Биографическая драма “Яркая звезда” режиссёра Джейн Кэмпион (Jane Campion) рассказывает о том, как зародилась любовь между двумя мастерами строчки – 18-летней девушкой Фанни (Fanny Brawne), умеющей вышивать и шить наряды, и 22-летним Джоном Китсом (John Keats), поэтом, умеющим складывать слова и мысли в рифму.
Самый первый план поддерживает эту сюжетную линию – иголка с ниткой пронизывает ткань, оставляя аккуратные стежки, а название фильма Bright Star словно прилежно написано от руки. Джон Китс скажет Фанни, что “стихотворение нужно понимать с помощью чувств”, но искусство Фанни – в её стежках и строчках. Её наряды украшены складками и сложными воротниками. В итоге и Фанни, и Джон по-своему поэты, их творчество переплетается необычным образом. Они говорят каждый на своём языке, но со временем научились понимать друг друга.
По признанию критиков, драма “Яркая звезда” исторически достаточно точна, за исключением финального титра. Он сообщает, что Фанни Брон “бродила по пустоши”, тоскуя по своей потерянной любви и больше никогда не снимала кольцо, подаренное ей Китсом, словно после Китса её жизнь остановилась. На самом деле, Фанни устроила свою жизнь после Китса – она вышла замуж за Луиса Линдона и родила троих детей (двух сыновей и дочь).
Фанни Брон, выйдя замуж, продолжала хранить любовные письма Джона Китса, которые он ей присылал. Их было более тридцати штук. Некоторые из них были короткими, некоторые – в виде пространных рассуждений о чувствах, некоторые – завистливые речи, что открывало неприятную сторону поэта. Но, тем не менее, впоследствии его письма были признаны одними из самых красивых, когда-либо написанных. Но в то время, когда они принадлежали только Фанни, только она и видела в них ценность. И она подарила их своим детям, правда попросила их не рассказывать её историю мистеру Линдону, её мужу и их отцу. После смерти обоих родителей Герберт Линдон, младший сын Фанни, попытался продать письма.
Сюжет драмы
1818 год, Хэмпстед-Вилладж. В особняке семьи Дилке одну половину занимали поэт Джон Китс (Бен Уишоу) и его товарищ Чарльз Браун (Пол Шнайдер). В один из дней в гости к Дилке пришли Броны – старшая дочь Фанни (Эбби Корниш), её младшие брат Сэмюэль и сестра Тутс и мать-вдова. Фанни и Чарльз имели привычку обмениваться колкостями. Чарльз насмехался над страстью девушки к моде, а она отвечала, что его стихи “рассеиваются как дым, вызывая только раздражение”.
Фанни решает познакомиться с товарищем Брауна – поэтом Джоном Китсом.
После первого разговора между молодыми людьми возникает взаимное притяжение. Но стать парой они не могут – у Китса нет средств для вступления в брак. Тем не менее, они общаются, понимая, что противиться чувству уже не в силах. А позже приходит испытание печальнее, чем бедность поэта – Джон заболевает.
Мысли и впечатления после просмотра
Джон Китс относится к поколению поэтов эпохи романтизма, пришедшей в ответ на эпоху просвещения и промышленную революцию. Центральной темой всего фильма является именно возвышенность первой любви. Эта история рассказывается с точки зрения Фанни, молодой девушки.
Следуя этим вводным данным, режиссёр Джейн Кэмпион и оператор Грег Фрейзер (Greig Fraser) разработали соответствующую постановку, которая отображает зарождение чувства, его развитие и течение, а потом состояние разочарования, когда приходится признавать жестокость реальности. В другом фильме такая эмоциональная насыщенность могла бы выглядеть чрезмерной и даже слащавой, но в данном случае с учётом юного возраста пары и их неопытности в любви, эстетика возвышенности вписалась наилучшим образом. То, что сделали Кэмпион и Фрейзер, наилучшим образом иллюстрирует историю поэта-романтика, который умер молодым и непризнанным, и подростка, которая его любила и не признавала препятствий.
Очень важно отметить, что это не биография в чистом виде, так как фильм не делает особый акцент на фактах из жизни поэта, он не даёт полного понимания жизни и творчества Китса. У этого фильма узкая направленность – он подробно раскрывает и описывает чувство между молодыми людьми, причём с точки зрения влюблённой девушки.
Джейн Кэмпион писала сценарий по книге Эндрю Моушена 1997 года "Китс: Биография" (Andrew Motion – Keats: A Biography).
Также она вдохновлялась реальными письмами, которые Джон Китс присылал Фанни Брон. Но писем Фанни не сохранилось, потому историю девушки Кэмпион пришлось несколько додумать. Режиссёр тщательно изучила письма поэта, чтобы точнее передать их отношения и эмоции, которые они переживали. По признанию Джейн Кэмпион, она решила построить фильм как балладу, чтобы создать более тесную связь с творчеством Джона Китса. Грег Фрейзер помог ей в этом, выстроив каждый план, внимательный к деталям, так, чтобы он отображал пышность чувств, романтику и последующую драму. В итоге после просмотра захочется приобрести в личную библиотеку томик стихов Джона Китса. Действительно, этот фильм не пытается размышлять, почему что-то происходит так или иначе, этот фильм показывает, как цветёт любовь, как ею упиваться. Как Джон Китс объяснял, что “стихотворение нужно понимать с помощью чувств”, так фильм раскрывает смысл влюблённости – нежить долго и счастливо, аименно наслаждаться самим ощущением.
Когда Джон Китс и Фанни впервые встретились, у молодого человека был сложный период в жизни. И это в фильме отображено. Его младший брат Том был тяжело болен туберкулёзом, мать и отец уже умерли, а его младшие брат и сестра были в Америке. И у Джона была постоянная нехватка в средствах, о чём он напоминал Фанни, когда речь заходила об изменениях в статусе отношений. Против их отношений был и Чарльз Браун – он считал, что Фанни будет отвлекать его от работы. Сам Китс пытался убедить девушку оставить его, чтобы не портить свою жизнь. Он не может составить ей хорошую партию из-за бедности, и как джентльмен должен уступить место другому, кто станет “обожать её и восхищаться ею”.
Ничего из этого не могло заставить Фанни отказаться от своего чувства. Она заявила, что мать научила её любить и не учила делать это за деньги. О том, что отношения были обречёнными, она, конечно, не помышляла.
В этом фильме так талантливо выстроены препятствия, романтика и творческие устремления, что история выглядит целостной и убедительной. Джон Китс не верил в своё обеспеченное будущее, он расстраивался из своих неудач, что каждый раз заставляло его стыдиться себя перед Фанни. Хотя у Китса были веские причины тревожиться из-за своего будущего и неудач в настоящем – изначально он учился на хирурга, достиг определённого успеха в этом, получил лицензию на практику, но бросил это дело ради писательства. Потому несложно понять его опасения – потерпеть неудачу на творческом поприще было бы крайне горько, да и внешний мир оказался жесток к его начинаниям.
Чарльз Браун, товарищ Китса, тоже выступал как препятствие. Фанни и Чарльз постоянно “сражаются” путём обмена оскорблениями; его оскорбления касаются не только её бессмысленного швейного увлечения, но и того, что она мешает его другу работать.
И визуальный ряд отчётливо поддерживает внутренние переживания действующих лиц. Когда появляется возможность насладиться чувством, это подчёркивается весенними и летними пейзажами. Они “украшены” цветущими нарциссами, маками, розами, порхающими бабочками и хорошим настроением Фанни, которая вдохновенно читает письма Китса. Причём в кадр красноречиво помещены бабочки – они есть и в свободном полёте, и под стеклянным колпаком, что подсказывает неоднозначность радости Фанни.
Сама бабочка символизирует слишком короткий цикл жизни, также она отсылает к выражению “бабочки в животе”. Когда Джон Китс присылает короткое письмо, в котором сообщает о неудаче в Лондоне и что это повергло его в уныние и внушило стыд от самого себя – а его вечная неуверенность, кстати, тоже являлась препятствием к счастливым отношениям между ним и Фанни – Фанни словно увядает. Китс остаётся в Лондоне. И на экране это отображается тем, что мёртвые бабочки лежат на полу спальни. Очень простой, но внушительный образ. Позитив и восторженное настроение оставляют Фанни. Визуальный ряд сменяется более холодными и некомфортными оттенками, отражая мрачное настроение и печаль. То есть восторженное ощущение превращается в мучение.
Джейн Кэмпион в одном из интервью рассказывала о своих опасениях перед работой над экранизацией истории о Джоне Китсе – в ней соединялись сложные моменты вроде поэзии и биографии. Но Кэмпион решила подойти креативно, показав именно чувство, что само по себе поэтично и очень увязывается с мотивами эпохи романтизма, к которой принадлежал Китс. И у неё это действительно получилось.