Найти тему

Русский язык 4 класс Закожурникова. Урок 31. Склонение прилагательных мужского и среднего рода с окончаниями -ий, -ее (упр. 95-98)

1. Проверка домашнего задания.

Упражнение 94. Дети читают придуманные предложения. Учитель просит рассказать, как они определяют падежи прилагательных.

2. Объявление темы урока и актуализация знаний.

  • На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода? (какой?).
  • Какие окончания бывают у прилагательных мужского рода? (-ой, -ый, -ий).
  • На какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода? (какое?).
  • Какие окончания бывают у прилагательных среднего рода? (-ое, -ее).
  • Как связаны окончания вопросов и окончания прилагательных? (они совпадают, по вопросам можно проверить окончания прилагательных).

Сегодня мы будем практиковаться писать прилагательные с этим окончаниями.

3. Работа по теме урока. Откройте учебник на стр. 29 и найдите таблицу. Я буду задавать падежные вопросы к прилагательным, а вы отвечать и записывать окончания на доске.

  • И.п. день какой? (ясный зимний).
  • Р.п. нет дня какого? (ясного зимнего).
  • Д.п. дать дню какому? (ясному зимнему).
  • В.п. виню день какой? (ясный зимний).
  • Т.п. творю днем каким? (ясным зимним).
  • П.п. предложение о дне каком? (ясном зимнем).

На доске появляется первая таблица:

И. -ый, -ий
Р. -ого, -его
Д. -ому, -ему
В. -ый, -ий
Т. -ым, -им
П. -ом, -ем
  • И.п. утро какое? (ясное зимнее).
  • Р.п. нет утра какого? (ясного зимнего).
  • Д.п. дать утру какому? (ясному зимнему).
  • В.п. виню утро какое? (ясное зимнее).
  • Т.п. творю утром каким? (ясным зимним).
  • П.п. предложение об утре каком? (ясном зимнем).

На доске рядом с первой таблицей появляется вторая:

И. -ое, -ее
Р. -ого, -его
Д. -ому, -ему
В. -ое, -ее
Т. -ым, -им
П. -ом, -ем
  • В каких падежах окончания мужского и среднего рода совпадают? (в Р., Д., Т., П. падежах).

Давайте выпишем эти словосочетания (упражнение 95):

  • Когда в окончаниях пишется гласные О и Ы, а когда Е и И? (после твердого произношения пишем О и Ы, после мягкого произношения Е и И).

Давайте подчеркнем твердые согласные перед окончанием синим цветом, а мягкие согласные - зеленым.

Упражнение 96. Спишите текст самостоятельно. Детям, которые выполнили работу раньше других, можно дать задания:

  • Найдите существительные с безударными гласными в корне, в окончании.
  • Найдите глаголы и выделите в них приставки.
  • Найдите слово с сочетанием -ШИ.
  • Найдите существительное с мягким знаком после шипящих.
-2
  • Найдем все прилагательные и подчеркнем их волнистой линией.
  • Выделим окончания и определим падежи, задавая вопрос от существительных:
светом каким? горячим ярким - Т.п.
шумом каким? весенним -Т.п.
на воздухе каком? свежем утреннем - П.п.
с утра какого? раннего - Р.п.
зерном каким? тяжелым, урожайным - Т.п.
по песку какому? горячему сыпучему - Д.п.

Давайте разберем прилагательные по составу, подбирая однокоренные слова:

горяч-им
ярк-им
утр-енн-им
ран-н-его
урожай-н-ым
сып-уч-ему.

Упражнение 98. Вспомним разбор предложения по членам.

-3

Работа выполняется самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.

4. Домашнее задание. Упражнение 97.

-4
-5