Найти тему

Институт Столыпина представил первое в России исследование по внутрироссийской миграции молодежи

Институт экономики роста имени П.А. Столыпина (ИЭР) представил первое в России исследование, которое изучает внутрироссийскую миграцию молодежи. В сфере интересов аналитиков ИЭР - как центростремительная миграция молодежи (из периферии в центр), так и центробежная – из центра на периферию.

Цели исследования:

▪ Изучить миграцию в обоих (!) направлениях –как с периферии в центр, так и из центра на периферию («центробежную», «возвратную»)

▪ Определить факторы миграции: привлекающие в центр, выталкивающие с периферии, выталкивающие из центра, привлекающие на периферию

▪ На основе реальных обстоятельств переезда - в общении непосредственно с совершившими переезд по факту

▪ Проверить меру влияния такого фактора отъезда, как получение образования (на основе гипотезы зависимости от возраста)

▪ Определить т.н. «якоря удержания» (факторы, препятствующие отъезду из малых городов)

В результате исследования эксперты предлагают следовать формированию новой концепции «провинциальности»: не бесперспективность и депрессия, а иной стиль жизни.

В зоне интересов исследователей - малые города и способы повышения их привлекательности для молодежи
В зоне интересов исследователей - малые города и способы повышения их привлекательности для молодежи

Основные проблемы малых городов, связанные с миграцией:

▪ Устойчивый тренд снижения численности населения подавляющего большинства малых городов

▪ Опережающие темпы старения населения на фоне характерной для всей страны «демографической ямы», рост нагрузки на социальную сферу

▪ Массовый отъезд выпускников школ для получения образования в крупные города, откуда они не возвращаются, отъезд молодежи в целях трудоустройства и карьеры

▪ Результирующее снижение «продуктивности» населения, сокращение налоговой базы местных бюджетов, снижение ресурсов, потеря перспектив ▪ Тяжелый дефицит кадров в бюджетной сфере (врачи, учителя, соцработники и др.)

▪ Исторически минимальный спрос на рабочие места в регионах, заметный дефицит кадров для укомплектования предприятий, рост нагрузки по заработной плате и социальному обеспечению работников, рост затрат на привлечение и удержание, дефицит профессионалов

Три главных тенденции: ДЕмография, ДЕпопуляция, ДЕфицит кадров

Демография и депопуляция

-2

Дефицит кадров

-3

Факторы центростремительной миграции

Чем привлекает большой город:

  • Возможности трудоустройства и карьерные перспективы

- Более высокий уровень зарплат и расширенная профессиональная самореализация. Причем, не столько для узких специалистов, сколько для социально значимых профессий (медики, учителя), работников сферы торговли и строительства, рабочих специальностей

  • Инфраструктура и городская среда мегаполиса богаче

- В том числе, молодежь отмечает разнообразную культурно-развлекательную инфраструктуру крупных городов

  • Шире возможности получения образования

- Образование в мегаполисах более престижное и качественное

- По спектру специальностей, отсутствующему на периферии, в том числе на бюджетных местах

  • Социальные связи*

- Проживание в мегаполисе знакомых и родственников

- Переезд в мегаполис совместно с друзьями

*Этот аспект для молодежи СФО имеет меньшее значение, нежели в СЗФО

Проблемы, выталкивающие из городов-доноров:

  • Неудовлетворительные условия жизни

- Скудность культурно-досуговой сферы городов-доноров («некуда сходить»), в том числе детской («некуда сходить с детьми»)

- Состояние муниципальных медицинских учреждений (нехватка специалистов, старое оборудование и т.д.)

- Некомфортность и неухоженность городской среды (состояние дорог, дворов, общественного транспорта, отсутствии уличного освещения, несвоевременности вывоза мусора, и т.п.)

