Здравствуйте, уважаемые читатели. Не так давно, на своем резервном канале ФКИ, опубликовал небольшой обзор о планете Арканар, являющейся главной локацией событий сюжета повести «Трудно быть богом» Аркадия и Бориса Стругацких (далее, ТББ и АБС). Пытаюсь там составить «карту» научно-фантастической вселенной. Правда, пока в активе, кроме Арканара, имеется в наличии только Маджипур Роберта Силверберга. Но, лиха беда начало. Фантастики прочитано немало. В том числе, и об удивительных и ярких мирах.
Что касается моего небольшого рассказа о планете из ТББ, то он вышел обычным, почти дежурным. Да и не планировал там глубокого анализа творчества АБС, или чего-то подобного. А вот многие комментарии к статье довольно любопытны. Изрядно позабавили разного рода конспирологические измышления на тему советской интеллигенции, в общем, и братьев Стругацких, в частности. Вспомнилась веселая компьютерная молодецкая забава «Русы против ящеров» и прочие истории о мировом заговоре, Нибиру и т.п. C другой стороны, были и противоположные комментарии, в духе «ты ничего не понимаешь как посмел замахнуться на честь ум и совесть». С выразителем такой точки зрения имела место быть небольшая дискуссия. В принципе, разговор получился интересным. Рассказывать о сути не стану, потому, что у автора есть право писать на своем канале все, что вздумается, не нарушая общепринятых норм права, морали и правил платформы, а у читателей есть такое же право высказать свое мнение. Обсуждение этого мнения в новом обзоре несколько неуместно. Данная статья не будет касаться оценок личных взглядов. Речь в ней пойдет о позиционировании научной фантастики, как литературного жанра. Ну и остается упомянуть, что оппонент умело доводил свою точку зрения и оспаривал мою, потому спасибо ему большое за дискуссию.
Итак, были высказаны мысли, что посредством фантастических допущений Стругацкие доносили до людей сюжетные ходы, связанные с человеком, с людьми, их мыслями, выбором, душевными метаниями и терзаниями, ну и т.п. Фантастика у АБС лишь метод, а не самоцель. Точно также, как и у классических писателей: Гоголя («Нос»), Булгакова («Собачье сердце», «Мастер и Маргарита») и т.п. Это фантастика, или даже мейнстримная литература, с элементами фантастики (дословно, собеседник употребил термин «не совсем фантастика»), но не научная фантастика.
Давайте разбираться. Бытует мнение, что научная фантастика имеет отношение только к такой фантастической литературе, где рассматриваются фантастические допущениями, строящиеся вокруг науки, научных знаний, объяснений природных явлений с точки зрения науки и т.п. Это не совсем так. Вернее, совсем не так. Научная фантастика – относится к тому спектру фантастической литературы, в котором фантастические допущения не противоречат естесственнонаучной картине мира. Проще говоря, если писатель – фантаст придумал сюжет, в котором события происходят на другой планете, куда земляне прилетели на космических кораблях – это фантастика. Потому что полет в космосе не противоречит науке. Даже несмотря на то, что автор не объясняет, как преодолена скорость света, решен вопрос с космической радиацией и т.п. Ну, а на планете, где происходит действие сюжета книги, космические джеймсы бонды могут затеять шпионские игры, или схватится на лазерных мечах. И все это будет научной фантастикой. Повторюсь, вся фантастическая литература, где сюжет не противоречит естественнонаучной картине мира является научной фантастикой. К жанру НФ причисляется альтернативно-историческая фантастика, включая набивших оскомину попаданцев, постапокалипсис, во всех его проявлениях, космическая опера и фантастический боевик, многие другие направления. В другом большом разделе фантастики имеют место быть проявления, не имеющие естественнонаучной базы. К примеру, когда древние вампиры влюбляют в себя молодых девчат, попутно сражаясь с не менее древними древними оборотнями, а молодой мужчина Городецкий вступает в Орден светлых иных: это противоречит научной картине и является фэнтези. Как и фантастика про мальчиков, поступающих на учебу в школу магии, хоббитах, берущихся отнести волшебное Единое кольцо к жерлу вулкана и доисторических варварах, пачками сокрушающих злобных колдунов и таинственных бестий. Тоже фэнтези. Итак, вся фантастика подразделяется на два больших раздела – направления: фэнтези и научную фантастику. Это не единственная, но самая распространённая схема, классифицирующая фантастический жанр. Исходя из этого критерия, повесть «Трудно быть богом» и другие произведения Предполуденного и Полуденного циклов АБС конечно же относятся к научной фантастике.
В свою очередь, в рамках НФ принято выделять несколько направлений. Одно из них называется твердой, или строгой научной фантастикой. Той самой, в которой сюжет крутится вокруг научно-фантастических допущений, связанных с наукой, природными и антропогенными явлениями, объясняемыми научным знанием и т.п. Также, в НФ выделяют гуманитарную научную фантастику, для которой характерна не такая жесткая привязка к допущениям, связанным с научным познанием.
