Нарциссизм определяется несколькими ключевыми чертами. Среди них неспособность ценить кого-либо, кроме себя. Нарциссы женятся, заводят детей, вступают в дружеские и социальные отношения, но — если на то есть причина.
Нарцисс не будет тратить время ни на какую ситуацию, если она ему не выгодна. К сожалению, это справедливо даже в отношении их собственных детей. У любых отношений должна быть цель, и эта цель должна состоять в том, чтобы нарцисс находился в центре внимания и в полном комфорте.
Дети очень уязвимы к нарциссическому поведению. Часть из них вырастут и сами станут нарциссическими личностями. Другие попадут в постоянный цикл поиска отношений без манипуляций и боли. В нарциссических отношениях нет сострадания, теплоты и эмоциональной стабильности.
Женя, 25 лет, выросла в семье с физическим и эмоциональным насилием:
«Мне сложно сближаться с друзьями. Когда дело касается значимого человека, тут же появляется страх абьюза».
Принятие родителями — это проявление тепла, привязанности, заботы, эмпатии, поддержки и любви. Родительское неприятие же отличается контролирующим поведением, неодобрением и жесткой дисциплиной. Родители-нарциссы неспособны создать и поддерживать позитивную среду для развития ребенка.
«Меня никогда не утешали в детстве, когда мне было грустно или больно. Меня оставили плакать одну или говорили заткнуться».
Перед детьми нарциссов открыты две дороги:
— сдаться воздействию окружающей среды и развить собственные нарциссические черты,
— провести жизнь в цикле негативных созависимых отношений.
Даже дети, которые вырастают в нарциссических подростков и взрослых, часто делают это с намерением попытаться порадовать своих родителей. Заслужить, наконец, их одобрение. К сожалению, такие родители никогда не смогут быть довольны.
«Мои родители не гордятся ничем из того, что я делаю... я считаю, что хорошо справляюсь. Я учусь в вузе, у меня есть своя машина и собственная квартира, и собака. Я полностью самостоятельна, но ничто из того, что я делаю, не вызывает у них гордости».
Или, напротив, вызывать гордость, но за себя:
Алекс, 18 лет, вырос с нарциссической матерью-одиночкой и вспоминает, как его школьные достижения были провозглашены доказательством того, какая она великая мать. Не смотря на то, что она не помогала ему с учебой:
«Она присваивала себе лавры за каждую высокую оценку которую я получал и хвасталась этим на родительских собраниях. Однако когда в школе возникали проблемы, мать приходила в ярость. Она кричала на меня всю дорогу от школы до дома, что я позорю ее, какое я бесполезное разочарование. Все всегда сводилось к тому, сколько она сделала для меня, а я порчу мнение о ней».
Дети нарциссов не рассматриваются как личности, достойные собственных успехов или ошибок. Ребенок — это просто продолжение родителя, а не отдельный человек.
Дни рождения, праздники и любое позитивное событие должно быть сосредоточено вокруг нарцисса, даже если день рождения или свадьба кого-то другого.
Анастасия — замужняя мать троих энергичных и счастливых мальчиков. Ее бабушка по материнской линии была нарциссом, и она тоже всегда настаивала, чтобы на всех семейных событиях внимание было сосредоточенность на ней. Из-за этого Анастасия испытывает «очень негативные чувства к праздникам». Ведь ее мама была больше озабочена требованиями бабушки, чем потребностями своих детей.
Женя, Алекс и Анастасия в детстве сами были вынуждены о себе заботиться. Они сами себе стирали, готовили, составляли расписание, справлялись с эмоциональной болью — вещами, за которые обычно отвечают взрослые. Все трое уехали подальше от своих родителей, когда выросли, и поддерживают самый минимальный контакт.
Так выглядят истории детей, выросших с «классическими» нарциссами. Но не будет забывать, что типы личности могут быть смешанными. Возьмем, например, нарциссическо-мазохистический тип.
Здесь нарциссизм может проявится тем, что мать будет жертвовать всем ради больного ребенка, демонстрировать мать-героиню, впитывая лучи социального одобрения и восхищения. И выздороветь такому ребенку никто не даст, для этих целей он нужен больным.
Будет ли она при этом на самом деле заниматься здоровьем ребенка или сидеть в телефоне, зависит от того, чего больше, нарциссизма или мазохизма. Последний все-таки способен на теплоту. Тем не менее, ребенок — все так же инструмент имиджа матери в социуме, а не отдельный человек.
Хотите обсудить подробнее? Запишитесь ко мне на консультацию личным сообщением в Telegram. Или поделитесь мнением в комментарии под постом ⬇️
Понравилась статья? Поставьте лайк! ❤️
Что еще почитать на эту тему?
Другие мои материалы:
Как простить мать?
Влияние на личность братьев и сестер
Об авторе
Екатерина Шумакова
Психолог-психоаналитик, IFS-практик, опыт работы более 10 лет.