Найти в Дзене
Lace Wars

9 невероятных строек СССР: как создавались чудеса за рекордные сроки

Советский Союз славился своими грандиозными стройками, многие из которых были реализованы в кратчайшие сроки и с использованием передовых технологий своего времени. Эти проекты не только демонстрировали мощь советской промышленности и инженерной мысли, но и решали важные экономические и социальные задачи. Рассмотрим восемь наиболее впечатляющих строек СССР, которые по праву можно назвать чудесами своего времени.

1. Днепрогэс

Днепровская гидроэлектростанция, или Днепрогэс, стала символом индустриализации СССР в 1930-х годах. Строительство началось в 1927 году и было завершено в рекордные сроки – всего за 5 лет. Днепрогэс был крупнейшей гидроэлектростанцией в Европе на момент завершения строительства.

Плотина Днепрогэса имеет длину 760 метров и высоту 61 метр. Для ее возведения потребовалось 1,2 миллиона кубометров бетона. На строительстве было задействовано более 63 000 рабочих. Мощность станции на момент ввода в эксплуатацию составляла 560 МВт, что позволило обеспечить электроэнергией промышленные предприятия Донбасса и Приднепровья.

Днепрогэс не только производил электроэнергию, но и сделал Днепр судоходным на всем его протяжении, открыв новые возможности для транспортировки грузов и развития экономики региона. В первый год работы станция выработала 634,7 миллиона кВт·ч электроэнергии, что в то время составляло около 20% всей электроэнергии, производимой в СССР.

2. Московский метрополитен

Строительство московского метро началось в 1931 году, а первая линия была открыта 15 мая 1935 года. Это был уникальный проект для своего времени, реализованный в сложных геологических условиях и с применением передовых инженерных решений.

Первая очередь метрополитена включала 13 станций общей протяженностью 11,2 км. На строительстве было задействовано более 75 000 рабочих и инженеров. За первый год работы метро перевезло 177 миллионов пассажиров.

Особенностью московского метро стало не только его техническое совершенство, но и архитектурное оформление станций. Многие из них были оформлены как подземные дворцы, с использованием мрамора, гранита, бронзы и других дорогих материалов. На оформление станций первой очереди было использовано более 70 000 квадратных метров мрамора и гранита.

К концу 1930-х годов московское метро уже имело три линии общей протяженностью 25 км с 22 станциями. Ежедневный пассажиропоток достиг 1,5 миллиона человек.

3. Беломорско-Балтийский канал

Беломорско-Балтийский канал, соединивший Белое море с Онежским озером, был построен в рекордно короткие сроки – всего за 20 месяцев, с 1931 по 1933 год. Этот проект стал одним из самых противоречивых в истории советского строительства из-за использования труда заключенных.

Длина канала составляет 227 км, из которых 37 км – искусственные пути. На канале построено 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб. В строительстве участвовало около 170 000 заключенных, многие из которых погибли из-за тяжелых условий труда.

Несмотря на высокую человеческую цену, канал сыграл важную роль в развитии экономики северных регионов СССР, сократив путь из Белого моря в Балтийское более чем на 4000 км. В первый навигационный сезон по каналу прошло 1143 судна, перевезено 1,143 миллиона тонн грузов.

4. Магнитогорский металлургический комбинат

Магнитогорский металлургический комбинат, или ММК, стал одним из крупнейших проектов первой пятилетки. Строительство началось в 1929 году, а первая домна была запущена уже в 1932 году.

Площадь комбината составляет более 22 квадратных километров. За первые пять лет работы было произведено более 5 миллионов тонн чугуна и 4 миллиона тонн стали. На строительстве и в первые годы работы комбината было задействовано более 250 000 человек.

ММК сыграл ключевую роль в индустриализации СССР и обеспечении страны металлом во время Великой Отечественной войны. В 1941-1945 годах комбинат произвел треть всей стали и проката в стране. К концу войны ММК выплавлял 10% всего чугуна, 33% стали и производил 50% всего проката в СССР.

5. Байкало-Амурская магистраль (БАМ)

БАМ – одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире, строительство которой началось в 1974 году и было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Основная часть магистрали была завершена к 1984 году, хотя отдельные участки достраивались до 2003 года.

Протяженность основной части БАМа составляет 4287 км. На трассе построено 21 тоннель общей длиной 47 км и более 4200 мостов. В строительстве участвовало более 2 миллионов человек из всех республик СССР.

БАМ не только открыл доступ к богатым природным ресурсам Восточной Сибири и Дальнего Востока, но и создал альтернативный Транссибирской магистрали путь к Тихому океану, что имело важное стратегическое значение. На строительство БАМа было затрачено около 17,7 миллиардов советских рублей (по курсу 1991 года это эквивалентно примерно 30 миллиардам долларов США).

6. Волго-Донской канал

Волго-Донской судоходный канал, соединивший Волгу и Дон, был построен в рекордно короткие сроки – за 4 года и 7 месяцев, с 1948 по 1952 год. Этот проект имел огромное значение для развития транспортной системы СССР, соединив пять морей: Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное.

Длина канала составляет 101 км, из которых 45 км проходит по руслам рек и водохранилищ. На канале построено 13 шлюзов, 3 насосные станции, 13 плотин и дамб, 7 аварийных ворот, 22 судоходных канала и другие гидротехнические сооружения.

За время строительства было перемещено более 150 миллионов кубометров грунта. На стройке работало более 100 000 человек, включая заключенных и вольнонаемных рабочих. В первый год эксплуатации по каналу прошло 4,6 миллиона тонн грузов, а к 1960 году грузооборот достиг 12 миллионов тонн в год.

7. Останкинская телебашня

Останкинская телебашня, построенная в 1960-1967 годах, стала символом технического прогресса СССР и самым высоким сооружением в мире на момент завершения строительства. Ее высота составляет 540,1 метра.

Уникальность конструкции башни заключается в том, что она удерживается в вертикальном положении за счет собственного веса. Фундамент башни уходит в землю всего на 4,6 метра, что делает ее похожей на перевернутую рюмку.

На строительстве башни работало более 10 000 человек. Было использовано 55 000 кубометров бетона и 24 000 тонн стальных конструкций. Башня способна выдерживать ураганный ветер скоростью до 44 м/с и землетрясения силой до 8 баллов по шкале Рихтера.

Останкинская башня позволила охватить телевизионным вещанием территорию радиусом 120 км, на которой проживало около 15 миллионов человек. В первый год работы башня обеспечивала трансляцию 4 телевизионных и 5 радиопрограмм.

8. Саяно-Шушенская ГЭС

Саяно-Шушенская ГЭС – крупнейшая гидроэлектростанция России и одна из крупнейших в мире. Строительство началось в 1963 году, а окончательный ввод в эксплуатацию состоялся в 2000 году.

Плотина ГЭС имеет высоту 242 метра и длину по гребню 1074 метра. Объем бетона, уложенного в плотину, составляет 9,1 миллиона кубометров. Установленная мощность станции – 6400 МВт.

На пике строительства на объекте работало более 60 000 человек. ГЭС производит около 24 миллиардов кВт·ч электроэнергии в год, что составляет около 2% от общей выработки электроэнергии в России. Водохранилище ГЭС имеет объем 31,3 кубических километра, что сравнимо с объемом Женевского озера.

9. Комсомольск-на-Амуре

Хотя это не отдельный объект, а целый город, строительство Комсомольска-на-Амуре заслуживает особого упоминания как пример рекордно быстрого создания крупного промышленного центра в необжитой местности.

Решение о строительстве города было принято в 1932 году, и уже 10 мая 1932 года на берег Амура высадились первые строители. За первый год было построено более 50 бараков, несколько двухэтажных домов, столовая, больница и хлебозавод.

К 1939 году население города достигло 70 000 человек. Были построены судостроительный завод, авиационный завод, ТЭЦ и другие промышленные объекты. В годы Великой Отечественной войны Комсомольск-на-Амуре стал важным центром оборонной промышленности на Дальнем Востоке.

Сегодня Комсомольск-на-Амуре – крупный промышленный центр с населением около 240 000 человек. Город часто называют "дальневосточным Детройтом" из-за развитой машиностроительной промышленности.

Заключение:

Эти грандиозные стройки СССР демонстрируют масштаб и амбициозность советских инженерных проектов. Несмотря на часто тяжелые условия труда и использование принудительного труда в некоторых случаях, эти объекты стали символами индустриальной мощи СССР и технического прогресса. Многие из них до сих пор играют важную роль в экономике и инфраструктуре постсоветских стран, являясь свидетельством инженерного гения и трудового подвига советских людей. Эти проекты не только изменили ландшафт страны, но и оказали глубокое влияние на ее экономическое и социальное развитие.