- Плохая экология (характерно для СФО)

  • Нет перспектив трудоустройства/карьеры

- Безработица и несоответствие уровня зарплат уровню цен (в СФО этот фактор уступает по упоминаемости предыдущему, в СЗФО - имеет сопоставимую частоту упоминания)

  • Депрессивный социальный контекст

- Общественное мнение и социальное окружение респондента поддерживают миграцию из родного города

  • Образование малодоступно

- Низкое качество при той же стоимости и отсутствие обучения по желаемым специальностям

Факторы центробежной миграции

Чем привлекает малый город:

  • Главный фактор - личные обстоятельства

- Для мигрантов СФО социальные факторы важнее, чем для СЗФО (социальные связи, способствующие центробежной миграции, в СФО более выражены, чем в СЗФО)

  • Особая городская среда, «атмосфера»

- Для СФО, помимо городской среды и атмосферы, чуть более важное значение будет иметь экологический фактор (близость к природе, сама природа, лучшая экология)

- В СЗФО большее значение имеет специфика города и городского пространства, городская атмосфера, климат и т.д. ▪

- Для кого-то в малом городе больше возможностей, в том числе они не теряют и в плане разнообразия досуга и развлечений

  • Экономические факторы – жизнь дешевле

- Легче заработать на квартиру (они дешевле) и легче найти работу (в СФО выше значение фактора трудоустройства, тогда как в СЗФО более важна ценовая разница между мегаполисами и периферией)

  • Обучение по выбранной специальности

- Получение образования на периферии, прежде всего, среднего специального (в СФО, реже, чем в СЗФО)

Проблемы, выталкивающие на периферию

  • Экономические и социально-экономические факторы

- Высокая стоимость жизни в крупном городе

- Высокие цены на недвижимость, что усложняет ее приобретение (вдалеке от центра цены ниже)

- Высокая конкуренция на рынке труда; у многих были проблемы с трудоустройством, подпадали под сокращения штатов

- Для СЗФО экономический фактор также важен, но здесь большее значение будет иметь отсутствие в центре возможностей для получения высшего или среднего специального образования

  • Недружественная городская среда мегаполиса

- Плохая экология

- Сложность и некомфортность инфраструктуры

- Неприятие «темпа жизни» крупного города в целом

  • Социальный контекст и личные обстоятельства

- Члены семьи в малом городе, которым потребовалась поддержка

- Отделение от родителей путем «дауншифтинга» (СЗФО)

По мнению аналитиков Института Столыпина, удержание населения в малых городах возможно не столько за счет инфраструктуры, которая могла бы соперничать с мегаполисом по качеству жизни и возможностям для молодежи, сколько в продвижении нового образа периферии. Провинциальность не должна ассоциироваться с отсталостью и депрессивностью

Таким должно быть новое представление о малом городе
Таким должно быть новое представление о малом городе

Как малый город может привлекать и удерживать молодежь за счет собственных сил и средств?

Это возможно с помощью административных мер – действий , прямо направленных на удержание и возвращение молодежи. Например - принятием программы формирования у города собственного уникального имиджа, понятной и доносимой жителям стратегии его развития, программой поддержки предпринимательства, социального предпринимательства и создания рабочих мест (например, с помощью субсидий, страховых программ, особых технологических зон и т.п.), жилищными программами, мерами поддержки благоприятной экологии и т.д.

Второй инструмент - инфраструктурные меры, направленные на создание условий удержания и возвращения молодежи. В частности - доступный интернет, бесперебойная транспортная связность, модернизация коммунальной инфраструктуры и т.д.

Безусловно, все это невозможно реализовать без соответствующей поддержки.

Какой может быть поддержка с точки зрения новой концепции провинциальности:

  • сигналы с федерального уровня, подтверждающие интерес центра к развитию малых городов, пропаганда и продвижение гражданам соответствующих федеральных программ развития;
  • материальная поддержка центра малым городам, имеющим свою целевую комплексную программу «иммиграции» (прежде всего, гарантии для муниципальных займов);
  • вовлечение молодежи в процесс развития малых городов (через создание молодежных советов, активизацию молодежных организаций, разнообразие культурно-досуговой сферы и т.п.);
  • поддержка инициатив локальных сообществ по вхождению в общероссийские тренды культурно-социального развития:

- поддержка особенных местных культурных институций;

- учреждение в малых городах мероприятий федерального уровня;

- участие в жизни малых городов национальных лидеров общественного мнения;

- развитие в малых городах

и многое другое.

Подробнее про результаты исследования "Внутрироссийская миграция молодежи: повышение привлекательности малых городов" здесь.