Найти в Дзене
Читатель Снов

Джек Лондон, Джон Ячменное Зерно

Это автобиографическое произведение - и до некоторой степени терапевтическое.

Джеку Лондону надо было что-то делать со своей алкогольной зависимостью. И он написал честный рассказ о том, как она у него выработалась.

"Впервые я напился, когда мне было пять лет"

Маленький Джек сделал это из любопытства. Его послали отнести кувшин с пивом отцу, работавшему в поле. По дороге пиво расплёскивалось, и мальчик подумал - что же дорогому напитку пропадать зря? Ну и отхлебнул. Вкус ему не понравился. Опьянение выразилось в головокружении, которое чуть было не привело к большой беде. Отец, с удовольствием выпив весь кувшин, вновь приступил к работе, Джек пошёл рядом, покачнулся, упал и только чудом не попал под лемех плуга.

Первое знакомство не понравилось ребёнку, он чувствовал себя отравленным - да ведь это действительно так и было. По своей воле он не стал бы никогда пить никакого алкоголя, но в том мире, в котором он жил, Джон Ячменное Зерно встречался на каждом шагу. Когда Джек повзрослел и возникла необходимость искать работу, "наливантус" часто был единственным посредником между людьми. Выпить с кем-то, угостить, заказать выпивку за свой счёт для всех присутствующих, налакаться в компании, принять участие в дуэли выпивох - без этого невозможно было наняться на работу, завязать контакты, заключить сделку, найти союзников.

Удивительно, но роковым для Джека Лондона стало то, что у него была крепкая голова и выносливая печень. Он мог дольше других противостоять опьянению, и поэтому счёл себя неуязвимым. Считал, что сможет "соскочить" в любой момент. Но он ошибался.

Алкоголь коварен, и уже в период, когда Джек зарабатывал не тяжким трудом моряка, рыбака, грузчика или прачечника, а писательством - именно тогда он почувствовал зависимость.

Я уже не мог работать, предварительно не выпив. Я обязательно должен был выпить, чтобы быть в состоянии писать. Я начал бороться с этим. Мучительная жажда одолевала меня, но я продолжал сидеть за своим письменным столом, вертеть в руках перо и карандаш, хотя слова так и не выливались на бумагу. Мой мозг не в силах был думать о чем-либо, кроме одного, что там, в другом конце комнаты, в винном погребце стоит Ячменное Зерно. Когда я, прийдя в отчаяние, уступал и выпивал, мой мозг сразу прояснялся и тысяча слов бывала написана без всякого усилия.

Так как произведение автобиографичное, здесь можно открыть для себя многое о писателе. Каким он был, какой неистребимый аппетит к жизни всегда отличал его, как он умел ставить цели, как упорно учился, как потрясающе был работоспособен.

Какие широкие у него были интеллектуальные запросы. Он самостоятельно готовился к экзаменам за среднюю школу, к поступлению в университет, без преподавателя изучал биологию и химию, читал огромное количество книг по философии, естествознанию. И он читал просто огромное количество художественной литературы, когда решил стать писателем - учился у других, вырабатывал собственный стиль.

Когда читаешь эту повесть, многое по-новому оцениваешь в романе "Мартин Иден". Понимаешь, где истоки этого произведения, в какой мере автор брал материал прямо из жизни, а где добавлял художественного вымысла. Это очень здорово - заглянуть на "творческую кухню".

В это издании ещё сборник рассказов "Дорога", но его я читала раньше
В это издании ещё сборник рассказов "Дорога", но его я читала раньше

У Джека Лондона неповторимая манера письма, которая мне очень нравится, и он способен на оригинальные философские обобщения, даже когда пишет о совершенно обыденных вещах. Удивительный человек. Каждые пять лет я открываю у него что-то новенькое, чего не читала, и о чём, бывает даже не слышала - "Звёздный странник", "Алая чума".

Как вам Джек Лондон? Читали у него что-нибудь... ну, не самое тривиальное?))