Найти в Дзене
Чайный Дом Сугревъ

Чаепитие в Енисейской губернии или картина забытого художника

Продолжаем изучать чаепитие в русской живописи второй половины XIX века. На этот раз смотрим картину из собрания Минусинского регионального краеведческого музея имени Н.М. Мартьянова, написанную Дмитрием Ивановичем Лавровым (1848-1905) – уроженцем Сибири с интересной судьбой.

Дмитрий Иванович Лавров родился в 1848 году в Красноярске. Его отец был псаломщиком и, видимо, по его настоянию Дмитрий поступил в духовную семинарию. В 1868 году обучение в семинарии было окончено. Впоследствии сын Лаврова (о нем мы расскажем чуть позже) напишет в мемуарах: Епархиальный совет Енисейской губернии отправил за свой счет юношу в Троице-Сергиеву лавру – учиться живописи, иконописи, реставрации икон. Однако архивные документы поправляют: да, отправил, но только не в Троице-Сергиеву лавру, а в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Чтобы «доставить одежду и обувь» Лаврову на время учебы, его зачислили на «дьяческое место» при Енисейской Преображенской церкви с «правом получения половинных доходов». Взамен «отобрали» обязательство: по возвращении пробыть в Енисейской епархии на церковной службе не менее десяти лет.

В путь Дмитрий Лавров отправился 11 декабря 1868 года. Попутчиком стал его одногодок Василий Суриков, который на средства известного купца, золотопромышленника, благотворителя Петра Ивановича Кузнецова ехал поступать в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. А соседние сани занял красноярский архитектор Александр Федорович Хейн, направлявшийся в Санкт-Петербург на лечение; по некоторым данным его профессиональное образование в свое время также оплатил Кузнецов. Суриков писал матери с дороги: «Ехать нам очень весело с Лавровым – все хохочем, он за мной ходит как нянька: укутывает дорогой, разливает чай, ну, словом, добрый и славный малый». Через шесть недель путешествия юноши оказались в Екатеринбурге, а в Москве их пути разошлись: будущий мастер исторической живописи Суриков отправился в Санкт-Петербург, Лавров остался.

«Вид на Красноярск с сопок» Василий Иванович Суриков написал в уже в 1890-е годы. Из собрания Государственного Русского музея
«Вид на Красноярск с сопок» Василий Иванович Суриков написал в уже в 1890-е годы. Из собрания Государственного Русского музея

Фотография, которую Суриков и Лавров сделали на память в Екатеринбурге; Суриков – справа. Из фотоархива Государственного художественного музея Алтайского края
Фотография, которую Суриков и Лавров сделали на память в Екатеринбурге; Суриков – справа. Из фотоархива Государственного художественного музея Алтайского края

В 1874 году выпускник Московское училище живописи, ваяния и зодчества Дмитрий Иванович вернулся в Енисейскую губернию. Епархия направила его псаломщиком в Тесинский Богородице-Казанский приход. Сегодня село Тесь (ранее Тесинское), расположенное в пойме правого притока Енисея, относится к Минусинскому району Красноярского края. Во времена Лаврова большую часть села Тесинского, известного со второй половины XVIII века, составляли бывшие мастеровые закрытого Ирбинского чугунолитейного и железоделательного завода, меньшую – переселенцы из Центральной России. Все жители прихода занимались земледелием и скотоводством. В Тесинском Лавров женился на крестьянке Феоктисте (Феоктистии) Гавриловне, которая за годы совместной жизни родила ему двенадцать детей. Десятым ребенком был Георгий (1895-1991) – будущий скульптор (кстати, одна из его работ – бюст Сурикова в Красноярске), портретист, монументалист, заслуженный художник РСФСР.

Через одиннадцать лет службы в Тесинском Лаврова направили дьяконом в Усть-Абаканский Николаевский приход, населенный хакасами-качинцами. В наши дни Абакан – столица Хакасии. В 1888 году Лаврова переводят псаломщиком в приходской храм села Азкизского (сегодня село Аскиз – административный центр Азкизского района Хакасии, расположенный в 93 километрах от Абакана); в 1895 году – в село Назимово, основанное русскими землепроходцами еще в 1631 году на левом берегу Енисея (сегодня – Енисейский район Красноярского края). Вскоре из Назимова Лаврова отправили в село Подсопки, основателями которого были в 1738 году крестьяне из Енисейска. Здесь Дмитрий Иванович Лавров и скончался в ноябре 1905 года от простуды. Похоронили его на местном кладбище. В наши дни село Подсопки относится к Сухобузимскому району Красноярского края.

Известно, что Лавров реставрировал старые иконы и писал новые для храмов тех приходов, где служил; помогал основателю Минусинского краеведческого музея Николаю Михайловичу Мартьянову в сборе этнографических коллекций. В частности, делал антропологические маски этнических групп хакасов. Минусинский музей хранит три живописные работы Дмитрия Ивановича Лаврова: «Портрет Доможаковой» (девушки-качинки); «Портрет неизвестного молодого человека» и «Чаепитие».

Про картину «Чаепитие» сказать можно мало: мы не знаем год и место создания, имен изображенных, является ли полотно законченным. Возможно, художник написал портрет кого-то из своих детей? Последний, двенадцатый, ребенок родился в 1901 году. С жанровой точки зрения «Чаепитие» без преувеличения можно назвать бесценным.

Дмитрий Иванович Лавров, «Чаепитие». Из собрания Минусинского регионального краеведческого музея имени Н.М. Мартьянова
Дмитрий Иванович Лавров, «Чаепитие». Из собрания Минусинского регионального краеведческого музея имени Н.М. Мартьянова