Большинство рецензентов сравнивают «Сегуна» с «Игрой престолов», но это слишком упрощенное сравнение. Во-первых, «Игра престолов» – это, прежде всего, фэнтезийный сериал. Он лишь отчасти вдохновлен исторической «Войной Алой и Белой розы». Для тех, кто больше знаком с жанром исторического эпоса, «Сегун» ближе к чему-то вроде сериала Netflix «Марко Поло» с вкраплениями сериала «Викинги».
Прежде чем мы продолжим, давайте разберемся что такое «Сегун»?
«Сегун» – это экранизация одноименного романа Джеймса Клавелла. Действие происходит в Японии в 1600 году, также известном как период Эдо или эра Токугава. История повествует о трех главных героях: Джоне Блэкторне (Космо Джарвис), английском моряке, потерпевшем кораблекрушение в Японии, господине Есии Торанаге (Хироюки Санада), могущественном феодальном дайме, находящемся в ссоре со своими политическими соперниками и леди Тода Марико (Анна Саваи), женщине с политическими связями, которая становится правительницей Японии. переводчик и компаньон иностранца Джона Блэкторна.
В «Сегуне» интереснее наблюдать за конфликтами и культурными столкновениями между Востоком и Западом, японцами и европейскими державами, буддизмом/синтоизмом и христианством и т.д. Как бы то ни было, главный конфликт по-прежнему в значительной степени внутренний и между самими японцами, а не между Востоком и Западом.
Тяжесть истории: нация в движении
«Сегун» погружает зрителей в атмосферу Японии накануне больших перемен. В стране царит эпоха Сэнгоку – период, когда разные кланы яростно борются за власть. Военачальники-даймё, среди которых выделяется амбициозный Торанага, плетут интриги и вступают в альянсы, не гнушаясь предавать своих соперников. Это жестокая «игра престолов». Повествование включает в себя исторический контекст, что делает сюжет более глубоким и серьезным. Мы становимся свидетелями становления сегуната – ключевого момента в истории Японии, который привёл к началу эпохи стабильности и изоляционизма.
Растущее влияние миссионеров-иезуитов, их культурные столкновения с устоявшимся буддийским орденом и нарастающая напряженность между различными кланами — все это влияет на действия и мотивы персонажей. Это напоминание о том, что путешествие Джона – это не просто личное путешествие, это микрокосм нации, находящейся в постоянном движении, борющейся за свою идентичность и будущее.
Сериал не уклоняется от изучения мрачных аспектов этого исторического периода, демонстрируя жестокость войны, жесткие социальные структуры и тлеющую религиозную напряженность, которая угрожала разорвать нацию на части.
За пределами зрелищ: что скрывается за образами главных героев?
Джон Блэкторн
Джон Блэкторн в исполнении Космо Джарвиса поначалу немного резок и самоуверен, но не настолько, чтобы стать стереотипным архетипом, хотя его персонаж все еще остается таким, по крайней мере частично. Тем не менее, он становится все более симпатичным по мере того, как мы узнаем о нем больше.
Несмотря на вспыльчивость, гордость и чуточку эгоизм, он также открытый человек, чье знание поведения народов помогло ему интегрироваться в японскую культуру. Этот моряк, который изначально прибыл в Японию, чтобы помочь отбить ее у португальцев, учится любить страну, в которой он сейчас живет. Тем не менее он не терпит своих врагов или тех, кто причиняет вред тем, кто ему дорог. Отсюда и его безжалостность.
Господин Есии Торанага
Этот блестящий стратег и политик – и бывший фаворит недавно скончавшегося японского правителя – недавно подал в отставку из Совета регентов Японии в рамках своего медленного захвата японского правительства. И все же, несмотря на то, что он был персоной нон грата для своих бывших коллег-регентов, он не совершил ничего жестокого. До сих пор он оставался скорее тактиком и политическим деятелем, чем безжалостным воином.
Его первоначальная развязность и наивность постепенно уступают место пересмотру своих предрассудков и более глубокому пониманию японской культуры и сложностей политического ландшафта. Актер Хироюки Санада демонстрирует тонкую игру властолюбивого и безжалостного, но в то же время благородного военачальника. Его образ многогранен, демонстрируя амбиции, безжалостность и моменты удивительной уязвимости Торанаги.
Тода Марико
Марико – один из самых храбрых, жестких и мудрых персонажей сериала, она ни в коем случае не безжалостна. Она прекрасно умеет разделять и прятать свои чувства, но это всего лишь ее способ борьбы с окружающим ее шовинистическим обществом. Несмотря на свой дзенский подход к смерти, у этой переводчицы доброе, отзывчивое сердце, и в ней таятся океаны сострадания не только к ее подопечному Джону Блэкторну, но и к другим японцам.
Наследие Джеймса Клавелла продолжает жить
За плечами у фильма восемь серий, история разворачивается в размеренном темпе, позволяя зрителям погрузиться в запутанные политические махинации, культурные нюансы и запретную романтику. В то время как некоторые могут стремиться к более быстрому повествованию, продуманный подход позволяет глубже изучить персонажей и их мотивы.
Мы являемся свидетелями постепенного развития доверия и взаимопонимания между Блэкторном и Торанагой, которые укрепляются благодаря совместному опыту и взаимному уважению, несмотря на их культурные различия. То же самое можно сказать и о расцветающей любви между Джоном и Марико, которая выходит за рамки социальных норм и языковых барьеров.
Сериал «Сегун» – это нечто большее, чем просто историческая драма. В нем затрагиваются вечные темы, которые находят отклик у современной аудитории.
Столкновение культур Джона и японцев заставляет нас противостоять нашим собственным предубеждениям. Борьба за власть и контроль служит поучительной историей об опасностях необузданных амбиций. История «Запретной любви» напоминает нам о непреходящей силе человеческих связей перед лицом невзгод. Кроме того, исследование чести, долга и самопожертвования в сериале заставляет нас задуматься о наших собственных ценностях и приоритетах.
Вплетая эти темы в сюжет, сериал выходит за рамки простого развлечения и предлагает исследование человеческого бытия, заставляющее задуматься.