Найти в Дзене

Синий цвет в арт-терапии: негласный закон принятия и фрустрация отвержения

Оглавление

Вступление

Философ и исследователь культурного феномена цвета Людмила Шалимова в своей работе «Парадигма цвета» пишет о том, что восприятие цвета всегда связано с эмоциональным переживанием[1]. Так уж устроена наша психика, что любое переживание цвета так или иначе тяготеет к развитию: во-первых, действие внутреннее, психическое (эмоциональное переживание) стремится к действию внешнему – «окрашиванию» предметов и явлений; и во-вторых, возможен и обратный процесс, когда созерцание того или иного цвета (или работа с цветом – на чём, собственно говоря, и основано действие арт-терапии в целом и цветотерапии в частности) провоцирует определённые переживания и состояния. Цвет существенным образом влияет на то, как мы воспринимаем те или иные явления, какое значение придаём им. Таким образом, в человеческой культуре формируется определённая традиция, культура «тональности эмоционального восприятия». Культура восприятия цвета затрагивает все 3 измерения культурного пространства: наши знания, наши ценности, а также наши социальные нормы.

Особенности восприятия цвета у каждого отдельно взятого человека формируются также под воздействием трёх вышеупомянутых факторов, плюс сюда добавляются три личностных психологических фактора:

1) некая врождённая предрасположенность,

2) определённый образ жизни и модели взаимодействия с окружающей средой, начиная с ближайшего окружения и с самого раннего возраста и наконец…

3) триггерные, значимые для человека ситуации, в которых личная значимость цвета и особенностей его восприятия закрепляется и становится определяющей на протяжении существенного отрезка времени либо даже на протяжении всей жизни.

Приведём пример: чувствительный ребёнок меланхолического темперамента (слабая нервная система по Павлову – врождённый фактор) рождается у родителей с сильной и неуравновешенной нервной системой (противопоставление холерических темпераментов родителей меланхолическому темпераменту ребёнка с высокой степенью вероятности заложит начало развития конфликта на уровне темпераментов), которые живут в деревне, имеют фермерское хозяйство и периодически самостоятельно забивают скот в хозяйственных нуждах (фактор воздействия ближайшего социального окружения, фактор триггера – потенциальный конфликт ценностей, знаний и социальных норм). Мы можем с некоторой долей вероятности предположить, какой эмоциональный оттенок, какую личную значимость и символику будет иметь для ребёнка в такой ситуации кроваво-красный цвет.

В середине прошлого века швейцарский учёный Макс Люшер, создатель популярного «Цветового теста», открыл, что отношение к цвету определяется образом жизни многих поколений, является частью человеческой культуры, а также важным диагностическим фактором, опираясь на который можно определять текущее состояние человеческой психики. Какие-то цвета нам могут нравится всегда, какие-то никогда не нравились и не понравятся. Отношение к тому или иному цвету может ситуативно меняться, и за этим скрывается трансформация отношения к определённой информации, обстоятельствам, ценностям и т.д.. Иначе говоря, за цветом всегда стоит какая-либо культурная семантика - набор значений и смыслов - и мы вполне можем говорить о символичности цвета. Исходя из того, как человек воспринимает эту символику (как совокупность информации, ценностей, норм, личностных отношений), мы можем делать некоторые выводы об особенностях личностной структуры данного человека.

Карл Густав Юнг (и мы вынуждены будем на него постоянно ссылаться как на человека, внесшего колоссальный вклад в арт-терапию), определял голубой и синий цвета как вызывающие неизбежные ассоциации со всем самым высоким и самым глубоким, что вполне логично, поскольку как толща воды, так и небеса, наблюдаемые нами, выглядят как окрашенные глубокими оттенками именно этого цвета. А вот далее Юнг пишет, что синий является также цветом сострадания, преданности, верности определённым принципам и идеалам, а также цветом безоценочного принятия. В этом же ключе трактуют синий и многие последователи Юнга: светло-синий и голубой – это цвета «материнского» принятия и любви. Например, Сюзанна Финчер вслед за Юнгом описывает феномен «голубого места» - такого условного арт-терапевтического пространства, которое мы можем создать для себя либо для своего клиента (если вы сами арт-терапевт) в терапевтических целях. Созерцая синий или рисуя им, мы бессознательно ощущаем себя окружёнными полной и совершенной поддержкой и заботой. Мы создаём условное пространство, где к нам не предъявляют и не могут - по какому-то негласному закону – предъявлять никаких требований, что разумеется, очень расслабляет, успокаивает. И вот это уже очень интересный культурный феномен синего цвета. Было бы интересно разобраться, как же он сформировался? Для погружения в глубины символики этого прекрасного (кстати, а как вы относитесь к синему?) цвета давайте для начала рассмотрим историю присутствия синего в человеческой культуре.

