1. Проверка домашнего задания. Упражнение 98. На доске записывается предложение. Один вызванный учащийся делает разбор, другой - записывает словосочетания.
2. Объявление темы урока и актуализация знаний. На доске записаны два первых предложения из упражнения 99. Они разбираются по членам, определяется падеж существительного дуб и прилагательного высокий. Хотя словосочетания звучат одинаково, но стоят в разных падежах:
На поляне рос высокий дуб. "Дуб" - подлежащее, значит в именительном падеже, значит и прилагательное "высокий" в именительном падеже.
Буря расщепила высокий дуб. "Дуб" - дополнение, расщепила (кого?что?) - винительный падеж, значит и прилагательное "высокий" в винительном падеже
- Сегодня будем тренироваться различать именительный и винительный падежи прилагательных.
3. Отработка темы урока. Самостоятельно выполните такую же работу с остальными предложениями из упражнения 99. Проверка:
А сейчас мы будем выполнять обратную работу. Упражнение 101: читаем предложения, находим прилагательное, определяем падеж. Переделываем предложения так, чтобы падеж поменялся с именительного на винительный и наоборот.
Прочитайте первое предложение. Найдите прилагательное. (Ясное). В каком падеже оно стоит? (в винительном). Переделайте предложение так, чтобы в нем говорилось о ясном небе в именительном падеже и оно было бы подлежащим. Такую работу выполняем с первыми тремя предложениями:
- Разберем прилагательные по составу.
- Выделим приставки у глаголов.
- Найдем и объясним все орфограммы у существительных тучами, долина, огонек, деревьями.
4. Домашнее задание. Упражнение 100.