Защита от уловок телефонных аферистов
Прогресс не стоит на месте, и с появлением новых технологий появляются и новые схемы обмана. За последние три месяца прошлого года телефонные мошенники обманули доверчивых граждан на сумму в четыре миллиарда рублей. В текущем году из бюджета Ульяновского региона была выделена аналогичная сумма.
К сожалению, злоумышленники, получившие эти деньги, в большинстве случаев не будут нести никакой ответственности. По мнению юристов, шансы вернуть потерянные деньги в суде невелики.
В последние годы в России наблюдается всплеск активности телефонных мошенников. О новых алгоритмах, направленных на обман граждан, предупреждал Центральный банк. Согласно результатам мониторинга, 67% россиян сталкивались с телефонным мошенничеством или получали подозрительные письма на электронную почту.
Для защиты граждан от мошенников президент Владимир Путин поручил правительству и Центральному банку создать специальный механизм компенсации потерь клиентам финансовых учреждений, которые стали жертвами мошенничества.
Юристы считают, что необходимо не только менять нормативные акты, но и проводить работу с людьми. Многие мошеннические схемы известны уже давно, но россияне всё равно попадаются на уловки аферистов и теряют деньги.
Как работают злоумышленники?
Самый распространённый способ обмана — это звонок от лица какой-либо организации с заманчивым предложением. Звонить могут от имени банка, оператора мобильной связи и так далее. Мошенники могут представляться сотрудниками любой известной компании или даже полиции.
Привычные схемы
Уважаемые абоненты!
Обращаем ваше внимание на то, что в последнее время участились случаи утечки персональных данных. Чтобы восстановить доступ к личному кабинету, вам необходимо ввести специальный код, который был отправлен на ваш телефон. Этот код используется для переадресации всех ваших звонков на другой номер, который могут использовать злоумышленники для получения доступа к вашему банковскому приложению.
Также хотим предупредить вас о новых схемах мошенничества. Злоумышленники могут представляться банковскими сотрудниками и звонить вам с целью подтверждения кредитного договора или сообщать о попытке снятия денег в банкомате. Их истинной целью является получение данных вашей карты и кража денег с неё.
Ещё один метод мошенничества — это звонок от «правоохранительных органов», которые сообщают о странных транзакциях по вашим счетам в банках. Таким образом они могут получить доступ к вашим личным данным.
Относительно новым методом является сообщение о том, что с вашим родственником произошла неприятность, и ему срочно нужны деньги. Обычно на такие уловки попадаются мужчины и женщины пожилого возраста. Эта схема не только стимулирует жертв расстаться с деньгами, но и несёт психологическую травму. Человеку звонит сын, дочь или внук, говорят, что попали в беду и просят срочно перевести деньги, чтобы избежать наказания за совершённый поступок. Голос тихий, на фоне непонятного шума. Видно, что звонящий сильно волнуется. Пожилые люди находятся в стрессе и спешат перевести деньги, не разобравшись в ситуации.
Также будьте осторожны с сообщениями о выигрыше в лотерею, которые приходят в мессенджеры WhatsApp или Viber от работников финансовых структур. Часто такие сообщения носят массовый характер. Пользователь переходит по вирусной ссылке, в результате чего его персональные данные оказываются у преступников.
Аферисты также отправляют СМС с призывом перезвонить. За исходящий звонок снимаются деньги сверх тарифов мобильного оператора в несколько раз. Обычно в тексте сообщения идёт речь об ошибочно переведённых на карточный счёт жертвы аферы деньгах, которые подлежат возврату. При отсутствии соответствующей реакции человека пугают полицией.
В прошлом году в связи с санкциями и уходом некоторых зарубежных корпораций из России были выявлены новые разновидности мошенничества. Например, персональное приглашение принять участие в распродаже одежды покидающего страну бренда по очень выгодным ценам. Преступники по телефону представляются сотрудниками иностранной торговой марки, обещают дать скидку от бренда. При переходе по ссылке человек передаёт свои персональные данные, а деньги списываются со счёта.
