Продолжаем изучать чаепитие в русской живописи второй половины XIX века. На этот раз смотрим картину из собрания Минусинского регионального краеведческого музея имени Н.М. Мартьянова, написанную Дмитрием Ивановичем Лавровым (1848-1905) – уроженцем Сибири с интересной судьбой.
Дмитрий Иванович Лавров родился в 1848 году в Красноярске. Его отец был псаломщиком и, видимо, по его настоянию Дмитрий поступил в духовную семинарию. В 1868 году обучение в семинарии было окончено. Впоследствии сын Лаврова (о нем мы расскажем чуть позже) напишет в мемуарах: Епархиальный совет Енисейской губернии отправил за свой счет юношу в Троице-Сергиеву лавру – учиться живописи, иконописи, реставрации икон. Однако архивные документы поправляют: да, отправил, но только не в Троице-Сергиеву лавру, а в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Чтобы «доставить одежду и обувь» Лаврову на время учебы, его зачислили на «дьяческое место» при Енисейской Преображенской церкви с «правом получения половинных доходов». Взамен «отобрали» обязательство: по возвращении пробыть в Енисейской епархии на церковной службе не менее десяти лет.
В путь Дмитрий Лавров отправился 11 декабря 1868 года. Попутчиком стал его одногодок Василий Суриков, который на средства известного купца, золотопромышленника, благотворителя Петра Ивановича Кузнецова ехал поступать в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. А соседние сани занял красноярский архитектор Александр Федорович Хейн, направлявшийся в Санкт-Петербург на лечение; по некоторым данным его профессиональное образование в свое время также оплатил Кузнецов. Суриков писал матери с дороги: «Ехать нам очень весело с Лавровым – все хохочем, он за мной ходит как нянька: укутывает дорогой, разливает чай, ну, словом, добрый и славный малый». Через шесть недель путешествия юноши оказались в Екатеринбурге, а в Москве их пути разошлись: будущий мастер исторической живописи Суриков отправился в Санкт-Петербург, Лавров остался.
В 1874 году выпускник Московское училище живописи, ваяния и зодчества Дмитрий Иванович вернулся в Енисейскую губернию. Епархия направила его псаломщиком в Тесинский Богородице-Казанский приход. Сегодня село Тесь (ранее Тесинское), расположенное в пойме правого притока Енисея, относится к Минусинскому району Красноярского края. Во времена Лаврова большую часть села Тесинского, известного со второй половины XVIII века, составляли бывшие мастеровые закрытого Ирбинского чугунолитейного и железоделательного завода, меньшую – переселенцы из Центральной России. Все жители прихода занимались земледелием и скотоводством. В Тесинском Лавров женился на крестьянке Феоктисте (Феоктистии) Гавриловне, которая за годы совместной жизни родила ему двенадцать детей. Десятым ребенком был Георгий (1895-1991) – будущий скульптор (кстати, одна из его работ – бюст Сурикова в Красноярске), портретист, монументалист, заслуженный художник РСФСР.
Через одиннадцать лет службы в Тесинском Лаврова направили дьяконом в Усть-Абаканский Николаевский приход, населенный хакасами-качинцами. В наши дни Абакан – столица Хакасии. В 1888 году Лаврова переводят псаломщиком в приходской храм села Азкизского (сегодня село Аскиз – административный центр Азкизского района Хакасии, расположенный в 93 километрах от Абакана); в 1895 году – в село Назимово, основанное русскими землепроходцами еще в 1631 году на левом берегу Енисея (сегодня – Енисейский район Красноярского края). Вскоре из Назимова Лаврова отправили в село Подсопки, основателями которого были в 1738 году крестьяне из Енисейска. Здесь Дмитрий Иванович Лавров и скончался в ноябре 1905 года от простуды. Похоронили его на местном кладбище. В наши дни село Подсопки относится к Сухобузимскому району Красноярского края.
Известно, что Лавров реставрировал старые иконы и писал новые для храмов тех приходов, где служил; помогал основателю Минусинского краеведческого музея Николаю Михайловичу Мартьянову в сборе этнографических коллекций. В частности, делал антропологические маски этнических групп хакасов. Минусинский музей хранит три живописные работы Дмитрия Ивановича Лаврова: «Портрет Доможаковой» (девушки-качинки); «Портрет неизвестного молодого человека» и «Чаепитие».
Про картину «Чаепитие» сказать можно мало: мы не знаем год и место создания, имен изображенных, является ли полотно законченным. Возможно, художник написал портрет кого-то из своих детей? Последний, двенадцатый, ребенок родился в 1901 году. С жанровой точки зрения «Чаепитие» без преувеличения можно назвать бесценным.