Татьяна Сергеевна очень внимательно слушала Веру, не перебивая, а когда девушка, закончив свой рассказ, расплакалась, женщина подошла к ней и обняла. Она гладила по волосам плачущую Веру и не могла отделаться от ощущения, что утешает сейчас собственную дочь.
Конечно, она понимала, что эта девушка ей не дочь и даже не родственница, но она была так похожа на Верочку. И носила такое же имя… Удивительное совпадение, и ещё удивительнее, что они встретились. Их жизненные пути для чего-то пересеклись… Это не просто случайность, Татьяна была в этом уверена.
Татьяна Сергеевна дала Вере возможность выплакаться, она знала, что иногда нужно это сделать, дать волю слезам, чтобы появились силы жить дальше.
Вере тоже было хорошо в объятиях этой малознакомой женщины, её так давно никто не обнимал, после смерти брата она сталась совсем одна. Двоюродная тётка и её дети совсем не навещали Веру, у них была своя жизнь, насыщенная разными событиями, а страдающая родственница туда никак не вписывалась. Да и сама Вера к общению с ними не стремилась.
И так же, как Татьяне на миг показалось, что она обнимает свою дочь, Вере показалось, что её обнимает кто-то очень родной: мама или бабушка…
- Ну как, успокоилась немного? – спросила Татьяна, когда девушка перестала всхлипывать.
- Да, спасибо вам, Татьяна Сергеевна.
- Хочешь, называй меня просто по имени, без отчества…
- Хорошо, как скажете…
- А теперь выслушай меня, Верочка. Тебе нужно постараться избавиться от этого чувства вины, пока оно окончательно тебя не поглотило. В том, что случилось, ты не виновата!
- Как же не виновата? – воскликнула Вера. – Если бы я послушала Дениса и не потащила его в гости к тётке, ничего бы этого не произошло… Он был бы жив! Кто виноват, если не я?
- Мы многое можем изменить в своей жизни, кроме двух вещей: даты рождения и даты смерти. Твоему брату было суждено погибнуть именно в этот день, и в этом нет твоей вины. Ты напрасно, Верочка, вот уже три года изводишь себя. Ты должна простить себя и жить дальше. Жить той жизнью, которая и должна быть у такой совсем ещё молоденькой девушки. Тебе нужно общаться, влюбляться, создать семью, детишек… И тогда ты снова будешь не одинока, твоя жизнь наполнится смыслом и счастьем…
- Разве я имею право на это, когда моего брата больше нет? – Вера, казалось, не слышала или пока не могла принять то, что пыталась донести до неё Татьяна.
- Имеешь, конечно! И я уверена, твой брат очень хотел бы видеть тебя счастливой, а не страдающей. Ты должна перестать винить себя в том, чего никак не могла предугадать и уж тем более что-то изменить… Случилось то, что должно было случиться. Прими это и живи дальше, не терзая себя чувством вины… Иначе ты и себя погубишь.
Вера слушала свою новую знакомую и пыталась вникнуть в её слова. Но пока у неё плохо получалось. Девушка так привыкла считать себя виноватой в смерти брата, что уже срослась с этим разрушающим душу чувством. Ведь вот уже три года в её жизни не было и дня, чтобы она не обвиняла себя в смерти Дениса.
- Вы думаете, что я, действительно, не виновата? – спросила Вера.
- Я знаю, что не виновата. В том, что случилось виноваты те подонки, напавшие на вас, но никак не ты… Скажи, их нашли?
- Да, потому что я хорошо запомнила их лица, - ответила Вера. – У меня фотографическая память. И несмотря на сильный страх, я до мельчайших подробностей запомнила, как выглядели эти нелюди. В полиции составили фоторобот, и их быстро нашли.
- Я надеюсь их надолго осудили.
- Один получил большой срок, а второй умер ещё до суда… Не знаю, что с ним случилось, да и не интересно мне…
- Божья кара его настигла, видимо… Хорошо, что ты их запомнила. Ведь сколько преступлений остаются нераскрытыми, сколько убийц и подонков разгуливают на свободе… Но я верю, что всё равно каждый в итоге получит по заслугам. А если не верить в это, то как-то совсем тоскливо становится…
- Татьяна, спасибо вам, что пригласили меня к себе… И спасибо, что выслушали. И пусть я пока не готова расстаться с чувством вины за смерть брата, но всё равно чувствую, что мне стало легче…
- И тебе, Верочка, спасибо! Я рада, что мы встретились и провели этот день вместе… Но как же ты похожа на мою дочку… Моя Верочка на меня совсем не была похожа, копия Андрей.
- Андрей? – переспросила Вера.
- Да, так звали её отца.
