И не только с ней, с любой историей, где человек оказывается в ситуации, где вынужден переживать произошедшее в одиночку. Покажу это на примере травмы изнасилования, но можно это применить и к другим историям.
Изнасилование разделяет жизнь на до и после. ДО – это когда пострадавшая вместе со всеми, а ПОСЛЕ – это когда никто не знает и не подозревает, что произошло или происходит, и все продолжают жить обычной жизнью.
Невозможно закричать или расплакаться просто потому, что никто не поймёт – они в этом не были. Даже если она рассказала об этом, другие не могут прочувствовать этот опыт. И тогда женщина оказывается через свой опыт как будто отделена ото всех непреодолимой пропастью.
Прокручивая сцену в голове раз за разом, она остаётся там. Не столь важно: однократно это было или она подвергается скрытому домашнему насилию в ежедневно, для психики это одинаково. Важно, что потом ещё много лет это всё живет внутри. А никто не знает. И все разговаривают с нею на равных. А она «не такая». У неё другой жизненный опыт, которым невозможно поделиться.
Чтобы опять сравняться, соединиться с другими, жертвы насилия начинают взращивать внутри того, кто причинит окружающим такую же боль. Это та самая история про «в каждой жертве живет насильник, в каждом насильнике жертва». Откуда в жертве появляется насильник? Из потребности быть не одной в этом аду.
Поскольку огромная пропасть между собой и остальным миром, который не знает, не участвовал, не видел, не заметил, не понимает. И иногда предлагает это «просто забыть», если вдруг появляется возможность об этом кому-то рассказать.
От этого не менее плохо, чем от самого насилия. Невыносимо наблюдать, как мир живет своей жизнью.
С годами женщины учатся встраиваться в этот мир, придумывают легенды и истории, но это не меняет внутреннего состояния, а лишь прячет его до поры до времени. И многие насилуют окружающий мир каким-то другим способом: даже через любовь, удушая своих детей и не давая им выдохнуть.
Поэтому в работе с жертвами изнасилования есть смысл говорить о возможности признать своё право желать причинить боль, чтобы другие их увидели.
Автор: Татьяна Иванова, к.э.н., бизнес-тренер, психолог
Больше интересного от автора по этой теме: