Всё больше и больше поражаюсь тому, до какой степени все, буквально все чиновники капиталистических государств похожи друг на друга.
Я несколько раз просмотрел допрос директора (директорки, директриссы, директрини... да как угодно!) секретной службы США Кимберли Читл в Конгрессе США по поводу покушения на Д. Трампа. Я много раз участвовал в допросах. Нет, не надо путать, что допрос непременно связан с пыткой. Допрос это просто некоторое задавание вопросов, производимое во вполне определённом порядке и с вполне определёнными юридическими последствиями. И только и ничего больше. Угрожать допрашиваемому, оскорблять, хамить или бить его — как раз на допросе совершенно неуместно.
Повторяю: допрос есть просто задавание вопросов в определённом порядке.
Вот этот допрос (послушайте, там есть перевод на русский язык, право слово — интересно):
Поскольку я сам неоднократно, повторяю, участвовал в допросах, то могу точно сказать, что в вот тут на экране члены комиссии ведут себя совершенно корректно и ... очень, очень, очень мягко. Лично я был бы намного жёстче. Например, я немедленно привлёк к бы к ответственности директора К. Читл сразу же, как она прямо заявила, что меры безопасности, предпринятые на митинге были ... внимание!.. достаточны. Я совершенно уверен, что допрашиваемая совершенно точно понимала, что она лжёт. Просто по факту, ведь в этой ситуации можно было бы сказать, что были предприняты необходимые меры, но после выстрела и чудом не удавшегося убийства на голубом глазу заявить о достаточности... Да уж!
Это уже просто дача заведомо ложных показаний.
И это вовсе не один эпизод, в котором я видел, что члены комиссии Конгресса США явно сглаживали углы. При описанных обстоятельствах и при том, что звучит в комиссии на допросе от самой К. Читл, лично я совершенно обоснованно заподозрил бы последнюю в том, что она сама является именно участником какого-то заговора с целью ликвидации Д. Трампа. Нет, не исполнителем, а пособником. И во всяком случае совершенно определённо занимается укрывательством ряда преступлений, таких, например, как преступная халатность, это — как минимум.
Но вот что поразило меня. Я сам участвовал в допросах очень разных людей, как заинтересованных, так и свидетелей. Среди них были чиновники. Так вот, я могу точно сказать, что именно чиновники, особенно высокопоставленные чиновники всегда, вне зависимости от национальности, гражданства, типа культуры, ведут себя вот ровно так, как ведёт себя Кемберли Читл, то есть просто из кожи вон лезут, чтобы максимально «включить дурака», при этом они демонстрируют, что искренне почитают всех вокруг достойными именно такой картины, то есть все вокруг — просто малоумные дурачки и в принципе не вправе даже замечать это дуракаваляние. И нет, никогда я не видел, чтобы хоть один чиновник, неважно какой — американский, болгарский, украинский, сирийский... демонстрировали бы элементарный стыд за подобное поведение.
Кстати, вот когда чиновник вдруг заявляет, что ничего, кроме калош в СССР не производилось... это — из той же самой оперы, тем более, что он-то точно знает, что откровенно врёт, но полагает, что все вокруг это непременно примут за чистую монету и не станут крутить пальцем у виска.
Между прочим, вот как раз уголовники выбешивают в этом смысле меньше. Они вовсе не демонстрируют желания выставить всех вокруг ничтожествами и идиотами, а коли валяют дурака, так и делают это вполне откровенно, не претендуя на то, чтобы их воспринимали всерьёз. Знаете, позиция иного деятеля, сводящаяся к тому, что «я помогать не намерен, доказательства — на стол, тогда поговорим, если я захочу» или позиция: «я не обязан разговаривать, заинтересуйте меня — поговорим», это всё же позиция вполне нормальная, это — позиция человека, который и себя человеком считает и других, хотя бы и вражескими или недружественными. Но вот когда дело доходит до носителя хоть какой-то государственной власти... о! тут картинка иная. Они все.... виконты-де-бражелоны, ну, или д`артаньяны, если Вы понимаете о чём я. И притом обезьяну строят на каждом шагу.
Вот смотришь на эту американку и видишь украинца, болгарина или россиянина, но непременно государственного чиновника. Отличаются только и исключительно языком и типом жестикуляции. И только. Похожи друг на друга, как будто они — из одного инкубатора.
Господи, какие же они все одинаковые!
А вот в СССР я такого безобразия не встречал, хотя позднесоветских чиновников мне тоже особо хвалить не за что. У тех были другие закидоны, но вот чего у них не было, так это того, что они почти никогда не валяли ваньку на полном серьёзе. Ну как тут не придёшь к заключению, что человек всё-таки есть продукт общества. Каково общество — таковы и чиновники, порождаемые этим обществом. И никакие национальные духи и коды тут вообще ни при чём, как не имеют значения ни раса, ни набор генов, ни этническая принадлежность.