Также популярен звонок от аферистов, представляющихся банковскими работниками, с агитацией перевести средства на так называемый «безопасный» счёт, чтобы минимизировать риски утратить деньги из-за предстоящих санкций или отключения от системы SWIFT.
Возможности защиты от аферистов
Если человек стал жертвой мошенников, то доказать факт совершения преступления будет очень сложно, но возможно. Для этого необходимо найти злоумышленника и наказать его по закону.
Обычно процедура проходит так: возбуждается уголовное дело относительно неустановленных лиц, а потом закрывается. Вернуть потерянные деньги также сложно, так как преступники часто находятся за пределами Российской Федерации. Кроме того, свою роль играет отсутствие доказательств, что средства были переданы не по доброй воле, а в результате злоупотребления доверием. Также возникают технические трудности, связанные с раскрытием совершённого преступления.
В прошлом году появилась новая методика, направленная на выманивание финансов у российских граждан. Речь о «хищении» телефонных номеров. Алгоритм значительно усложняет процесс поиска преступников. Они имеют беспрепятственный доступ к чужим телефонным номерам благодаря пиратской программе, которая используется для осуществления звонков. «Воровать» номера с помощью программного продукта можно как у физических лиц, так и у государственных структур. В итоге жертвы обвиняют в мошенничестве невиновных людей.
Для профилактики подобной разновидности мошеннических действий «Роскомнадзор» разработал специальную платформу. Подключившиеся к ней операторы верифицируют номера на оригинальность. Если злоумышленник использует ненастоящий номер, звонок будет заблокирован.
Расследовать телефонные преступления нелегко, потому что работают над аферами настоящие профессионалы своего дела. Существуют сети организованных преступных групп (ОПГ) с чёткой структурой внутри, поделённой на департаменты по территориям и выполняемым действиям. Например, одни люди делают так называемые «холодные звонки», подготавливают жертву к перечислению средств. Другие «сопровождают» человека при перечислении денег и консультируют жертву. Третьи обналичивают украденное. В штате есть психологи, эксперты по работе с возражениями и прочие квалифицированные специалисты.
Для защиты граждан государственным ведомствам необходимо регулярно проводить профилактические мероприятия. Компетентные сотрудники создают специальные памятки, которые расклеиваются на видном месте в зонах массового скопления людей по всему населённому пункту.
Существуют элементарные меры безопасности: не отвечайте на входящие звонки с неизвестных номеров, не передавайте никому данные банковской карты. С сомнением относитесь к подозрительно низким ценам. Если у вас просят предварительную оплату за товары или услуги, хорошо подумайте, стоит ли доверять продавцу. Оформите страховку банковского продукта от всех видов мошенничества.
Если вы всё же попались в мастерски расставленные сети аферистов, попробуйте вернуть деньги.
Алгоритм действий для людей, ставших жертвами обмана
Обратитесь в банк с заявлением, в котором подробно опишите произошедшее. Согласно части одиннадцатой статьи 9 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ, банк должен рассмотреть вашу заявку на отмену операции в день её совершения или на следующий день.
Также необходимо сообщить о случившемся в полицию. Даже если вы не потеряли деньги и проявили бдительность, можно написать заявление о покушении на преступление.
Если вам удастся установить личность преступника, вы можете подать гражданский иск в суд. Дополнительно вы можете попросить суд обеспечить арест имущества злоумышленника на сумму иска.
Если вы считаете, что договор о кредитовании был заключён незаконно, вы можете обратиться в банк с заявлением о том, что деньги были использованы преступниками.
Если по вашему телефонному номеру в банк звонил мошенник и взял кредит, вы можете провести экспертизу речи и голоса звонившего. Это поможет установить личность преступника.
Наконец, вы можете оставить жалобу оператору мобильной связи. Хотя вам это уже не поможет, такой шаг может уберечь других людей от мошенничества. Оператор заблокирует номер преступника.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!