственные связи. Может быть также следствием убеждения в собственной бесперспективности и никчёмности. Наличие такой черты может быть и вариантом эскапизма (бегства), и чертой общей инфантильности личности.

12. Отсутствие ясных и чётких жизненных ценностей

В норме к 15-16 годам у подростков формируется представление о том, чего они хотят в жизни и как планируют это получить. Не всегда эти представления точны и на 100% адекватны, но тем не менее они существуют, стабильны и служат надёжным фундаментом для дальнейшего развития как самой личности, так представлений этой личности. Это тот самый вектор, который задаёт основное направление движению, не давая «скатиться в кювет». Эти ценности – «путеводная звезда». Почему она может отсутствовать? Причин может быть много. Возможно, родители гиперопекали ребёнка, не дав ему возможности поставить собственные задачи. Возможно, и у самих родителей нет понимания того, что иметь определённые собственные стойкие ценности и ориентиры критически важно. Выявление этой черты – повод начать более глубокий анализ личностных проблем. Важно понимать, что вектор, направленный в будущее, держит стержень личности и не даёт развиваться никаким патологиям, в том числе и патологиям идентичности. Ведь имеющийся вектор это и есть чёткий и ясный ответ на вопрос «Кто я такой?», «Что я делаю со своей жизнью и для чего?», а патология идентичности развивается только при отсутствии ясного ответа на эти вопросы.

13. Отсутствие адекватной картины мира

Фактор, связанный и с виртуализацией мира, и с оторванностью детей от родителей. Невозможно наметить вектор движения в мире, если нет адекватного представления о том, каков это мир. Часто подростками картина мира родителей отвергается и обесценивается. Но здесь важно заметить, что тотальное отвержение происходит только в том случае, если по тем или иным причинам было разрушено доверие между родителями и детьми, что часто происходит, например в дисфункциональных семьях (алкоголизм, наркомания, абьюз в том числе сексуальный, неглект, депривация и т.д.). Если же доверие есть, то картина мира родителей скорее подвергается переоценке и переосмыслению. Важно понимать, что абсолютно самостоятельно подросток не в состоянии построить картину мира в этом возрасте. И если необходимая опора на родителей отвергнута как, например, «опасная», то у подростка буквально пол уходит из-под ног. И это очень опасный фактор, следствие которого в виде нарушения гендерной идентичности, возможно, меньшее из зол.

14. Нарциссизм и истероидность

Весьма распространённые типы характеров в наше время, возможно, также как и шизоидные. Этих просто лучше видно))) Ребята с такой акцентуацией характера «душу продадут», чтобы обратить на себя особенное внимание, удивить, впечатлись и даже шокировать своё окружение, в том числе близких, не говоря уже о смене пола. Тут важно понимать, что нарциссом и истериком ребёнок в один момент ведь не стал, так? Даже если он и родился с определённой склонностью к развитию такой акцентуации, именно особенности воспитания способствовали закреплению этих черт. Поведение подростков поддаётся коррекции. Поведение взрослых – уже нет. Это тот случай, когда я бы рекомендовала сочетание индивидуальной терапии для подростка с терапией ДРО (детско-родительских отношений) или семейной терапией. Этот прекрасный подросток «цветочек-нарцисс» - результат сочетания целого ряда биопсихосоциокультурных факторов и вполне себе продукт нашей современной культуры.

Нормативные биопсихические факторы

  1. Генетически и/или психически обусловленный повышенный уровень нейротизма (высокий уровень переживания и выраженности негативных эмоций – стыд, вина, злость и раздражительность, недовольство)

Повышенный нейротизм – вполне себе черта врождённого темперамента. В частности, этой особенностью обладают как холерический, так и меланхолический темперамент.

2. Всплеск нейротизма, в норме сопровождающий пубертацию

В норме уровень нейротизма с началом гормональных бурь очень существенно повышается, и наши детки начинают резко «делать слонов из мух», «закатывать глаза» и т.д. Надо понимать, что им реально очень плохо. Чтобы это понять, родителям можно попробовать вспомнить себя в этом возрасте. Очень терапевтично. Ругань же в ответ на специфическое для пубертата поведение только ухудшает самочувствие ребят, погружая их в ощущение «я плохой». Это очень больно, и это становится причиной сомнения в собственной личности и идентичности.