Итак…

Синий в истории Европейской культуры

В данном разделе я часто буду ссылаться на историко-культурологическое исследование Мишеля Пастуро и его книгу, написанную в соавторстве с Домиником Симонне «Маленькая история цветов»[2]. В своей работе Мишель Пастуро пишет о синем цвете так: «Синий – цвет, который не терпит суеты»[3] Он называет этот цвет послушным и дисциплинированным, цветом слияния с окружением, с фоном - «цветом конформизма», и при этом «мудрым цветом». Это цвет, который не стремится быть замеченным, не кричит, не выпячивает себя, не стремится привлечь внимание (как, например, красный). Отчасти синий – современный социальный камуфляж, а также цвет согласования и компромиссов. Синий – любимый цвет современных европейцев, вне зависимости от пола, социального статуса, профессии и национальности. Сразу вспоминается герб Евросоюза – весьма символично, не правда ли?

В Древнем Египте вариант этого цвета, так называемый, «египетский синий» - более светлый и зеленоватый (поскольку рецепт приготовления включал медь; египтяне в определённый момент отказались закупать дорогой лазурит из Афганистана и изобрели свой оттенок) – использовался в основном в погребальном декорировании для защиты от сил зла в потустороннем мире, а также считался цветом небес и «незримого» бога Амона[4], соединявшего в себе мужское и женское начало. Амона изображали с кожей синего цвета, что обозначало его дар управления небесными стихиями, а также способность летать и быть «незримо вездесущим».

Древние греки не причисляли синий к основным цветам (основными считались белый, чёрный и красный), и не делали большого отличия между серым, синим, зелёным и жёлтым, придавая большее значение скорее глубине цвета (светлый - тёмный), нежели конкретному оттенку. Так, например, цвет, упоминаемый у Гомера для обозначения глубин моря – kyaneos – мог обозначать тёмно-синий, тёмно-зелёный, глубокий фиолетовый, и даже чёрный или коричневый. Вероятно, греки делали акцент на том, что естественно выделялось на фоне природного средиземноморского сине-зелёно-жёлтого ландшафта, и потому синий так же в основном использовали не более, чем для обозначения фона.

У Древних римлян синий ассоциировался с варварами (голубые глаза характерны для германских северных народов). Для римлянки иметь голубые глаза было несчастьем – такую женщину могли счесть развратной от природы. А юный голубоглазый юноша-римлянин мог страдать от такого отношения, которое в современном мире мы называем «буллинг».

Древние же германцы в отличие от римлян, были скорее согласны с древнеегипетской трактовкой синего - они считали синий цветом небесным и божественным, цветом «сияющего света».

Если мы углубимся в этимологию, то обнаружим, что в протоиндоевропейском *bhle-was* обозначал всё светлое и сияющее, в том числе небо, блонд как цвет волос, а также жёлтый цвет. Это слово, в свою очередь, восходит к корню *bhel – «сиять, вспышка, горение, сияющая белизна». Корень присутствует во всех словах, связанных с яркостью цветов. Например, этот протоиндоевропейский корень прослеживается в латинском слове flavus, обозначающим «жёлтый», в старо-испанском – blavo – «жёлто-серый», в греческом phalos – «белый»[5]. Интересная лингвистическая история у нашего «не терпящего шума» синего цвета, не правда ли?

В Средневековье, а именно в эпоху крестовых походов, синий утверждается как «божественный сияющий» и распространяется с таким символическим подтекстом по всей Европе, начиная с всемирно известной синевы витражей собора Сан-Дени (в 1140 году с «лёгкой руки» аббата Сюже реконструированного по «законам небесной иерархии» Дионисия Ареопагита), и заканчивая повсеместным изображением Девы Марии в синих либо голубых одеждах и накидках (вместо тёмно-бордовых, коричневых и даже чёрных, в которых она изображалась ранее). Разумеется, большую роль в распространении и даже популяризации синего сыграли и Крестовые походы, и развитие торговли и технологий, без которых синий пигмент не был бы доступен в Европе. Впрочем, и обратное влияние тоже прослеживается: в большой степени именно «идейная» потребность в синем стимулировала экономику.

Так, моду на синий в одежде ввёл король Франции Филипп II Август, сын короля Людовика VII Молодого, который решил, что ежели Святая Дева живёт на небесах и облачается в небесный синий, почему же королю, символизирующему божественную власть и свет, также не облачиться в голубое? Разумеется, аристократия взяла пример с короля и синий пигмент быстро стал очень востребованным. Мода развивалась так стремительно, что купцы, торговавшие красным пигментом, стали терять прибыль. Они были просто в бешенстве, и при строительстве одного из соборов в Страсбурге торговцы маджентой (красным пигментом) подкупили мастера витражей для того, чтобы тот изобразил дьявола синим! Вот такие страсти.

