Ребёнок хватает всё, что попадёт под руку? Без спроса берёт любую вещь? Вскакивает посреди общения и бежит куда-то за увиденной игрушкой? Не подчиняется взрослому и нормам поведения в общественном месте? Не понимает ситуации урока, занятия, обследования? Не обращает внимания на вашу игру или задания?
Специалисты называют такое поведение - полевым. И это не значит, что ребёнок избалован (хотя и не исключает этого, если не выстроены границы взрослый - ребёнок). Полевое поведение — это поведение, при котором ребёнок руководствуется исключительно эмоциями и случайными внешними стимулами, при этом уровень произвольности его поступков существенно снижен. Все действия подчинены текущему моменту, а не внутренним правилам, поставленным целям или потребностям.
Что же делать в таком случае? Как наладить контакт с ребёнком и замотивировать его на игру?
В первую очередь необходимо:
- начать игру в необычном для ребёнка месте (например, под столом на кухне);
- чаще менять виды деятельности. Одна игра - 2 минуты. Затем другая. Не "сидите" на одной игре (упражнении) долго, если малыш не хочет его выполнять либо у него пока не получается, переключайтесь на другое задание. Вы должны быть гибкими и подстраиваться под ребёнка;
- использовать разный материал в играх (задействуйте бытовые предметы, чаще используйте природный материал, он повышает интерес к играм);
- использовать элементы соревнования. Кто быстрее? Кто дальше? Подключайте к играм пап, бабушек, дедушек. К примеру, вы с папой начали играть в обезъянок (читай, делать артикуляционную гимнастику) - корчить рожицы. "Чье обезьянка смешнее? А чья сможет дольше строить весёлые мордочки?" Малыш обязательно заинтересуется и подключится к вашей игре;
- использовать пищевое подкрепление "Маленькие поощрения" ("Сделаем упражнение и покушаем печенье!", "За каждое вращение язычком - одна изюминка").
- произносить правильные инструкции без лишних слов: "Посмотри на картину". Неправильно будет: "Давай, пожалуйста, посмотрим на эти картиночки?" Обилие лишних слов на первых этапах запуска речи затрудняет развитие понимания речи;
- использовать разные системы поощрения. Заведите тетрадь и за хорошую работу, за новые успехи начните собирать наклейки, заранее купленные вместе с малышом. Можно выдавать мелкие призы, вкусняшки. Изготовьте заранее своими руками "волшебную пятёрку" из красного картона, приклейте или нарисуйте глазки, ротик. И именно она, "волшебная пятёрка", будет дарить малышу наклейку или вкусняшку! Не вы! А герой, "волшебная пятёрка"! Пятёрка сама решает, приходить её к ребёнку в конце занятия или нет;
- создать дискомфорт для малыша. Как? Подложите ему под рубашку или в штанишки мяч или другой предмет. Пощекочите мехом или пёрышком, погладьте руки или лицо шелковой тканью, побрызгайте из пульверизатора водой на ребёнка. И сразу, смеясь, в хорошем настроении, начните играть (заниматься);
- положить руки ребёнка на своё лицо и начинать одновременно выполнять артикуляционную гимнастику. реакция ребёнка не заставит себя ждать)))
- И самое главное! Чаще обнимайте малыша, прижимайте к себе, говорите, как вы его любите, какой он молодец. Любовь родителей творит чудеса!