3. Женский пол

Так уж эволюционно сложилось, что в значительной степени нейротизм выражен именно у женщин (у мужчин гораздо меньше, там другие «фишки»). В пубертате, а иногда и в предпубертате, вполне себе нормативно нейротизм существенно повышается у наших «милых принцесс» в связи с гормональными эстрогеновыми атаками. Принцессы в момент превращаются в «злюк», «капризуль», «вредин» и т.д., мы на это порой крайне негативно реагируем. В итоге у девочки-подростка складывается ощущение, что с ней что-то вообще плохое происходит. И панацея от всех проблем, подсказанная пропагандой – «ты просто другого пола, детка» - проглатывается как волшебная пилюля с надеждой на мгновенное улучшение как своего самочувствия, так и налаживания отношений с родителями и друзьями. Да, они очень хотят наладить отношения, даже когда орут и скандалят.

Выход из этой ситуации – разговоры по душам с подростком, понимание, знание и принятие особенностей его психики, а также «подкованность» родителя в некоторых вопросах.

Например, колоссально важную роль играет понимание и принятие мамами особенностей своей женской психологии. Если мама не считает свою ситуативную раздражительность и злость «отвратительной», то и дочка вряд ли так будет считать. Важно понимать, что повышенный нейротизм у женщин – эволюционный механизм, способствовавший выживанию человеческого рода в принципе. Не будь его, всех бы давно сожрали, уверяю вас. Уже за одно это надо напрячься и суметь принять свой талант реагировать пусть где-то «сверх», зато на пользу выживания рода.

Ещё очень важная особенность и отличие женского пола от мужского заключается в том, что девочки и женщины в принципе больше от природы ориентированы на представителей своего пола, нежели мужчины. Это естественная природная черта, докультурная, доцивилизационная, которая свойственна была женщинам ещё с тех времён, когда не было и в помине никаких отцов и устойчивых пар, и тем более семей, и самки существовали одним племенем, которое возглавлял самый сильный самец, а другие самцы соревновались с ним за это единое племя самок. Тогда совокупность прото-женщин была как единый организм. Мы, современные женщины, и сейчас при отсутствии мужчин и возможности создавать пару, запросто снова опираемся на способность создавать такой «женский» организм, это случается, например, в матрифокальных семьях (семьях, где стержнем является именно поколение женщин бабушка-мать-дочь). Именно эта черта, ориентированность на представителей своего пола, глубинная природная с ними связь, иногда и воспринимается и как сексуальная ориентированность на женщин. А в случаях страха перед мужским полом, недоверия к нему (что часто типично для матрифокальной семьи), эта черта выступает как спасительная соломинка, помогающая хотя бы с кем-то установить сексуальную связь - со своими безопаснее. Так что и эта вполне себе нормативная особенность женщин может лежать в основе индивидуальной картины мира, которая заставит в итоге в данном случае девушку задать себе однажды вопрос: а если я так ориентирована на женщин, может я лесби или трансгендер? Достаточно типичный случай, кстати говоря, особенно в сочетании с такими чертами как артистизм, открытость и высокий интеллект.

4. Открытое сознание с выраженной потребностью к поиску, в том числе к поиску себя и своего предназначения, своей уникальной роли в современном мире

Прекрасная личностная черта. Но в сочетании с рядом таких факторов, как оторванность от реальности, разрыв связей с родителями, дисфункциональность семьи, а также некоторой степенью аутичности – может выходить боком. И тогда возможен не только гендерный переход. Именно ребята с открытым, «философским» я бы даже сказала, сознанием при негативном стечении обстоятельств могут становиться наркоманами. Это ужасная правда. Наркоманами часто становятся именно ищущие ребята, которым никто не помог найти свой уникальный и значимый путь.

5. Высокий интеллект

То же самое можно сказать и о высоком интеллекте, который в окружении негативных биопсихических и социальных факторов ещё и не такие «зигзаги» выдаёт.