Приведу примеры твердой и гуманитарной НФ. Так, к строгой научной фантастике относится роман Майкла Крайтона «Штамм Андромеда» (1969), по сюжету которого происходит распространение вируса, попавшего на Землю с упавшим орбитальным спутником. Причем, автор пытается не фантазировать, а придерживаться научной парадигмы. А в вот в романе Клиффорда Саймака «Вся плоть - трава» (1965), разумные растения, чья родина находится в одном из бесчисленных параллельных измерений, устанавливают непроницаемый силовой барьер вокруг провинциального североамериканского городка. Их цель – установление контакта с представителями рода человеческого. Автор делает упор на взаимоотношениях людей. Характеры, прописанные Саймаком, не уступают образам из лучших образцов мейнстрим-литературы. Ну а еще, автору великолепно удались пасторальные картинки американской глубинки, маленьких городков, природы и т.п. «Вся плоть – трава» тяготеет к гуманитарной (мягкой) научной фантастике. Также, выделяют социальную фантастику (НФ с упором на фантастические допущения, касающееся общества и иных социальных тем), постапокалипсис (события происходят после разного рода катастроф и т.п. явлений), фантастический боевик (боевик в фантастическом антураже), космические оперы, или космооперы (остросюжетные научно-фантастические произведения в локациях космоса и иных планет), альтернативно-историческую фантастику, связанную с иными измерениями и другим ходом истории. Существуют утопии и антиутопии, киберпанк (а также другие направления панковской фантастики: стимпанк, дизельпанк и т.п.), современные направления ЛитРПГ и РеалРПГ и многое другое. Повесть «Трудно быть богом», несомненно, следует отнести к мягкой (гуманитарной) научной фантастике, с элементами фантастики социальной. Здесь все просто. Иное дело с утверждением, что авторы просто использовали антураж фантастики, а главное для них было показать человека (людей), в тех или иных условиях.
Постановка во главе угла людей, в целом, характерна для гуманитарной научной фантастики. К примеру, в упомянутом выше романе К. Саймака «Вся плоть – трава» разумные цветы и идея контакта с иным разумом относятся к основным темам произведения. Но характеры и нравы обитателей городка, раскрывающиеся в экстремальных условиях замкнутого пространства (купола) чуть ли перекрывают чудеса иных измерений. Также, как и гуманистические идеи, высказываемые устами одного из героев высокопоставленным дядькам в дорогих костюмах, прибывшим на место происшествия.
Таким образом, выделять ТББ Стругацких, да и любую другую их фантастику, в нечто, выпадающее из гуманитарной НФ, на мой взгляд, нецелесообразно. Понятно, что фантастический жанр для многих писателей становится, со временем, узковат. При слове «фантастика» невольно возникают ассоциации с чем-то несерьезным, развлекательным. Это, отчасти, верно. Но фантастика столь многогранна и разнообразна, что в ней вполне совмещаются такие глубокие, многогранные произведения, как: роман Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту», та же гуманистическая фантастика Саймака, фантастика Стругацких «о людях», с одной стороны, и фантастические боевички Алекса Орлова, Андрея Круза и т.д., с другой. Для меня фантастические рамки, наоборот, предельно широки. Читая «451° по Фаренгейту» могу задуматься на вечные "общественные" темы, затем переключиться на нюансы временных парадоксов «Патруля времени» Пола Андерсона, изумиться людям будущего на далёких мирах, вроде Барраяра Лоис Макмастер Буджолд, или Арракиса Френка Херберта, ну или почитать ироничный боевик Алекса Орлова (если уж хочется попроще). В этом и прелесть фантастического жанра. Он предельно разнообразен и не может наскучить.
Сюжет повести АБС «Трудно быть богом» пронизан фантастическими допущениями. Это относится к каркасу фантастической вселенной – миру Полуденного цикла. Это касается темы прогрессорства и иной планеты, условно называемой Арканаром. Можно ли поместить историю Антона – Руматы в нефантастические рамки? Да запросто. Может это будут нравственные проблемы агента полиции, в рядах какой-нибудь мафии или якудзы. Ну или какие-то несоответствия ценностей европейского путешественника, живущего среди индейцев Амазонии, с нравами местных. Можно заострить внимание на чувствах наших разведчиков, внедренных к немцам и вынужденных каждодневно выполнять обязанности. Да что угодно. Это была бы мейнстрим – литература. Но была бы она так узнаваема и почитаема? Не знаю. Без будущего, земных прогрессоров, Арканара и вот это всего фантастического, ТББ представить невозможно. И потому – это фантастика. Гуманитарная (мягкая) научная фантастика, с элементами фантастики социальной. Мне кажется, это очевидно.
Ну а то, что Борис Натанович Стругацкий мог сказать, что, мы, мол, и не совсем фантастику писали, надо воспринимать спокойно. Писатели – натуры увлекающиеся. Я, правда, не нашел таких его фраз, готовясь к обзору. Зато читал, как БНС, в одном из интервью, говорил, что писали они с братом фантастику потому, что ее было очень мало. Но даже если бы и нашел: мнения своего бы и не изменил: сюжет в фантастическом мире, фантастической вселенной будущего, связанный с фантастическими допущениями, как ни крути, относится к фантастике.
На этом на сегодня все. Спасибо за внимание.
Справочная информация: ссылки новых постов и статей канала оперативно размещаются в ВК Интересной фантастики https://vk.com/infantastika