Найти тему

Экспозиция в терапии принятия и ответственности

Изначально метод экспозиции был разработан в поведенческой терапии и использовался для работы со страхом. Предъявление стимула без избегания в течение достаточного времени, как предполагалось вызывало привыкание к стимулу и страх уменьшался. Когда-то считалось, что угасание реакции основано на процессе отучивания, т.е. "стирания" старого. Позднее оказалось, что такого процесса нет. Есть процесс добавления нового за счет создания новых связей. То есть в результате нового опыта добавляются новые ассоциации.

Позже была разработана, и долгое время хорошо себя проявляла, в том числе в эмпирических исследованиях, теория эмоциональной обработки. В основе нее лежали модели ослабления старых ассоциаций и создания новых ассоциаций. Основным признаком того, что процесс обучения новому происходит эффективно считалось привыкание, т.е. уменьшение страха при предъявлении стимула.

В настоящий момент от теории эмоциональной обработки отказываются. Дело в том, что эксперименты показывают, что пользу от экспозиции клиенты получают и при том, что страх может не уменьшаться в процессе экспозиции. А уменьшение страха не предсказывает пользу для клиента.

На смену старым теориям приходит Теория ингибиторного обучения. Она показывает, что, как я написал выше, для нового обучения не требуется снижения интенсивности реакции, а скорее важно построение новых ассоциаций через новый опыт.

Это очень похоже на реализацию модели психологической гибкости в терапии принятия и ответственности. Но давайте по порядку.

Реализуя процессы психологической гибкости у нас нет задачи уменьшить интенсивность эмоции, а есть задача расширить поведенческий репертуар в какой-то ситуации. Когда мы говорим о поведенческом репертуаре, то имеется ввиду не только внешний репертуар, то есть действия, но и особую важность играет гибкость по отношению к своим внутренним процессам - мыслям, эмоциям, ощущениям.

В этом смысле модель психологической гибкости в терапии принятия и ответственности согласуется с современной теорией ингибиторного обучения, то есть современной моделью экспозиции.

При проведении экспозиции есть множество нюансов. Один из них заключается в том, что крайне важна степень открытости к внутренним процессам. Без наработки этого навыка не происходит увеличения гибкости по отношению трудным эмоциям, а значит не происходит эффективного расширения поведенческого репертуара.

На практике это выглядит так, что если клиент старается просто перетерпеть страх, - он с большой долей вероятности не получит особой пользы от метода экспозиции и не научится новому поведению. В данном случае это происходит за счет избегания эмоций, то есть внутреннего поведения избегания.

Если человек научится встречать эмоции с открытостью (а это тренируемый навык), то он получит опыт безопасного нахождения с эмоциями и гибкости в присутствии них. Это даст ему новый опыт, в результате которого старые реакции будут угасать. И в этом случае для такого человека открываются возможности к реализации жизни, в которой страх больше не является для него диктатором. Такой человек может сам решать, что ему делать и полноценно реализовывать свой потенциал.

Записаться на консультацию: Кирилл Крыжановский — контакты (krizhanovskii.ru)

Ознакомиться с книгой:

Ловушки ума. Как выйти из ловушек ума при помощи инструментов терапии принятия и ответственности