6. Артистичность (склонность к творчеству, высокий уровень креативности)

БОльшая часть ребят, мечтающих о гендерном переходе, называющих себя именами противоположного пола – очень творческие ребята!!! Не находя иного способа выражения своей артистичности, именно они часто склонны примерять чужие идентичности. Часто для них это своеобразные игры, в которые, правда, они могут заигрываться. Но верно и то, что если ребятам этого типа дать поиграть, не устраивая особую панику из-за того, что подросток-девочка принялась носить мужские костюмы с галстуками и постриглась «под мальчика», то к 18-19 годам эти «игры» благополучно заканчиваются соединением со своим природным полом. Вырулить в нужном направлении в данном случае очень помогает поддержка творческой активности ребёнка, именно той, к которой он или она естественно склоняются. К сожалению, часто родители имеют ряд предубеждений, касательно того, что хорошо, а что плохо делать и чем увлекаться, и запрещают желанную творческую активность своему ребёнку. Вот тут-то ваш творческий может и пойти ва-банк. Помните: если перекрываете поток творческой энергии или не помогаете направить её в позитивное русло, она уйдёт в Тень, то есть обратится во зло и вашему подростку и вам.

7. Высокий уровень беспокойства по поводу собственной внешности;

Этот аспект мы уже обсуждали в разделе ненормативных биопсихических факторов. Здесь же стоит добавить, что даже на уровне не достигающем выраженной патологии, обеспокоенность внешним видом, особенно в сочетании с обесцениванием других аспектов самовыражения и проявления индивидуальности, должны насторожить заботливого родителя. Перекос во вне никогда не заканчивается хорошо ни для подростка, ни для взрослого.

8. Такие черты личности как гиперответсвенность и интропунитивность

Ответственность — это прекрасно. Нехватка ответственности — это плохо. Но и гиперответсвенность это тоже плохо. Гиперответсвенность и интропунитивность (склонность обвинять себя в сложных ситуациях) всегда усугубляют проявления нейротизма как свойства темперамента. Именно они загоняют в угол человека, заставляя звучать в голове слова «это ты виноват», «сам виноват», «всё из-за тебя». Задавленный такой атакой, человек склонен искать выход буквально из своей шкуры.

Развивайте в себе и в своих детях способность адекватно оценивать фрустрирующую ситуацию и адекватно определять зоны ответственности, не приучая подростков перегружать себя виной. Особенно будьте осторожны с тех случаях, когда нейротизм – врождённая черта темперамента. Также осторожнее с девочками, у которых нейротизм в норме гораздо сильнее «выстреливает» в пубертате, чем у мальчиков.

9. Ощущение «инаковости» и «уникальности» и обособленности человека в близком социальном окружении (семья, друзья – любые микро-социумы);

Это вполне может быть нормативной чертой личности, например, некоторая шизоидность как акцентуация характера может приводить к такому самоощущению. Ничего нет плохого в шизоидности. Прекрасная ресурсная черта. Но непонимание себя, незнание своих особенностей, и ещё хуже – непонимание и непринятие такой особенности характера ближайшим окружением, например, семьёй, может привести к чувству отверженности. Скажем, вся семья любит повеселиться и поесть, а один ребёнок любит сидеть в одиночестве в своей комнате и мечтать. Да, он и так «не как все». Ну, заклеймите вы его позором, ну посмеётесь над ним. Думаете, это поможет ему стать, как все? Нет не поможет. Он ещё больше будет от вас ото всех отгораживаться. Только принятие и понимание здесь работают.

Опасность чувства отверженности в том, что это самое тяжёлое чувство, которое практически невыносимо переносить детям и подросткам, и именно оно, сильнее какого бы то ни было дискомфортного ощущения, требует выплеска, своеобразной «разрядки» для снятия напряжения. Это дорожка в зависимость от тех, кто всё-таки примет, это в том числе дорожка в ТРАНС-сообщество, которое всех заглянувших на огонёк принимается «бомбардировать любовью» - типичное поведение для любой секты. В принципе секты «подбирают» отверженных. Это важно понимать.

Ощущение инаковости и уникальности может быть и у нарциссичных людей. Многие ребята, примкнувшие к ТРАНС-сообществу, имеют достаточно выраженные нарциссичные и истероидные (склонность к демонстративному поведению) черты.

10. Пересмотр ценностей родителей и предыдущего поколения через обесценивание

Это волне нормативный процесс, являющийся частью естественной сепарации через обесценивание и/или пересмотр родительских установок. В норме он сопровождает половое созревание. Если для ребёнка проживание сепарационных процессов оказывается недоступным, например, в дисфункциональной семье, то потребность обесценивать может закрепиться как личностная черта.

И на этой волне обесценивания часто разрушаются не только традиционные ценности, но и собственная жизнь.

Условно нормативные социокультурны факторы

1. Оторванность подросткового поколения от реальности, избыточная погружённость в виртуальные миры («теневой» аспект всеобщей компьютеризации и геймификации)

Способствует изоляции от опыта и мудрости предыдущих поколений, изолирует подростков, замыкает на себе, в иллюзорном мире с искажённым восприятием реальности. Это типично для современности. И именно этот фактор – уже неотъемлемая часть современности - сопутствует всем случаям, когда дети стремились изменить свою гендерную идентичность. Наличие умного гаджета под рукой создаёт иллюзию, что с ним-то всегда можно справиться самостоятельно, и нет необходимости обсуждать что-либо с родителями и получать от них советы.

2. Типичное для современного общества размытие представлений о мужской и женской роли и идентичности, отсутствие чёткого, реалистичного и понятно реализуемого в социуме представления о том, что значит быть человеком своего пола у подростка и ребёнка

Искажения начались и постепенно развивались с начала промышленной революции. Но до этого наши предки бережно охраняли разделение ролей. Может быть, не зря? Ведь наша психика сформировалась на таком разделении, это буквально опора нашего психического здоровья. Слияние же гендерной внутрипсихической символики – то, к чему мы оказались явно не готовы, судя по растущему числу психических патологий.

3. Общее снижение ответственности подростков за принимаемые ими решения – современная «норма» воспитания

Это фактор мы уже рассматривали с вами с внутренней стороны, то есть рассматривали его «отпечаток» на психике.

Так уж исторически сложилось, что родители стали всё больше забирать ответственность у детей за них самих. Причин здесь много. Это и недоступность для многих детей отцовского типа воспитания, и гиперопека со стороны родителей, не получивших необходимого им самим в детстве и теперь проецирующих свои детские потребности в заботе на детей, это и разрушение семейных ценностей в целом, это и коммерциализация общества, в данном случае принуждающая родителя, который хочет считаться «хорошим», заваливать своего ребёнка игрушками, модной одеждой, гаджетами и т.д.

Не умеющий брать на себя ответственность подросток более склонен совершать необдуманные поступки, ломающие жизнь.

4. Визуальность современной культуры

Избыточная визуальность как часть общей виртуализации и геймификации жизненного пространства делает жизнь нереальной игрой, и начинает казаться, что в любой момент ты можешь сделать SAVE-RELOAD («сохранить» и «перезагрузить») своей жизни. Только вот когда по-настоящему настоящие хирурги проводят пятнадцатилетним девочкам ампутацию грудей, эта иллюзия крайне болезненно разрушается.

5. Раннее использование детьми социальных платформ для виртуального общения

Соцсети, особенно визуально-ориентированные, способствуют распространению «стандартов красоты», выпячиванию внешнего в ущерб внутреннему, материального – в ущерб духовному. Возможно, эта информация будет для вас новой, но все соцсети разрабатывались как технологии повышения продаж в первую очередь. Многие ребята воспринимают общение в соцсетях как замену полноценному личному общению, что опасно для становящейся психики, поскольку мы существа социальные, и огромное число жизненно важных навыков развивается в норме только в условиях живого реального социального общения.

6. Психика, как и тело, не успевают за стремительными изменениями в современной культуре – проблемы адаптации к реальности в целом

Мы все от этого в разной степени страдаем. Так же как от нехватки движения страдает наше тело, от избытка гаджетов и соцсетей страдает наша душа.

7. Семья с одним родителем и высокое число семей, переживших развод

Это и причина смешения гендерных ролей. Вследствие большой распространённости неполных семей (преимущественно с одной матерью) у детей отсутствует возможность усвоения альтернативного набора «отцовских» адаптационных механизмов. Перед глазами только один родитель, и значит, только один вариант modus vivendi. И часто это такой вариант, где одинокая мать лишена возможности быть в полную силу женственной, поскольку она вынуждена быть всё-таки ещё и «мужчиной», чтобы выживать и бороться за место под солнцем, особенно, если есть дети. И до какой степени этот взращиваемый внутри мужчина разрастается – это уже от многих сопутствующих факторов зависит, но так или иначе у ребёнка представление о гендерных ролях искажены.

