1. Проверка домашнего задания.
Упражнение 94. Дети читают придуманные предложения. Учитель просит рассказать, как они определяют падежи прилагательных.
2. Объявление темы урока и актуализация знаний.
- На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода? (какой?).
- Какие окончания бывают у прилагательных мужского рода? (-ой, -ый, -ий).
- На какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода? (какое?).
- Какие окончания бывают у прилагательных среднего рода? (-ое, -ее).
- Как связаны окончания вопросов и окончания прилагательных? (они совпадают, по вопросам можно проверить окончания прилагательных).
Сегодня мы будем практиковаться писать прилагательные с этим окончаниями.
3. Работа по теме урока. Откройте учебник на стр. 29 и найдите таблицу. Я буду задавать падежные вопросы к прилагательным, а вы отвечать и записывать окончания на доске.
- И.п. день какой? (ясный зимний).
- Р.п. нет дня какого? (ясного зимнего).
- Д.п. дать дню какому? (ясному зимнему).
- В.п. виню день какой? (ясный зимний).
- Т.п. творю днем каким? (ясным зимним).
- П.п. предложение о дне каком? (ясном зимнем).
На доске появляется первая таблица:
И. -ый, -ий
Р. -ого, -его
Д. -ому, -ему
В. -ый, -ий
Т. -ым, -им
П. -ом, -ем
- И.п. утро какое? (ясное зимнее).
- Р.п. нет утра какого? (ясного зимнего).
- Д.п. дать утру какому? (ясному зимнему).
- В.п. виню утро какое? (ясное зимнее).
- Т.п. творю утром каким? (ясным зимним).
- П.п. предложение об утре каком? (ясном зимнем).
На доске рядом с первой таблицей появляется вторая:
И. -ое, -ее
Р. -ого, -его
Д. -ому, -ему
В. -ое, -ее
Т. -ым, -им
П. -ом, -ем
- В каких падежах окончания мужского и среднего рода совпадают? (в Р., Д., Т., П. падежах).
Давайте выпишем эти словосочетания (упражнение 95):
- Когда в окончаниях пишется гласные О и Ы, а когда Е и И? (после твердого произношения пишем О и Ы, после мягкого произношения Е и И).
Давайте подчеркнем твердые согласные перед окончанием синим цветом, а мягкие согласные - зеленым.
Упражнение 96. Спишите текст самостоятельно. Детям, которые выполнили работу раньше других, можно дать задания:
- Найдите существительные с безударными гласными в корне, в окончании.
- Найдите глаголы и выделите в них приставки.
- Найдите слово с сочетанием -ШИ.
- Найдите существительное с мягким знаком после шипящих.
- Найдем все прилагательные и подчеркнем их волнистой линией.
- Выделим окончания и определим падежи, задавая вопрос от существительных:
светом каким? горячим ярким - Т.п.
шумом каким? весенним -Т.п.
на воздухе каком? свежем утреннем - П.п.
с утра какого? раннего - Р.п.
зерном каким? тяжелым, урожайным - Т.п.
по песку какому? горячему сыпучему - Д.п.
Давайте разберем прилагательные по составу, подбирая однокоренные слова:
горяч-им
ярк-им
утр-енн-им
ран-н-его
урожай-н-ым
сып-уч-ему.
Упражнение 98. Вспомним разбор предложения по членам.
Работа выполняется самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.
4. Домашнее задание. Упражнение 97.