Найти в Дзене
Бизнес-школа АМИ

Профессиональное истощение

Оглавление

Первый эпизод учебного сериала «Тайны выгорания». Детективное расследование на рабочем месте руководителя» от Анастасии Витковской, академического директор бизнес-школы АМИ, медицинского психолога, организационного терапевта

Если бы мы с вами могли представить нашу жизнь как большое одеяло, то его частями были бы работа, отдых, семья, самореализация… То есть это то, что нас укрывало то, что нам помогало, то, что нас, по сути, держало на плаву и помогало в жизни. Но, поскольку напряжение растет, мы иногда начинаем играть в прятки с самим собой. Откладываем что-то на потом или замещаем работой какие-то части жизни. Как наши родители, как родители родителей: вот мы сейчас поработаем, а потом на пенсии… Ну, а потом на пенсии нам, может, вообще ничего не захочется, а может, у нас еще и денег не будет на то, чтобы воплощать мечты в реальность.

По сути, мы должны с вами разобраться, как не отказываться решать проблемы, а как понять, есть ли они у нас и как их отследить и разрешить.

Причины профессионального стресса

  • Это ответственность и гиперответственность, когда на нас сваливается чересчур много. Или наоборот, когда у нас наблюдается расплывчатость полномочий и ответственности, когда мы не понимаем «это я должен делать или Вася, или Саша?»
  • Это наша загруженность, когда мы хватаем все дела сразу и думаем, что «мы должны». Когда не умеем делегировать, не умеем отдавать.
  • Это некомфортные условия работы, материальная и нематериальная неудовлетворенность.
  • Это отсутствие Work-life баланса, когда работа занимает все время, и, приходя домой, мы падаем пластом.
  • Это командировки. Да, для кого-то они являются хорошим и понятным апгрейдом в работе, а кого-то они добивают. Командировки — это все-таки заметная часть работы руководителя.
  • Это наше неумение распределять время, задачи и отношения и правильно расходовать энергию. И хоть сто раз мы расписываем свои дела по матрице Эйзенхауэра, далеко не всегда получается ей следовать.
  • Это несоответствие требований руководства и индивидуальных психологических особенностей человека. Потому что, например, если мы хороши в рутине, то давать нам массу задач для переключения будет неправильным. И, наоборот, если у нас много задач, с которыми мы хорошо справляемся, посадить нас на рутинную работу будет большой ошибкой.
  • Это нарушение потребностей и ценностей человека — любой дисбаланс системных отношений между людьми, задачами и правилами.

Факторами перегрузки на рабочем месте могут быть и конфликты, и бесконечный интернет, потому что зависание в нем тоже, к сожалению, ведет к тому, что мы начинаем испытывать напряжение. Кто-то любит работать один. Кто-то любит работать в команде. Система открытого офиса, например, предполагает, чтобы люди соблюдали определенные правила поведения. А если они их не соблюдают, то уже есть данные исследований, что эффективность работы открытого офиса падает на 25-30%. Ну и вопрос, как мы относимся к изменению рабочего места? Можем ли мы адаптироваться? А насколько у нас высокий социальный интеллект? Можем ли мы выстроить правильные отношения с коллегами? А если у нас не хватает анализа и рефлексии, то мы можем с вами чувствовать себя перегруженными.

Мы не всегда умеем распределять время, задачи и отношения. Не умеем правильно расходовать энергию

Конечно, компании пытаются выровнять этот дисбаланс, вырабатывают разные KPI: какие требования предъявляются к эффективности, каких стандартов мы должны придерживаться, какие требования к способностям, знаниям, умениям, навыкам. И как мы должны вести себя, то есть каковы нормы поведения и корпоративная культура. По сути, все это дает нам возможность справляться с рабочим стрессом, понимать, а что, собственно, от нас требуется.

Таким образом мы пытаемся снизить уровень неопределенности и задать какие-то рамки, чтобы люди могли понимать, куда мы их ведем. Но для руководителя уровень неопределенности остается тот же, а иногда еще и больший. ПОДРОБНО О ТОМ, КАК СОБСТВЕННИКУ И ТОПУ РАБОТАТЬ В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ И НАХОДИТЬ ЭНЕРГИЮ, РАЗБИРАЕМ НА ПРОГРАММЕ ОСОЗНАННОЕ ЛИДЕРСТВО

А иногда бывают ситуации, при которых наверху ему не дают точных ориентиров, и он должен сам эти ориентиры создавать и в своей голове, и в голове своих коллег. Конечно, он пишет инструкции, он может выступать как коуч, консультировать, как-то помогать людям рефлексировать, но какой от этого будет толк, если в помещении, например, все время шумно или слишком жарко, или слишком холодно, или не хватает кислорода.

Как понять, что у нас есть профессиональное истощение

Вот главные признаки:

  1. Мне не хочется идти на работу
  2. Я не хочу видеть свою команду
  3. Стимулы, которые меня радовали (признание, власть, влияние, деньги) перестают играть роль в моей жизни
Когда мне становится все равно — это главный тревожный признак профессионального истощения

Дорогие друзья, мы хотели бы помочь вам определить, происходит ли с вами профессиональное истощение, на какой фазе профессионального выгорания вы находитесь, с помощью теста Виктора Васильевича Бойко. Перейдите по QR-коду, скачайте себе табличку, заполните и посмотрите результаты.

-2

В одной из следующих серий мы подробно рассказываем, как трактовать этот тест и как понять, что с вами происходит с точки зрения и профессионального истощения, и нашей следующей части про эмоциональное опустошение.

Следите за нашим сериалом на ЮТ-канале школы АМИ или здесь в Дзене: