Найти в Дзене

“Педагогика угнетенных” Паулу Фрейре

Оглавление
Пауло Фрейре - один из основоположников критической педагогики
Пауло Фрейре - один из основоположников критической педагогики

"Как достойно или, напротив, как бесполезно можно прожить свою жизнь... и как зачастую именно тот, кому был дан хороший старт и возможности, погрязает в псевдоинтеллектуальности и праздности, а тот, кто испытал муки лишений и потерь, наоборот, делает этот мир лучше...” - именно такие мысли возникли в моей голове, когда я сопоставила факты биографии и философское наследие двух современников, двух мыслителей, двух личностей, несомненно повлиявших на педагогику ХХ века: Мишеля Фуко и Паулу Фрейре. Сегодня речь пойдет именно о бразильском педагоге.

Работа бразильского педагога и философа Паулу Фрейре “Педагогика угнетенных” стала одним из основополагающих текстов критической педагогики.

Детство

Начнем с биографии героя: в повествовании я буду опираться на автобиографическую книгу Фрейре “Письма Кристине”, которую тот написал, откликнувшись на просьбу племянницы рассказать о своем детстве и о том, почему и как он стал учителем.

Паулу Фрейре родился в 1921 г. в Бразилии, в крупном городе Ресифи в семье, относившейся к среднему классу. Однако безбедное детство длилось недолго: в октябре 1929 г. американские биржи рухнули и началась “Великая депрессия” - самый масштабный финансово-экономический кризис за всю историю человечества. Начавшись в США, "Великая депрессия" вскоре пришла и в Бразилию, отец Паулу потерял работу.

Безработные во время "Великой депрессии"
Безработные во время "Великой депрессии"

Несмотря на вынужденную бедность и голод, Фрейре с теплом вспоминает детство: “Надежность любви в нашей семье помогла нам противостоять настоящей проблеме, которая беспокоила нас большую часть моего детства: проблеме голода”. Он часто пишет, что в семье царили любовь и уважение, к взглядам друг друга, в том числе, религиозным, несмотря на то, что мать была католичкой, а отец - спиритуалистом.

Когда Паулу испольнилось 6 лет и он пошел в школу, то уже умел читать и писать. Фрейре с теплотой вспоминает первую учительницу Юнис Васконселос, которая не заставляла детей заучивать грамматику, а давала возможность детям самим составлять предложения.  Фрейре писал: “Между преподаванием моих родителей дома и педагогикой моей учительницы Юнис в школе не было разрыва. Дома, как и в школе, меня всегда приглашали учиться и никогда не превращали в пустой сосуд для наполнения знаниями”.

Однако не всегда учеба давалась мальчику легко: маленький Паулу зачастую засыпал от голода и усталости над учебниками, тщетно силясь заучить: «Англия, столица — Лондон. Франция, столица — Париж. Англия, столица — Лондон». У голодного истощенного организма просто не хватало сил запоминать информацию. Несмотря на бедность и голод, семья изо всех сил старалась сохранить маркеры принадлежности к среднему классу: отец и Паулу ходили в галстуках, а дома стояло пианино.

Однажды утром Пауло с товарищами, выпив чашку кофе с маленьким кусочком хлеба и этим только раздразнив желудок, украли курицу у соседа. Вернувшаяся домой мать, ревностная католичка была озадачена: ведь кража - это грех, но дети - голодные. Как писал Фрейре, здравый смысл возобладал и мать приготовила вкусный ужин. Сосед, обнаружив пропажу, долго проклинал непойманных воришек и никак не мог подумать на Пауло, ведь он из приличной семьи: носит галстук, а дома стоит пианино!

В "Письмах Кристине" Паулу Фрейре пишет, что ребенком ему было трудно механистически запоминать тексты, а тогда именно эта способность считалась признаком интеллекта. И Паулу чувствовал, что он глуп. Уже взрослым, став директором отдела образования частной школы в Ресифи, он понял, насколько трудно детям из бедных семей достигать удовлетворительных результатов в учебе, потому что они испытывали гораздо больший голод, чем он и не имели тех преимуществ, которые имел он как ребенок из среднего класса.

Привожу цитату из книги “Письма Кристине”:

"Во время моих частых посещений школ, когда я разговаривал с учителями и администраторами, я видел, как трудно студентам учиться, когда их мучает всепоглощающий голод.

Во время одного из таких визитов обеспокоенный учитель рассказал мне об одном таком случае. Учитель незаметно направил мое внимание на тощего ученого, сидевшего в углу комнаты, который вел себя так, как будто его не было, и не обращал внимания на то, что происходило вокруг него. Учитель сказал: «Каждое утро он спит. Разбудить его было бы формой насилия. Как вы думаете, что мне делать?»

Позже мы узнали, что Педриньо был третьим сыном в очень большой семье. Его отец, работавший разнорабочим на местной фабрике, не зарабатывал достаточно денег, чтобы обеспечить свою семью предметами первой необходимости. Они жили друг на друге в ветхой хижине». Педриньо редко ел, и ему приходилось работать, чтобы помочь семье выжить. Он продавал фрукты на улицах, выполнял поручения людей и носил товары на рынок в своем районе.

Для него школа представляла собой временное убежище, время, в котором он мог дать отдых своему уставшему телу. Педриньо не был исключением. Были и худшие, даже более драматичные выводы, чем его. Увидев и поговорив с такими студентами, я вспомнил, что значит для меня учиться голодным”.

В 1931 г. из-за усилившихся финансовых трудностей семья Паулу была вынуждена переехать в город поменьше в 18 км от Ресифи, а спустя 3 года умирает отец. Фрейре отстал в учебе на четыре класса, и его социальная жизнь вращалась вокруг игры в футбол с другими бедными детьми, от которых, по его словам, он многому научился.

Учеба и начало педагогической деятельности

В 1943 г. Паулу поступил на юридический факультет университета Ресифи, но работать юристом не стал, а посвятил свою жизнь педагогике. Фрейре устроился в школу учителем португальского языка и в 1944 г. женился на учительнице начальной школы Эльзе Майи Коста де Оливейре, с которой вместе работал. В браке родилось пять детей, трое из которых стали педагогами. Именно Эльза поддерживала Паулу и активно помогала ему в разработке новаторских педагогических методов.

В 1946 году Фрейре был назначен директором Департамента образования и культуры Пернабуку. Работая в первую очередь среди неграмотных бедных, он начал видеть огромные несоответствия между элитарным образованием и реальной жизнью рабочего класса. Фрейре считал, что обязательным условием борьбы рабочего класса является получение ими образования и избавления от фатализма, присущего бедным. В Бразилии неграмотные не имели права участвовать в выборах, поэтому Фрейре не только последовательно выступал за ликвидацию неграмотности, но и разрабатывал практическую программу обучения грамоте населения.

Сам философ говорил, что его взгляды сформировались под влиянием Джона Дьюи, Карла Маркса,  Антонио Грамши , Эриха Фромма и Луи Альтюссера, Мартин Лютер Кинг и Че-Гевара.

В 1959 г. защитил докторскую диссертацию на тему “Современное образование в Бразилии”. В 1961 г. Пауло Фрейре возглавил департамент культурного развития в Университете Ресифи. Уже в 1962 г. у него появляется возможность реализовать разработанную программу: были проведены первые эксперименты по методу Фрейре, когда около трехсот фермеров научились читать и писать всего за 45 дней.

Паулу Фрейре. 1963 г.
Паулу Фрейре. 1963 г.

Изгнание

Эксперимент был признан успешным, и бразильское правительство дало добро на создание культурных центров по всей стране. Однако государственный переворот в Бразилии 1964 г. положил конец усилиям Фрейре по ликвидации неграмотности, так как новое правительство не одобрило его. Фрейре был арестован на 70 дней, а после изгнан из страны. Сначала он ненадолго остановился в Боливии, а потом 5 лет жил и работал в Чили. В 1967 г. педагог опубликовал свою первую книгу «Образование как практика освобождения», которая принесла ему признание и должность приглашенного профессора в Гарварде в 1969 году. В 1968 г. он написал свою знаменитую “Педагогику угнетенных”, опубликованную на испанском и английском языках в 1970 г. В родной для Фрейре Бразилии книга была напечатана лишь в 1974 г.

Педагогика угнетенных

В “Педагогике угнетенных” Фрейре пишет, что традиционная педагогика построена на отношениях субъект (учитель) - объект (ученик). Учитель добывает знания, перерабатывает их, а ученику достается лишь пассивная роль сосуда, котрый наполняется знаниями в соотвествии с волей учителя. Соотвественно, чем больше знаний дает ученику педагог и чем покорнее эти знания принимает ученик  - тем лучше в парадигме традиционной педагогики. Фрейре также писал о “культуре молчания” среди угнетенных, неграмотных слоев населения и о том, что одна из главных ее опор - система образования. Выход из ситуации он видел в развитии критического мышления и избавлении от фатализма. Фрейре считал, что настоящий педагог учится вместе с учениками, довлеющее повествование педагога необходимо заменить диалогом между учителем и учениками, а механистическое заучивание - свободным поиском ответов и исследованием.

"Педагогика угнетенных" - главный труд Паулу Фрейре
"Педагогика угнетенных" - главный труд Паулу Фрейре

При этом, в отличие от извращенной логики постмодернистов, например, Мишеля Фуко, о котором мы упомянули вначале повествования, Пауло Фрейре не умалял ответственность педагога и его роль проводника в жизнь. Так, например, он рассуждал, как стоит дейстовать учителю, когда ученики находятся в поиске ответов на интересующие их вопросы:

“Роль педагога, который критически настроен и понимает это явление, должна состоять в том, чтобы принять бунтарскую критику, одновременно указывая на ее тактическую ошибку. И он или она не должны отвергать стратегическую ловкость тех, кто ошибается в тактике. Отвержение критики из-за тактической ошибки представляет собой форму противостояния стратегическим мечтам, создавая при этом ложное впечатление приверженности мечте. С другой стороны, принять тактическую ошибку без борьбы, без протеста представляет собой дружелюбие к ошибке”.

Паулу Фрейре вспоминает, как, находясь в изгнании, был вынужден осторожно вести переписку с друзьями, оставшимися в Бразилии, чтобы те не пострадали от общения с “предателем” и сожалеет, что так и не успел больше повидать мать перед ее смертью. В 1970 г. Фрейре был приглашен в Женеву, где он 10 лет работал специальным советником по образованию на Всемирном конгрессе церквей. В течение этого времени Фрейре помогал странам “третьего мира” проводить реформы народного образования. Так, например, в Гвинее-Бисау он консультировал национальное правительство по вопросам по ликвидации неграмотности и результаты этой работы опубликовал в книге «Педагогика развития: письма в Гвинею-Бисау».

Возвращение в Бразилию

В 1979 г., после 15 лет изгнания, Фрейре было разрешено вернуться в Бразилию, и он сделал это в 1980 г. Он присоединился к Партии трудящихся в Сан-Паулу и с 1980 по 1986 гг. руководил ее проектом по повышению грамотности среди взрослых. После победы Партии трудящихся на выборах в 1988 г. педагог был назначен министром образования города Сан-Паулу.  В 1991 году был создан Институт Пауло Фрейре.

2 мая 1997 года Пауло Фрейре умер от сердечной недостаточности в возрасте 75 лет. Учёный был признан во всем мире за его огромный вклад в педагогику и философию образования. О том, что человеколюбивые идеи Фрейре не утратили свою актуальность, говорит следующий факт: в 2016  г. по данным Google Scholar “Педагогика угенетенных” стала третьей по цитируемости книгой в области социальных наук.

#ПаулуФрейре #Педагогика_угнетенных