8. Популяризация онлайн свиданий и онлайн отношений вместо живых встреч с живыми людьми

Как часть общей виртуализации и геймификации жизни ударяет по большей части именно по традиционным ритуалам, сопровождающим развитие межполовых связей. Ритуал устраняется. Кто там тебе отвечает – вообще непонятно, представления стираются. Образ потенциального партнёра становится практически недоступен для полного восприятия всеми органами чувств, что переводит его в разряд исключительно «работы мозга». Создаётся иллюзия, что всё, даже отношения с другим – всё в моей голове, и объективности вообще не существует.

9. Пропаганда в популярной психологии жизни в стиле «здесь и сейчас».

Стала частью современной культуры и звучит из каждого утюга, «избавляя», особенно подростков с неокрепшей психикой, от «ужасной» необходимости думать о будущем, планировать, строить жизнь.

Погружение в «здесь и сейчас» очень терапевтично для застрессованной психики, при терапии посттравматических расстройств. Но пропаганда такого погружения как стиля жизни в принципе – вот где лекарство становится ядом.

Ненормативные социокультурные факторы

1. Пропаганда уникальности, нарциссизма и транс-перехода как возможности почувствовать себя «особенным»

Представляет такие нормативные состояния психики подростка как временная пубертатная дисфория (раздражительность, плохое настроение) и лёгкая дизморфофобия (недовольство своим телом) как симптомы того, что «ты особенный, не такой как все, другого пола» – использует потребность в уникальности и расцветает при низком уровне информированности и образованности (в том числе психологической) детей и подростков, а также их родителей.

2. Слишком радушный отклик коммерчески-заинтересованного ТРАНС-сообщества на интерес со стороны подростков

Та самая «бомбёжка любовью», характерная для всех сект при виде потенциального неофита. Давно должна была бы насторожить различные общественные институты, отвечающие за здоровье детей и подростков. Но кажется, только сейчас начинает что-то двигаться с места.

3. Дисфункциональная семья

Один из ведущих факторов. В огромном числе случаев в преморбиде детей, стремящихся совершить переход в другой пол (или к несчастью уже совершивших) он имеется. Дисфункциональная семья блокирует эмоциональную свободу всех своих членов и лишает их нормативной культуры телесного контакта, способствует развитию патологичного нейротизма, абьюза, аддикций, огромного «веера» психических отклонений, в том числе и суицидального характера, и трансгендерного.

4. Отсутствие своевременного внимания к проблемам ребёнка вследствие общей застрессованности семьи

Классический пример – перегруженность одинокой матери до такой степени, что она не может ни быть полноценной матерью, ни тем более заменять отца, вынужденная зарабатывать на свою жизнь и жизнь своих детей. Именно патологичная застрессованность членов семьи в современном мире является одним из существенных факторов, способствующих неспособности увидеть и своевременно исправить серьёзную проблему, зарождающуюся внутри семьи.

5. Отсутствие диалога в семье: родители оказываются неспособными донести до детей, что их ждёт в итоге гендерного перехода

Часто как следствие ригидности и низкого уровня образованности родителей, их нежелание вникать в особенности современного мира, в котором живут их дети. Родители ведь умеют жить по-другому и могут на это умение опереться, отказываясь от современности. Но у детей-то такого выбора нет. И это тот случай, когда разрыву межпоколенческих связей способствуют именно родители, устраняясь от вопросов, которые перед ними ставят дети. Дети с самого зарождения человеческой семьи и цивилизации (и то, и другое – часть одного сложного процесса становления человечества) призваны стимулировать родителей к непрерывному обучению, поскольку сами учатся постоянно – так заложено природой. Отказ родителя учиться вместе с ребёнком и вместе с ребёнком адаптироваться к меняющейся существующей реальности разрушает один из ключевых принципов функциональной семьи (семьи, способной воспитать полноценную психически здоровую личность). От природы матери легче откликаются на «приглашение» детей учиться и адаптироваться вместе, отцам требуется, как правило, некоторое усилие.

6. Давление «стандартов красоты» в избыточно визуализированной культуре, медиа и социальных платформах

Красота ценилась всегда, это понятно. Здесь проблема несколько иного характера: проблема в глобальности и доступности всего в любой момент. Человеческая психика сформировалась и до сих пор чувствует себя хорошо в небольших сообществах реальных людей. Как правило, люди в таких сообществах имеют ряд каких-то общих черт, а в чём-то отличны. Кто-то более красив, кто-то менее. Все всё понимают, принимают, ценят каждого за его ценности. Подросток в таком сообществе выбирал, кого слушать, на кого ориентироваться, кем восхищаться – таких людей было немного, и в этом была стабильность и простота для восприятия, для подражания и воспроизведения уже в своей жизни. В современном мире количество людей, которые одномоментно могут вываливать свой контент в уши, глаза и неокрепшую психику ребёнка – это сотни и тысячи людей. Внимание рассеивается, дестабилизируется, каждый говорит своё – понятия размываются. Это картина фрустрации. Все подростки фрустрированы обилием информации, сваливающейся на них. На этом фоне неуверенность в себе растёт, также как и потребность найти уверенность. И на этом фоне что они видят, кто ведёт себя увереннее всех? Крутые мачо на красных феррари и крутобёдрые пухлогубые павы – вот визуальные, ярко и вполне понятно представленные стандарты уверенности. На них и идёт ориентация. Потом взор обращается на себя, подросток сравнивает, насколько он соответствует этим стандартам? Очень быстро выясняется, что феррари недоступен, мачо тут и не пахнет, губы слишком скромные, да и попа не такая призывная, как не отклячивай. Накатывает тоска, которая на фоне нормативной пубертатной дисфории усугубляется. Возникает «спасительная мысль»: я просто не того пола.

7. Гиперсексуализация современного общества

«Секс продаёт» - все маркетологи это прекрасно знают. Именно поэтому секс в нашем мире превратился из интимного процесса в «знамя свободного демократического общества». И если взрослый это ещё переваривает, то для подростка «нормы» современной гиперсексуализированной культуры это абьюз, то есть психическое насилие. Обычное такое ежедневное насилие. Привычное. Это очень смущает, фрустрирует детей и становится одним из факторов, способствующих повышению чувства «я не такой, как все», на котором в итоге и может потенциально вырасти в том числе кризис половой идентичности.

8. Отсутствие такого уровня психологического образования как у родителей, так у детей, который бы обеспечил самостоятельное решение ряда типичных семейных проблем

Психология, детская и подростковая должны в идеале преподаваться в школе. Учат чему хочешь, только не тому, как жить. И это огромная проблема современного общества.

9. Легкодоступность порнографии

Порно катастрофически искажает представление ребёнка и подростка о том, что такое межполовые отношения, сужая представление о них в глазах смотрящего буквально до уровня половых органов.

10. Негативный образ как нормативной женственности, так и нормативной культурной мужественности, активно транслируемый феминистическими идеологами и мизогинными сообществами «мужчин-самцов»

И феминистки, и самцы-женоненавистники в равной степени способствуют росту ненависти и презрения между мужчинами и женщинами. Если «все мужики - козлы», а «все бабы - дуры», нам нечего вместе делать. Мы опасны друг для друга. Это в корне неверные и фрустрирующие психику идеи. В основе формирования лесбийской или гомосексуальной личности также может лежать такое латентное искажение. Переход в другой пол также может быть вызван ненавистью. Например, большое число «драг-квинов», мужчин, любящих переодеваться в женщин, выросли в семьях с одной матерью, которая воспитывала сына, неосознанно (а иногда и намеренно) выливая на него гнев на отца, который «пил» или «бросил». Переходя в другой пол, такой мальчик «убивает двух зайцев»: он и не становится тем, чей образ неприемлем как ненавистный (так ведь внушала мама), и присоединяется таким хитроумным образом внешне к женскому, чтобы с ним больше интимно не контактировать. И для него это спасение.

11. Отсутствие возможности присоединиться к интересным сообществам

У подростков две ярко выраженные ключевые потребности: иметь близких друзей, которые становятся в этот период ближе, чем семья; и «заныривать» буквально с головой в какое-то увлечение. Обе потребности вполне нормативны и характерны для подросткового возраста. Друзья впоследствии могут остаться или нет, то же касается и увлечения. Но важно понимать, что эти потребности в определённый период времени очень сильны, и это данность, которую надо принять. Однако, некоторые родители и воспитатели очень критично относятся к выбору товарищей и увлечений своим ребёнком. Устанавливают стандарты и требования. Ну, хорошо, допустим, если ребёнок «увлёкся» наркотой это действительно катастрофа. Но если он хочет, например, рисовать мангу или расписывать одежду – в этом-то что криминального? Но нет, часто невинное увлечение катастрофизируется, блокируется. Пожалуйста, вы так получаете отверженного, который имеет шанс стать добычей трансгендерной бомбёжки любовью.

12. Отсутствие культурных возможностей для прохождения инициации в свою гендерную роль

Поскольку представление о гендерных ролях размывается, ни о какой инициации речь вообще часто не идёт. Женщина естественно проходит такую инициацию в женственность, когда выходит замуж и рожает ребёнка. Мужчина – когда отправляется, например, с отцом на охоту, едет в экспедицию, где испытывает ряд трудностей, когда проходит службу в армии наконец. Это очень важный момент в становлении мужской и впоследствии отцовской идентичности. У нас в культуре он по большей части отсутствует.

13. Избыточная толерантность специалистов к вопросам половой идентичности

Да, потому что можно просто прийти к психологу и сказать, что «я чувствую себя мальчиком», будучи при этом девочкой, и мало кто станет размышлять, а нет скрывается ли у тебя расстройство личности за таким заявлением? Эта современная «нормальность ненормального» закрывает нам глаза на многие проблемы.

14. Подавление нормативного гендерного инстинкта либо неразумным выбором игрушек и книг для детей, либо доступом к видео-контенту, искажающему восприятие детей уже в самом раннем возрасте

До семи лет в идеале дети не должны вообще смотреть ничего того, что в массе показывается по телевидению и в Интернете. То же о книгах. Состояние детской иллюстрации и мультипликации сегодня – отдельный разговор. Скажем вкратце так: там вообще мало того, что способствует развитию здоровой психики ребёнка до 7 лет. Игрушки - не лучше, поскольку часто в коммерческих целях воспроизводят персонажей мультфильмов. Хороший ориентир из того, что я знаю - только старые советские и старые диснеевские мультфильмы, а также книги того периода, где птичка воробей это птичка воробей, а не сине-фиолетовая в горох пучеглазая тварь с рогами демона. Повторюсь, для детей до семи лет это критично – они не понимают таких фантазий художников, они всё воспринимают буквально – такова особенность детской психики. Позже – да, понимают, различают, веселятся и присоединяются к фантазиям. До семи – нет. До семи лет строится картина реального мира, как она есть. И это становится базой, от которой уже можно плясать в уплясывать в игры и фантазии.

Так что у большинства современных детей представление о реальности в общем искажено современной культурой чуть ли не с пелёнок. И это закладывает тенденцию к искажённому восприятию и других аспектов жизни.

Вот такие пироги, друзья. Суммируя все вышеперечисленные факторы, можно сказать: мы имеем на настоящий момент следствие того, что было сделано/не сделано раньше. Не с потолка сваливаются на нас трансгендеры, не из космоса прилетают. Это наши с вами дети, воспитанные нами и современной нашей культурой. И выживают они, как могут в этом мире, так же, как и каждый из нас.

Если эта проблема так или иначе коснулась вас, не сидите сложа руки, берите на себя ответственность, а не приписывайте всё только «всемирному заговору». Объяснить проблемы со своими детьми проще, ссылаясь на внешние факторы, я это вполне понимаю. Но проблема в том, что так ничего не решить. Все вопросы решаются только и исключительно с того момента, когда вы берёте разумную ответственность на себя и начинаете действовать.

Берегите себя и своих ребят!

С уважением,

Быстрицкая Екатерина Сергеевна

Клинический психолог, арт-терапевт, художник

В редакторе видео не воспроизводится55:03Добавьте описание
В редакторе видео не воспроизводится55:03Добавьте описание
В редакторе видео не воспроизводится33:57Добавьте описание
В редакторе видео не воспроизводится33:57Добавьте описание
В редакторе видео не воспроизводится24:41Добавьте описание
В редакторе видео не воспроизводится24:41Добавьте описание
В редакторе видео не воспроизводится46:45Добавьте описание
В редакторе видео не воспроизводится46:45Добавьте описание