Война между «красным» и «синим» в социальной жизни продолжалась достаточно долго и закончилась она в XVI – XVII веках, когда духовные лидеры Реформации провозгласили синий «достойным цветом» (наряду с белым, чёрным, серым и коричневым) в отличие от красного и жёлтого, как более почитаемых в католицизме. И теперь оглянитесь вокруг – какие цвета считаются наиболее «приличными» в деловом мире? Как пишет по этому поводу Мишель Пастуро: «В этом плане мы по-прежнему живём в эпоху Реформации»[6]. И это опять же вполне закономерно: ведь именно это религиозное направление предало такую идеологическую значимость успеху в бизнесе, без которой современный коммерциализированный мир вряд ли бы существовал[7].

Благодаря Андрею Рублёву, одному из первых применившему синий пигмент в православной иконописи вместо яркой киновари, в русской культуре синий цвет также стал ассоциироваться с божественным сиянием. Поэтический, устремлённый к идиллическому прекрасному синий был любимым цветом Сергея Есенина – вся его поэзия пронизана образами синеющих далей – символами устремления к чему-то далёкому, светлому и возможно недосягаемому… Семантика синего здесь проявилась с другой стороны – это романтическое и идиллическое отвержение реально наблюдаемого мира как следствие непереносимости его несовершенств – фрустрированности. Если говорить об этой грани оттенков синего, стоит непременно упомянуть, что существенный вклад в символику этого цвета внесли романтики – представители разочарованного результатами великой Французской революции поколения.

Любимейший герой эпохи романтизма Вертер одевался в синий[8]. И не он один. Начиная с романтиков, синий стал ассоциироваться с меланхолией, тихим индивидуалистичным бунтом и неприятием мира, переживавшего последствия страстной, бурной и яростной «борьбы за добро» по рецепту Французской революции: море крови и множество посечённых голов во имя великого, прекрасного, светлейшего будущего. Что вы чувствуете? Нам, россиянам, ведь это тоже очень знакомо… Отвержение и разочарование – вот они наши «синие» чувства… Вспоминается потрясающий синий на одеждах «Демона сидящего» - картины Михаила Врубеля, написанной к юбилею смерти Михаила Лермонтова.

В 1850 году, когда один еврейский портной из Сан-Франциско Леви-Стросс открыл миру джинсы, синий стал «идеальным цветом для работы» - снова поддержка семантики конформизма, слияния с фоном, с миром. А в 1960-х хиппи, обожавшие джинсы, сделали синий цветом нон-конформизма. Безусловно, здесь снова сыграл свою роль «эффект маятника», наступивший после двух мировых войн, одна за другой проливших слишком много красного пигмента...

В современном мире культурную традицию нон-конформистского прочтения синего с завидным постоянством поддерживают наши любимые оторвяги-подростки. И далеко не все они читали внимательно Лермонтова или тем более Гёте, и не все видели в Третьяковской галерее того самого демона, да и о хиппи не все знают… Однако посмотрите, как интересно на примере наших устремляющихся к новому и обесценивающих старое (а как же без обесценивая? - ведь без отвержения не создать своё!) подрастающих детей работает информационно-ценностная символика цвета! Это исключительно интересный феномен.

Культурно-психологические и символические характеристики и значения синего цвета

Теперь давайте рассмотрим подробнее психологические внутренние феномены, которые происходят при созерцании синего.

Когда вы созерцаете синеву, голубизну моря, неба, возможно, гор в отдалении наверняка вы обращаете внимание на то, как меняется ваше самоощущение, самосознание. Почему можно провести целый день на море, просто наблюдая за волнами или вглядываясь в линию горизонта, туда, где самое высокое сливается с самым глубоким? Что это даёт нам? Что мы чувствуем?

Помимо уже отмеченного ранее значения безусловного принятия, голубой и синий – цвета воды, и следовательно, по законам ассоциации они берут на себя всё те же функции и характеристики, которые имеются у образов и символов воды в человеческой культуре. Что делает для нас вода?

1) вода нас очищает;

2) охлаждает и успокаивает;

3) но может и бодрить в некоторых ситуациях, особенно после излишнего утомительного пребывания на жаре и солнце;

4) с религиозной и магической (в данном аспекте религия и магия не спорят) точки зрения вода обладает способностью нас трансформировать. Не случайно, например, в христианстве обряд посвящения в религию проводится через погружение человека в воду. То же самое мы можем встретить и в других религиях и традициях;

5) и наконец, вода, а вместе с ней и голубой цвет, неизбежно связаны для нас с утробой матери – самым безопасным местом на земле для любого человека.

В общем, сияющий и светлый синий[9] - цвет позитивного воздействия мира на нас. Тогда как более тёмные и глубокие оттенки этого цвета скорее связаны с фрустрированностью нашей потребности быть в согласии с этим миром. И так уж устроен человек, что когда фрустрируется какая-либо из его жизненно-важных потребностей, то есть человек не видит, как эта потребность может быть удовлетворена во внешнем мире, в поисках возможностей адаптации и решения возникшей проблемы, человек начинает активно шевелить мозгами. Особенно если активное шевеление другими частями тела не очень помогает. Отсюда целый кластер символических значений синего, связывающих этот цвет с мыслительной деятельностью, неизбежно сопровождающейся погружённостью в себя, сосредоточением, а также с тем, что является необходимым условием для полноценной концентрации на мыслительной деятельности - спокойствием.

