Найти тему
Внук Эзопа

Современный человек и поиск общности: от социальной изоляции к тоталитаризму

Современный человек, ощущающий социальную изоляцию, стремится восполнить свою потребность в общности, устанавливая глубокую эмоциональную и психологическую связь с политическим сообществом государства. Это становится особенно заметным при рассмотрении примеров тоталитаризма XX века.

В своей книге «Истоки тоталитаризма» Ханна Арендт указывает на тесную связь между социальной изоляцией и ростом тоталитаризма в XX веке. Она пишет:

«Что подготавливает людей к тоталитарному господству в нетоталитарном мире, так это то, что одиночество, которое когда-то было пограничным опытом, обычно испытываемым в определённых маргинальных социальных условиях, таких как старость, стало повседневным опытом постоянно растущих масс нашего века».

Гитлер осознавал, что отсутствие общности создаёт вакуум социальной изоляции, который могут заполнить сильный лидер и сильное государство. Поэтому, находясь у власти, он подавлял и кооптировал независимые ассоциации, включая профсоюзы, молодёжные группы и другие культурные организации, и заменял собрания в местной ратуше массовыми политическими митингами. В «Майн кампф» Гитлер писал:

«Массовое собрание необходимо хотя бы по той причине, что на нём индивид, который, становясь приверженцем нового движения, чувствует себя одиноким и легко поддаётся страху одиночества, впервые получает представление о большом сообществе, о том, что оказывает укрепляющее воздействие на большинство людей».
Обществам отчаянно необходимо возрождение общественных объединений меньшего масштаба
Обществам отчаянно необходимо возрождение общественных объединений меньшего масштаба

Аналогичным образом, привлекательность коммунизма для миллионов людей в XX веке и для многих сегодня связана не столько с его идеологией, сколько с чувством общности, которое он предлагает своим приверженцам. Как объясняет Нисбет:

«Марксизм предлагает большому количеству людей статус, принадлежность и последовательную моральную перспективу. Какое значение имеют эмпирические и логические опровержения, сделанные множеством критиков в отношении духовных свойств, которые Маркс предлагает миллионам?» (Роберт Нисбет, «Сообщество и власть»).

Если раковый рост современного государства и тоталитаризма являются продуктами ошибочного поиска сообщества социально атомизированными массами, то западным обществам отчаянно необходимо возрождение общественных объединений меньшего масштаба. Как пишет Нисбетт в книге «В поисках сообщества»:

«В некотором смысле книга призывает не к возрождению старых сообществ, а к установлению новых форм: форм, которые имеют отношение к современной жизни и мышлению… Отсюда призыв… к тому, что я называю новым невмешательством, в рамках которого группы, ассоциации и сообщества процветали бы и которые по самой своей жизнеспособности были бы эффективными барьерами для дальнейшего распространения унитарной, централизованной политической власти» (Роберт Нисбет, «Сообщество и власть»).

✅ Множество разнообразных автономных социальных групп и ассоциаций помогает человеку максимально раскрыть свой потенциал, обеспечивая общественную поддержку и чувство безопасности, необходимые для преодоления жизненных вызовов. Более того, обычно только тогда, когда человек чувствует себя защищённым в сообществе, он готов рисковать и выполнять сложные задачи, связанные с индивидуализацией и развитием своей уникальности.

Множество разнообразных автономных социальных групп и ассоциаций помогает человеку максимально раскрыть свой потенциал
Множество разнообразных автономных социальных групп и ассоциаций помогает человеку максимально раскрыть свой потенциал
«…не существует адекватной концепции индивидуальности, которая не учитывала бы множество связей, обычно соединяющих человека с другими от рождения до смерти…», — объясняет Нисбетт. Или, как пишет Карл Юнг:
«Индивидуализация возможна только с людьми, через людей. Вы должны осознать, что вы — звено в цепи, что вы не электрон, подвешенный где-то в пространстве или бесцельно дрейфующий по космосу» (Карл Юнг, «Семинар по Заратустре»).

✅ Если современный человек продолжит оставаться социально изолированным и отчуждённым и позволит государству отделять его от других, то индивидуация не только останется недостижимой, но и многие продолжат искать общность в тоталитарном государстве и, таким образом, станут соучастниками собственного порабощения. Относительно человека, чья жизнь бессмысленна из-за отсутствия социальных связей, Карл Юнг писал, что:

«…он уже на пути к государственному рабству и, сам того не зная и не желая, стал его приверженцем» (Карл Юнг, «Неоткрытое «Я»»).

Или, как заключает Нисбетт:

«Тоталитаризм — это идеология нигилизма. Но нигилизма недостаточно. Ни одно мощное общественное движение нельзя объяснить только негативными терминами. Всегда есть позитивная цель… Мы упустили бы суть тотального государства, если бы не увидели в нём глубоко позитивных элементов. Выдающиеся достижения тоталитаризма в двадцатом веке были бы необъяснимы, если бы не огромная, жгучая привлекательность, которую он оказывает на массы людей, которые потеряли или лишились привычных корней членства и веры» (Роберт Нисбет, «Сообщество и власть»).

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа