Не так давно в Японии появились серьёзные претензии к создателям некой компьютерной игры, в которой главный герой - темнокожий самурай! Меня, как любителя японской культуры, удивил такой факт, и я задумался - а был ли мальчик? Давайте посмотрим, до чего я добрался в своих изысканиях.
Обратимся к названным источникам
Согласно заявлениям создателей игры, персонаж был позаимствован из статей Томаса Локли, которые публиковались на различных интернет-ресурсах. Там он писал, что некогда на берега Японии ступили ноги темнокожего раба, который настолько устрашил японцев, что ему дали титул самурая, подарили землю и дозволение носить мечи.
Однако вскоре мистер Локли подвергся травле, в том числе и от японских историков - дескать, никакого самурая с тёмной кожей никогда не существовало! И более того, выяснился один неприятный для общества факт - Локли не только публиковался на разных ресурсах (в том числе энциклопедических), но ещё и правил свои и чужие статьи, бывало что и под чужими именами!
А был ли мальчик?
Согласно летописям Ода Нобунага, переводы которых мне удалось найти в сети, в его владении действительно был темнокожий слуга. Он прибыл в Японию в 1579 году, как слуга итальянского миссионера-иезуита Алессандро Валиньяно, и почти сразу вызвал у жителей Японии противоречивые чувства - одни бежали от него, считая его демоном, другие явно интересовались “нестандартным”, по мнению японцев, человеком. В 1581 году Валиньяно прибыл в Осаку, где необычного слугу заметил сам Нобунага.
На той самой встрече, Нобунага подумал, что перед ним какой-то европеец, измазанный чернилами. И, будучи как все японцы, весьма трепетно относящимся к гигиене, потребовал от Валиньяно тотчас же заставить своего слугу отскрести кожу до полной чистоты кожи. Однако и Валиньяно был рисковым человеком - спорить с Нобунага и тем более, забавляться с ним мог далеко не каждый. Но к счастью для обоих, Нобунага был в хорошем расположении духа и оценил шутку, когда темнокожий слуга не смог “очистить своё тело”. И более того, он попросил миссионера уступить ему этого человека, за скромную плату - однако у иезуитов были свои планы на Японию, и им необходимо было “умаслить” местных феодалов. Поэтому темнокожий слуга был подарен Ода Нобунага в качестве “умасливания” в каких-то своих, иезуитских целях.
Новый слуга Нобунага получил имя Ётсукэ (“Одетый в ночь”) из-за цвета своей кожи. Вопреки всем материалам в интернете, Ётсукэ никак не мог быть самураем - даже столь могущественный в Японии тех лет человек, которым был Ода Нобунага, не имел права давать кому бы то ни было титул самурая. И даже тот факт, что новому слуге выдали дом, землю и даже некоторый доход, а также назначение Ётсукэ своим оруженосцем с правом ношения оружия - не может значить ничего подобного. Нобунага, согласно летописям, всегда делал так с понравившимися ему своим рвением и результативностью людьми.
Итак, получив все свои подарки, темнокожий слуга Нобунага приступил к своим обязанностям - и согласно различным данным, он нёс свои обязанности довольно хорошо. Помогало ему и быстрое овладение японским, а также хорошее владение коротким мечом, который ему был подарен Нобунага. Он быстро завоёвывал популярность, и одновременно помогал Нобунага нажить врагов - политические интриги среди самураев были весьма нередкими. Дошло даже до того, что Акэти Мицухидэ, один из ближайших сподвижников Нобунага, стал считать, что его даймё “стал одержим демоном, чёрным как ночь”. И продвигая эту идею, он потихоньку поднимал остальных самураев против Нобунага.
В конце концов, 21 июня 1582 года, нарушив приказ своего даймё, Мицухидэ, вместе со всей своей армией напал на храм Хонно-Дзи, фактически восстав против Нобунага. Силы были неравными - Мицухидэ командовал десятитысячным отрядом, у Нобунага было всего несколько десятков воинов охраны и верный Ётсукэ. Слишком гордым был самурай, чтобы сдаваться в плен, а трогать Нобунага не решался никто из воинов Мицухидэ - слишком могущественной фигурой был господин Ода. Тогда Нобунага и принял решение уйти из жизни, совершив ритуальное самоубийство.
Мицухидэ, который жаждал смерти своего господина, не стал препятствовать действиям остальных воинов павшего самурая. Словно в насмешку, он даже отпустил их из храма, выстроив по краям дороги в некотором роде “почётный караул”, запретив своим воинам трогать воинов Нобунага. Ушли не все - некоторые тоже совершили самоубийство, вслед за своим господином. Ушедшие же, воссоединились с сыном павшего лидера, Ода Нобутада у замка Нидзё. Там и нашла смерть наследника великого самурая - Мицухидэ атаковал замок Нидзё, и Нобутада тоже совершил ритуальное самоубийство. Оставшиеся воины “дрались как демоны” - в их числе был и Ётсукэ, но по итогу сражения все воины Нобунага и Нобутада были взяты в плен или убиты, а Ётсукэ был единственным, кого пощадили. Словно в насмешку, “демона, чёрного как ночь”, отправили в христианскую церковь в Нанбандзи. Там путь Ётсукэ обрывается - мне не удалось найти никаких данных о его дальнейшей жизни.
Так насколько правдива история?
То, что в средневековой Японии был темнокожий слуга, не отрицают никто - ни японцы, ни жители других стран. Да, в струе модных политических течений этот факт массово осуждается, особенно со стороны темнокожего населения нашей планеты, но ведь история сослагательных наклонений не терпит. Тем более, что есть действительно исторические документы о том, что такой человек действительно был, есть доказательства тех, кто его привёз в Японию, тех, с кем он жил и кому служил - всё это записано.
Но вот с самурайством Ётсукэ есть действительные несходства. Самурай в Японии - это довольно глубокое сословие, в котором есть свои определённые правила. И правила эти довольно жёсткие - ни один самурай не мог взять и просто так сделать самураем кого-либо из своих слуг, это могло стать оскорблением для всего сословия. И уж тем более, не мог самураем стать безродный слуга из далёких заморских земель - не по чину шапка. Тут нужно бы учесть, что японцы - до жути националисты в хорошем смысле этого слова. Они так сильно берегут свои обычаи, традиции и уклад от иностранцев, боясь потерять свою историю, что порой доходит до абсурда. Где уж там самураи из далёких земель, ещё и рабы к тому же?
Заключение
Таким вот долгим путём, отыскивая в документах крупицы истины, мне удалось установить, что из-за историй одного балбеса (не побоюсь этого слова), целая игровая студия попала впросак. Это напрямую показывает - “Вера в то, что написано в интернете, в современном мире слепа и не имеет связи с реальностью” (В.И.Ленин, шутка). Поэтому следует научиться отличать зёрна от плевел и фильтровать всю информацию, тогда таких ситуаций не будет.
С вами был Историк-любитель, оставайтесь на канале, поддерживайте лайками и комментариями - впереди ещё много интересного!