Так Макс Люшер считал синий «цветом абсолютного спокойствия». Юнг (помимо того, что было упомянуто выше) – «цветом абсолютного мышления». Синий – это холодная голова, спокойный разум. Вспоминаем Аджну – синюю головную чакру. Не возбуждённый, не потерявшийся в лабиринте эмоций, когда мысли скачут будто сами по себе, спровоцированные внешним негативным воздействием, и сами решают, что им с вами делать. Нет, это цвет спокойного и уверенного управления своей мыслительной активностью. Синий – идеальный цвет для концентрации своего внимания на решении какой-либо жизненной задачи, в том числе с помощью интуиции.

Синий – также цвет отказа от своих телесных и социальных потребностей в пользу кого-то либо чего-то конкретного, например, конкретной жизненной задачи, ситуативно требующей решения в данный момент, родителей, детей, идеи, системы, в том числе семейной, социальной, государственной, а также иерархии и законопорядка и т.д. То есть отказ от своего личного в пользу чего-то, что воспринимается человеком как «большее», «более значительное», «более важное», как минимум в данный момент либо период времени.

Поскольку синий является цветом ухода в себя, в мыслительную деятельность, которая часто может сопровождаться отказом от своих телесных и иногда даже социальных потребностей, синий может быть и цветом отказа от путей личностной реализации - отказа от «заявления о себе».

Здесь стоит также упомянуть психологические нюансы такого оттенка синего как индиго. Индиго – самый тёмный из всех его оттенков, самый загадочный. Он буквально граничит с тьмой – с чёрным. Сюзанна Финчер в своей книге, посвящённой мандалатерапии отмечет, что появление в мандале клиента индиго может говорить о глубинном конфликте с матерью, о потаённой травмированности. Но наравне с этим тяготение к индиго также может говорить и о гиперчувствительности и высокой степени эмпатичности. В принципе, одно может вполне вытекать из другого, или как минимум, одно другого не отрицает, а скорее наоборот – создаёт эффект раненого целителя (и вероятно, многие люди помогающих профессий очень хорошо – буквально душой и сердцем - чувствуют, что именное здесь имеется в виду). Часто тяготение к индиго может свидетельствовать о переживании «ночи души перед рассветом», то есть перед каким-либо инсайтом, пониманием, так или иначе приводящим к трансформации психики, возможно, к изменению паттернов поведения во внешнем мире.

Давайте остановимся и подытожим. Итак, первый важный момент: исторически сложились два основных кластера культурной и психической семантики и символики синего:

  • Во-первых, это цвет безоценочного «незримого» принятия («голубое место» по Финчер и Юнгу), слияния с фоном и конформизма;
  • И во-вторых, другая сторона медали: синий является также и цветом неприятия и нон-конформизма, но неприятия индивидуалистичного и негромкого, с уходом в себя, депрессивного и меланхоличного (эффект «синего бунта» - я не ору и не скандалю, но всем своим синим видом показываю, что мне это вот всё - сами знаете, где…)

Второй важный момент: позитивное отношение к нам мира, например, меня принимают таким, какой я есть, меня любят, или, допустим, мне дарят божественное сияние (первый кластер символов) - передаётся светлыми оттенками синего и голубого. Те же индивидуально переживаемые ситуации, когда наши потребности оказываются фрустрированы реальностью, ситуации, вынуждающие нас обращаться внутрь себя в поиске ответов, задумываться, искать решения, активно мыслить, «отключая эмоции» - эти ситуации оказываются «окрашены» для нас в глубокие и тёмные оттенки синего. (семантика второго кластера). Семантика второго кластера вполне укладывается в ответные собственные реакции индивидуума на внешние негативные события – синий как нон-конформизм, как цвет меланхолии и депрессии.

Синий с позиции физиологии и не только…

Человек обладает цветовым зрением, то есть может различать цвета, поскольку его зрительный аппарат обладает механизмами различения длины цветовой волны, и определённая длина волны электромагнитного излучения соответствует ощущению определённого цвета. Так, длина волны в среднем 440 (колбочки S-типа восприимчивы с 419 нм) до 495 нм и даёт нам ощущение синего. Возможность оценки световой волны, способность к цветоощущению играет существенную роль в жизни человека, оказывая влияние на эмоциональную сферу и деятельность различных систем организма. С этой точки зрения синий даёт нам ощущение прохлады, успокаивает – особенно благоприятно его воздействие при повышенной нервной возбудимости. Синий даже может снижать артериальное давление и понижать тонус мышц. Синий в общем расслабляюще и умиротворяюще действует на психику.

Учёные XIX-го века, исследовавшие историю цвета в человеческой культуре, какое-то время подозревали, что древние люди вообще не видели синего цвета, поскольку упоминаний синего было очень мало - что у древних греков, что у египтян. Однако, это не так, разумеется. Сегодня мы знаем, что мы не можем не видеть синий, поскольку синий имеет такую длину волны, к которой очень чувствителен наш зрительный анализатор – синий мы видим даже на большой глубине, там, где не видны другие цвета – это с лёгкостью могут подтвердить физики и дайверы. Дело не в том, что древние синего не видели. Дело в том, что они его не замечали. Синий и голубой по умолчанию присутствуют всегда и везде, и потому не выделяются на общем фоне – естественный ландшафт, включающий воду, небо, объекты в отдалении, тени и т.д.. Голубой и синий – это то, что растворено в этом мире. Некая цветовая база этого мира, если так можно выразиться. Логично, что цвета, выделяющиеся на таком фоне, и считались у древних основными – белый, красный и чёрный. Именно они и использовались для изображения, соответственно, выделяющегося - легендарного, божественного, и даже скажем так – «над-человеческого».

По мере исторического развития и смены в том числе религиозных парадигм, возникла потребность в изображении не только легендарного, но и обыденного, близкого к реальному, человеческому. Безусловно, распространение христианства, обращавшегося к сирым и убогим, простым и несчастным страдающим обыкновенным людям, сыграло здесь концептуально колоссальную роль. Расцвет этой тенденции мы наблюдаем в эпоху Ренессанса, когда данная концепция обзавелась адекватными средствами для своего выражения, и внимание было обращено на реалистичное изображение человеческого тела, что в обязательном порядке подразумевает изображение теней, передаваемых с помощью различных оттенков синего. Именно в этот момент, с поворота к естественности, к себе, к гуманизму, и начинается триумфальное шествие синего. Но почему же голубой и синий в первом кластере культурной символики связаны всё-таки с божественным? Да потому что божественное стало восприниматься как незримо присутствующее единое нечто, безусловно принимающее любого – вот он всепрощающей и помогающей всем христианский образ Богоматери в синих одеждах. Тут мы можем вспомнить и вездесущего и незримого египетского бога Амона, который, кстати говоря, изображался с кожей синего цвета. Правда, нельзя что-то особое сказать о его всепрощении и принятии, и тем не менее, раз египтяне молились и верили, наверное, он как-то помогал…

В общем, христианская концепция божественности базируется на схожем принципе незримого и повсеместного присутствия божественного, плюс сюда ещё добавляется обязательный акцент на принятии тебя, человече, любого: хромого, косого, грешного, корыстного, слабого, отверженного - всякого.

Ричард Рор – современный францисканский реформатор католической церкви, ратующий за использование понятных современному человеку терминов при проповедовании христианских принципов, утверждает, что христианский Единый Бог есть суть наша Реальность. И это очень «по-синему» сказано - гуманистично в принципе и абсолютно в духе современных психологических концепций.

«С миром примиряющий» кластер семантики синего включает также и понятие верности. Синий, особенно светлый синий – это и постоянство. И это, в первую очередь, постоянство заботливой матери для младенца, символизирующей для него позитивно настроенный по отношению к нему мир, то есть мир, удовлетворяющий все его потребности, не подвергающий фрустрациям, тёплый, заботливый, принимающий, не оценивающий мир. Но мать (собственно, как конкретная мать, либо мать как мир) может восприниматься и как фрустрирующая, разочаровывающая, не удовлетворяющая потребности, и тогда мы получаем эффект окрашенности внутреннего эмоционального пространства в тёмно-синий цвет, о чём и писала Сюзанна Финчер.

В 1819 году был открыт эффект или «сдвиг Пуркине»: при пониженной освещённости в нашем зрительном анализаторе возникают сложности с восприятием красных и жёлтых оттенков, они воспринимаются как более тёмные, а ночью так вообще видятся как чёрные. А вот синие объекты воспринимаются как более светлые. Получается, что синий – тот цвет, что даёт нам свет даже во тьме. Современный человек понимает, что это всё благодаря более короткой цветовой волне, но что думали люди древности или средневековья, с гораздо более мистическим сознанием? Именно так конкретно, исходя из своих непосредственных физиологических ощущений они и формировали свои духовно-мистические представление и создавали символы. Здесь вспоминается свет волшебной эльфийской звезды, которую королева эльфов (архетип светлой мудрой матери) Галадриэль подарила хоббиту Фродо во «Властелине колец» Джона Рональда Руэла Толкиена. Это был свет, который виден даже в кромешной тьме, звезда, которая светит даже тогда, когда все остальные звёзды гаснут... Образ «божественного», волшебного сияния во тьме – это ли не наш прекрасный, мистический и безусловно терапевтический синий?

Практическая арт-терапевтическая работа с синим

После пространного но необходимого теоретического разбора культурно-психологической символики синего давайте перейдём к практике использования этого цвета в арт-терапии и цветотерапии.

Учитывая все особенности символики синего и его оттенков для современного европейского сознания, мы вполне можем сделать выводы о том, когда синий более всего уместен как арт-терапевтический инструмент.