- Невероятно… Моего папу тоже звали Андрей. Выходит, мы с вашей дочкой полные тёзки. Обе Веры Андреевны.
- Получается, что да… Верочка, не сочти меня навязчивой особой, но я бы хотела и дальше с тобой общаться. Может быть, мы обменяемся номерами телефонов? Обещаю, что не стану докучать тебе и навязываться, но если иногда позвоню и ты просто поговоришь со мной, я буду очень рада…
- Татьяна, я и сама хотела предложить вам обменяться телефонами, - сказала Вера и продиктовала женщине свой номер.
- А могу я узнать твою фамилию? – спросила Татьяна. – Просто у меня приятельница есть, тоже Вера, и чтобы вас не путать, я запишу твою фамилию.
- Конечно, моя фамилия Антонова.
- Как?! – Татьяна изменилась в лице и чуть было не уронила телефон.
- Антонова,- повторила Вера.
- Твой папа был Андрей Антонов?
- Ну да, а почему вы так отреагировали?
- Вера, а у тебя есть его фотография?
- В телефоне есть, я сфотографировала несколько снимков, на которых изображены мои родители. Правда, там они совсем ещё молодые…
- Вот фото в молодости как раз и хорошо.
- Сейчас найду,- сказала пока что ничего не понимающая Вера и, покопавшись в телефоне, нашла интересующие Татьяну фотографии. – Вот, это мои родители.
- Не может быть… Ох… - взглянув на фото, Татьяна схватилась за сердце, было заметно, что женщине стало нехорошо…
- Что с вами? – испугалась за неё Вера. – Вам плохо? Воды? Таблетку? Скорую?
- Нет-нет, Верочка, скорая не нужна, водички налей, пожалуйста…
- Конечно, - ответила Вера, вскочив со стула. Она налила Татьяне стакан воды и протянула со словами, - вот, возьмите, пожалуйста. Может быть, всё же вызвать скорую? Вам так внезапно стало нехорошо…
- Да уже всё в порядке, Верочка, просто… это так неожиданно и так невероятно… Ты и моя дочка… Подумать только…
- Да что случилось-то, Татьяна? Объясните, пожалуйста, я ничего не понимаю. Вы были знакомы с моими родителями?
- Маму твою я не знала. А вот папу знала очень хорошо… Верочка, это и есть тот самый Андрей, отец моей дочки…
- Что?! – теперь уже дурновато стало Вере. – Вы уверены?
- Уверена. Ты же показала мне фотографию, да и имя и фамилия полностью совпадают. Твой папа отец моей Верочки. Ну или у твоего папы был двойник с такими же именем и фамилией. Но ты сама понимаешь, что это маловероятно…
- Получается, что ваша дочка была моей сестрой?
- Да. Мы же расстались с Андреем, когда я уже была беременна, но я даже не подозревала, что он был женат. Он не говорил мне об этом и кольцо не носил. Прости, Верочка, я бы не стала строить отношения с женатым мужчиной… Мне тогда было всего двадцать три, я ещё плохо разбиралась в людях, даже мысли не возникло, что у Андрея есть жена и ребёнок. У нас был короткий роман, начавшийся стремительно и так же быстро закончившийся… Хотя сейчас, вспоминая то время, я понимаю, почему Андрей ни разу не пригласил меня к себе… А тогда ничего и не заподозрила…
Поверить в то, что это всё происходит на самом деле было сложно. И пока у Веры вся эта информация с трудом укладывалась в голове. Она столько лет и не подозревала, что у неё есть сестра. Точнее, была… Как же печально, что её сестры и тёзки нет в живых…
И почему жизнь такая жестокая и несправедливая? Она отняла у Веры всех родных людей. Родителей, бабушку, брата… И вот даже о существовании сестры она узнала уже после её смерти…
А папа… Выходит, он изменял маме, это было для Веры неприятным открытием… Интересно, его отношения с Татьяной были единственной изменой или нет? Впрочем, какая теперь разница, папы давно нет, и она, Вера, не имеет права его осуждать…
- Верочка, ты осуждаешь меня? – спросила Татьяна, глядя на задумчивую девушку. – Я, правда, не знала, что Андрей женат.
- Нет, Татьяна, что вы, я не осуждаю ни вас, ни отца… Я просто пока не могу поверить в это. Выходит, не просто так мы с вами сегодня столкнулись на кладбище…
- Не просто так, да. Судьбе было угодно, чтобы мы, наконец-то, встретились и узнали о существовании друг друга… Наверное, это наши ушедшие близкие помогли состояться этой встрече… Я ведь тебе уже говорила, что всегда ухожу с кладбища другой дорогой, а сегодня что-то заставило меня пойти иным путём… Что-то или кто-то… Может быть, это моя Верочка привела меня к тебе?