Для начала давайте перечислим те факторы, которые играют важную роль в любой арт-терапевтической работе:

  • Конкретный человек, его текущее психическое состояние и физиологические особенности;
  • Особенности его психики и личностной истории, включая сформировавшиеся паттерны отношений и поведения;
  • Его личные ценности и личная символика, её соотношение с тем цветом, который рассматривается как инструмент арт-терапевтического воздействия;

Например, синий цвет идеален для погружения в себя, в размышления, он очень медитативен. В какой-то мере даже можно сказать, что синий – цветовое седативное средство. Синий может работать и как активатор определённых видов деятельности: это может быть мыслительная деятельность (например, учёба для ребёнка), физические упражнения в спокойном размеренном темпе (например, йога, пилатес, гимнастика Стрельниковой, различные восточные инь-практики, лёгкая пробежка и т.д.). Активное и бурное «ногодрыжество и рукомашество», а также громкие крики и бурные развёрнутые переживания, а также лозунги типа «мы сделаем всем добро и немножко революцию!» - нет, конечно, это не про синий... Скажем так, синий будет действовать именно как возбуждающий и помогающий осуществлять деятельность, требующую средней или небольшой активизации нервной системы. Именно поэтому именно синий, глубокий синий, может стать хорошим эффективным первым этапом цветотерапии в случае подавленной, травмированной психики – синий поможет контейнировать, «переварить», прожить травматичные эпизоды и станет надёжной первой ступенью для возвращения к полноценной красочной жизни.

Второй момент: наша склонность к синему и его оттенкам, например, потребность его постоянно созерцать, может говорить о необходимости отдыха, успокоения, расслабления, а в более глубоком «юнгианском» смысле – о необходимости принятия вашей личности кем-либо значимым, возможно «родительской фигурой», возможно определённым социальным окружением. По Максу Люшеру тяга к синему это потребность в постоянстве и верности, что нормально и хорошо для любого человека – жизнеутверждающая и жизнестабилизирующая потребность. А вот резко-негативное отношение к синему, избегание синего и его оттенков может говорить о подавлении, не признании подобных потребностей, при том что такое яростное их отрицание будет как раз говорить о непереносимой степени фрустрированности. Вспоминается такой стереотипный образ разудалого мачо: супер-крутой парень в кожаной куртке на ярко-красном Феррари. Выделяется? Безусловно. Привлекает? – о, да! Ууууух… И тоже да: потребность в постоянстве и верности там, скорее всего, отвергаются. Вероятно, ранее они были фрустрированы. Пожалуйста, не принимайте этот пример близко к сердцу, если вы носите чёрную кожаную куртку (я и сама страсть как люблю свою косуху) и ездите на Феррари. Это мой неконкретный и очень стереотипный образ, используемый исключительно для того, чтобы проиллюстрировать определённый аспект любви или нелюбви к синему.

И третий момент: работа с символами в арт-терапии в принципе, очень индивидуальна, поскольку цвет, как мы выяснили, является носителем не просто символики, а пластов символики, включая пласт совершенно уникальных индивидуальных значений. Тем не менее, давайте рассмотрим пару простых арт-терапевтических упражнений с синим цветом, которые, возможно, подойдут широкому кругу интересующихся цветотерапией. Возможно, эти упражнения подойдут и вам.

Любые арт-терапевтические упражнения прекрасно работают во всех ситуациях, когда по каким-либо причинам невозможна вербализация: нет возможности или желания говорить или писать и т.д.

Упражнение 1

Возможные ситуации использования: депрессивное, подавленное состояние психики, травма, ПТСР, любое тяжёлое психоэмоциональное состояние.

Что важно понимать или nota bene, как говорится в латинском народе: фрустрации – часть нашей жизни. Наша психика достаточно хорошо «оснащена» для того, чтобы «переваривать» разные, даже самые трагичные ситуации. Человеку, оказавшемуся лицом к лицу с бедой не всегда нужна активная помощь (смотрите по ситуации, разумеется), очень часто нужна помощь в том, чтобы побыть там, в состоянии фрустрации и прожить это. Вероятно, поможет создание такой атмосферы, в которой человек поймёт, что он может проживать такое, может принимать оптимальные решения для своей жизни сам.

Что даёт техника? Техника развивает способность пребывать в сложной ситуации. Фактически, она научает человека самого контейнировать, то есть «переваривать» свои переживания, самостоятельно приходить к каким-либо выводам, смотреть на ситуацию немного со стороны. Техника включает эффект ДПДГ[10]. Подходит для использования в случаях психической травмы, при ПТСР[11]. Подходит в тех случаях, когда надо принимать и как-то «переваривать» случившееся, принимать и переваривать, снова и снова, потому что сделать со случившимся ничего уже нельзя. Но жить дальше как-то надо. Помните? – синий светлеет в кромешной тьме, там, где меркнут более яркие и радостные цвета...

Важное примечание:

  • техника работает только в том случае, когда человек естественно тяготеет к синему, ему в данный момент «почему-то» нравится этот цвет. Если этот цвет не нравится - не надо. Можно работать с тем цветом, который нравится больше, и который (что главное!) будет символизировать для человека его текущее состояние подавленности, фрустрированности, разочарования в ком-то или чём-то, травмированности и т.д.;
  • техника предполагает многократное повторение вплоть до ритуализации в тех случаях, когда травма особенно тяжела, то есть вы можете выполнять её регулярно утром перед началом вашего рабочего/учебного дня или вечером, когда день завершается; ритуализация в этом случае сыграет дополнительную стабилизирующую роль - травма похожа на вторжение дракона хаоса в упорядоченную жизнь маленького городка. Ритуализация помогает восстанавливать порядок и структуру, а значит и вашу внутреннюю психическую опору, помогает «отстроить ваш городок заново».

Необходимые материалы: лист плотной, возможно акварельной бумаги, размера не меньше А3. Вообще, чем больше лист, тем лучше. Достаточно крупная кисть – размер 7-10. Набор акварельных или гуашевых красок. Баночка с водой + запас воды или возможность сполоснуть банку и набрать чистой воды.

Время работы: от получаса до часа, 40-50 минут оптимально для подростка и взрослого; для ребёнка младшего возраста – 10-15 минут.

Арт-терапевтическое пространство: можно работать со своими переживаниями самостоятельно, либо в тандеме арт-терапевт + клиент, в тихой спокойной и медитативной обстановке. В тишине или под приятную расслабляющую музыку.

Это очень простое по технике выполнения, но «глубокое» по силе воздействия упражнение, особенно если выполняется вдумчиво, со смыслом и проживанием.

Техника выполнения:

  • расположите лист по горизонтали;
  • смочите нижний край листа по всей длине примерно на 3 пальца водой;
  • возьмите самый тёмный оттенок синего из тех, что у вас есть, возможно, индиго, и нанесите его свободными и медленными горизонтальными движениями на лист, следя глазами за тем, как движется кисть; следите, как свободно и красиво будет растекаться краска по смоченному бумагой листу и позволяйте краске течь туда, куда она захочет; оставайтесь на нижнем уровне и в самом тёмном оттенке синего столько, сколько вам хочется, поднимайтесь выше только тогда, когда захотите;
  • не дожидаясь высыхания, снова смочите чистой водой следующий горизонтальный участок выше, возьмите краску посветлее, и нанесите её, позволяя так же растекаться. Позвольте краскам смешиваться, следите за кистью, погружайтесь в процесс, основное направление движений кистью – горизонтальное;
  • не торопитесь, пусть кисть движется медленно и медитативно, следите за ней, погружайтесь в процесс;
  • проделывайте далее всё то же самое, закрашивая лист горизонтальными участками-полосами, продвигаясь поэтапно к верхней части листа и выбирая для работы всё более светлые и «сияющие» оттенки синего и голубого;
  • если покажется уместным в вашей ситуации, используйте в самом верхнем горизонтальном слое светло-бирюзовую краску (синий или голубой с примесью зелёного или жёлтого);

Nota bene! 1: Оставайтесь на каждом уровне цвета и света столько, сколько захотите – просто водите кистью из стороны в сторону и следите за нею глазами.

Nota bene! 2: Если какого-либо нужного вам оттенка нет в готовом виде в тубе или в ванночке, экспериментируйте, намешивайте и разводите водой краски сами либо попросите помощи у вашего арт-терапевта.

Перейдя по ссылке Вы можете посмотреть вариант выполнения данного упражнения на видео.

Упражнение 2 «Волшебная спираль»

Возможные ситуации использования: депрессивное, подавленное состояние психики, мешающее самому человеку, включающее потребность в поиске выхода из сложившейся ситуации, принятии какого-либо решения.

Что важно понимать: фрустрации – часть нашей жизни и точка (простите за повтор, но это в самом деле бывает трудно нам, людям, усвоить и принять). Фрустрации возникают как ответ на невозможность удовлетворить свою потребность здесь и сейчас и в принципе стимулируют нашу мыслительную активность и изобретательность (если, конечно, не идёт речь о тех трагических реалиях, где всё, что мы можем это только постараться принять). Мы в общем-то «заточены» природой на то, чтобы не просто переносить фрустрации, но активно выходить из них, используя их как стимулы для своего развития. Однако вопрос адаптации, то есть времени «переваривания» фрустрации очень личный, никого экстренно «выводить» из фрустрации не надо, скорее надо помочь человеку побыть с тем, с чем он столкнулся, и способствовать затем созданию такой атмосферы, в которой человек сможет найти выход и принять оптимальное решение для себя сам.

Что даёт техника?

  • способность пребывать в сложной ситуации, контейнировать и «переваривать» свои переживания, и
  • самостоятельно приходить к каким-либо выводам и решениям, через расслабление там, где уже слишком много нервно-психического напряжения, результирующегося в ригидности нервно-психической деятельности (при зацикленности на поиске решения и невозможности его найти);
  • техника включает элементы мандалатерапии, и соответственно включает также и терапевтические эффекты от воздействия на психику главного символа целостности, просветления и инсайта в человеческой культуре – круга.

Важное замечание! Скорее всего, потребуется выполнять эту технику регулярно на протяжении определённого времени, пока решение не будет найдено. Разумеется, можно работать и с другим цветом - с тем, который нравится больше, и который (что главное!) будет символизировать для человека его текущее состояние некоторой стагнации (пока решение не найдено). Если ярко выраженных предпочтений по цвету нет, работайте с синим – не прогадаете.

Необходимые материалы: круг диаметром 30 см, вырезанный из плотной акварельной бумаги (берите А3). Средняя кисть – размер 3-4-5-6 (как вам больше нравится, попробуйте разные). Набор акварельных или гуашевых красок. Баночка с водой + запас воды или возможность сполоснуть банку и набрать чистой воды.

Время работы: от 15 минут до часа для подростка или взрослого человека, для ребёнка более младшего возраста – 10-15-20 минут.

Арт-терапевтическое пространство: можно работать самостоятельно, либо в тандеме с арт-терапевтом в тихой спокойной и медитативной обстановке; работа возможна в полной тишине или под приятную расслабляющую любимую (!) музыку.

Техника выполнения:

  • самым тёмным оттенком синего закрасьте внешний контур круга на 1-2 пальца; в процессе работы следите глазами за тем, как движется кисть - двигайтесь по часовой стрелке и следите за тем, как красиво будет растекаться краска;
  • не дожидаясь высыхания, возьмите краску посветлее, и нанесите её, снова ведя кисть по часовой стрелке, но уже по меньшей окружности – по внутреннему краю ранее нарисованного тёмно-синего;
  • далее у вас будет получаться что-то вроде спирали, каждый завиток которой, по мере продвижения к центру круга, будет становиться всё светлее и светлее, переходя в зеленоватые, а затем в жёлтые тона;
  • в самом конце упражнения в самый центр нанесите ярко-жёлтую краску того оттенка, который вам больше всего сейчас нравится; если не хочется жёлтый – берите тот цвет, который хотите для центра, либо оставьте центр белым или закрасьте самым светлым оттенком голубого;
  • когда закрасите центр, попробуйте теперь двигаться от центра к периферии всё так же водя кистью по спирали и по часовой стрелке, возможно осветляя более тёмные участки (это будет особенно хорошо получаться, если вы рисуете гуашью, и краска на периферии уже успеет подсохнуть; более тёмную акварель (если работаете акварелью) можно размыть и осветлить, если добавить побольше воды);
  • останавливайтесь тогда, когда посчитаете нужным;
  • пока ваша «волшебная спираль» высыхает, помедитируйте – просто сидите и смотрите на свой рисунок, постарайтесь дать ей название – название поможет вербализировать решение или, возможно, ускорит его поиск;
  • если какого-либо нужного вам оттенка у вас нет в наборе, экспериментируйте, смешивайте цвета.

Смотрите подробное поэтапное выполнение данного упражнения здесь.

Здесь можно послушать о синем цвете на моём арт-терапевтическом канале.

Берегите себя!

До следующих арт-терапевтических встреч, друзья!

С пожеланиями всего самого хорошего,

Клинический психолог, арт-терапевт

Быстрицкая Екатерина Сергеевна

[1] Л.А. Шалимова «Парадигма цвета». М., 2010 - С. 42.

[2] Пер. автора с фр. Michel Pastoureau, Dominique Simonnet. Le petit livre de couleurs. Editions du Panama, 2005

[3] Пер. автора с фр. «Le blue c’est la couleur qui ne fait pas de vague». P.13 - Michel Pastoureau, Dominique Simonnet. Le petit livre de couleurs. Editions du Panama, 2005

[4] https://en.wikipedia.org/wiki/Amun

[5] https://www.etymonline.com/word/blue

[6] Пер с фр. автора: Sur ce plan, nous vivons toujours sous le regime de la Reforme. P. 22 - Michel Pastoureau, Dominique Simonnet. Le petit livre de couleurs. Editions du Panama, 2005

[7] Основная идея протестантизма и Реформации, в отличие от ортодоксальных направлений католицизма и православия, заключается в том, что не стоит ждать воздаяния на том свете - Господь вполне может «наградить» человека по его трудам уже на этом свете, поэтому просто делай своё дело, зарабатывай, и быстро «окажешься в Раю». (примеч. автора)

[8] Сентиментальный роман в письмах Иоганна Вольфганга Гёте «Страдания юного Вертера» (1774).

[9] …Который называется по-русски «голубым». В других европейских языках часто нет отдельных слов для различения более светлых и более тёмных оттенков синего, часто говорят «светло-синий» и «тёмно-синий».

[10] Десенсибилизация и переработка движениями глаз

[11] Посттравматическое стрессовое расстройство
[youtube]https://youtu.be/9L2IbQuzMVI[/youtube]