Найти тему
tutor_almet

Что такое буллинг? И как молчаливое большинство отвечает за травлю в школе.

Что такое буллинг? И как молчаливое большинство отвечает за травлю в школе.

По данным детского омбудсмена Анны Кузнецовой более половины детей в России (55 %) сталкивались с буллингом, при этом более трети (39 %) из них боятся рассказывать о случаях интернет-травли. 

Тра́вля (бу́ллинг - bullying) — агрессивное преследование, издевательство над одним из членов коллектива со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива.

Когда обсуждают травлю в школе, на улице, в сети или на работе — внимание чаще всего приковано к двум её участникам: жертве и агрессору. Жертву обычно рассматривают пристально: вроде бы сочувствуют, а вроде бы и ищут предполагаемые недостатки, из-за которых и начался конфликт. Агрессору достается меньше внимания, зато все санкции: его сразу же обещают строго наказать. Реальная ситуация гораздо сложнее.

-2

Печальная новость в том, что любой человек может стать жертвой травли. Независимо от физических характеристик, национальности, возраста, социального статуса, успеваемости, богатства или внешнего вида. Поиск у жертвы признаков, которые якобы «спровоцировали» агрессора, приводит к неосознанному оправданию насилия.

— Ну так ты перестань быть такой нелюдимой ботаничкой, и перестанут цепляться!

— Ну так ты перестань носить эти свои футболки с покемонами, и нормальный будешь пацан, а то как ребёнок.

Это ещё неполноценная виктимизация жертвы, но уже большой шаг в эту сторону. Цвет волос, длина юбки у девушек, стиль одежды у юношей или уровень владения языком не могут быть критериями, определяющими, кто станет жертвой. Это всегда выбор, который делают агрессоры. А ещё точнее: не только агрессоры, но и окружающие их люди.

Агрессора часто воспринимают как человека, заслуживающего немедленного осуждения и наказания. Мы редко задумываемся о причинах его поведения, а если и задумываемся, то снова сосредотачиваемся на жертве. Обычно буллера рассматривают из позиции силы, хотя чаще всего это не так. Обидчик сам нередко является уязвимым человеком, стремящимся удовлетворить одну из своих потребностей: контроль над ситуацией, уважение или любовь.

Его поведение — это выбор, но не только его самого, а ещё коллектива и среды. В случае школьной травли — это выбор взрослых, которые не заметили потребность.

-3

Это не проблема двоих

Свидетели — это та группа, с которой важно работать, чтобы добиться настоящих изменений.

Жертва и агрессор находятся в четко определенных ролях, ролевых моделях. Тогда как свидетели — молчаливое большинство, способное эффективно вмешаться и остановить или даже предотвратить травлю.

Родители детей, которые выступают свидетелями, могут думать:

 «Это не происходит с моим ребёнком, значит, это не страшно».

Но даже далёкие от травли свидетели уже вовлечены и страдают, получая так называемую травму свидетеля.

Постоянный страх стать жертвой ухудшает качество жизни, снижает внимательность, способность контролировать ситуацию и в принципе стремиться к такому контролю и ответственности. Люди, находящиеся в коллективе, пораженном травлей, постоянно находятся в напряжении, которое либо сбрасывается в сторону полного равнодушия, либо приводит к неврозу.

-4

Что можно сделать?

Преодоление страха — это долгий и сложный процесс, требующий усилий не только от самого свидетеля. Сложно избавиться от страха, если окружающая среда агрессивна.

Работать с бессилием

Часто мы отказываемся от действий, потому что не уверены в их значимости или не знаем, как поступить. Но любое действие, направленное на поддержку жертвы и осуждение травли, имеет значение.

Поддержать жертву и показать коллективу, что травля недопустима:

✔️Измените своё окружение: пересаживайтесь к другим людям, которые не участвуют в травле и не поддерживают её.

✔️Прекратите распространять слухи: не слушайте сплетни и не передавайте их дальше.

✔️Не поддерживайте обидные шутки: не смейтесь над обидной шуткой, даже если все остальные смеются.

✔️Проявите поддержку: лично выскажите свою поддержку, оставьте комментарий в социальной сети, позвоните или обнимите.

✔️Осадите агрессора: скажите агрессору «Хватит!» при всех или наедине, чтобы показать, что вы не поддерживаете его поведение.

✔️Выступите в защиту жертвы: публично выразите поддержку жертве.

✔️Чаще общайтесь с жертвой: приглашайте на прогулки, говорите тёплые слова, сидите рядом.

✔️Расскажите о ситуации людям, которые могут вмешаться и помочь.

✔️Физически защитите жертву: если необходимо, предотвратите физическую травлю. Внимание, это важно: не путайте «предотвратить и защитить» и «напасть».

Несколько метафор, которые помогут ребенку понять разницу. 

Предотвратить и защитить. Представь, что ты держишь зонтик над другом, чтобы он не промок под дождём.

Напасть. А теперь представь, что вместо этого ты начинаешь пихать других людей зонтиком, чтобы они не подходили к вам.

Предотвратить и защитить. Представь, что ты стоишь перед дверью и держишь её закрытой, чтобы никто не мог войти и навредить вам.

Напасть. А теперь представь, что ты выбегаешь из-за двери и толкаешь всех, кто идёт мимо — для профилактики.

Предотвратить и защитить. Представь, что ты говоришь агрессору «Стой, это неправильно!» и встаёшь рядом с другом. Выставив руки, ты блокируешь удар и зовёшь на помощь взрослых.

Напасть. А теперь представь, что ты начинаешь драку, видя, как к вам движется агрессор.

Предотвратить и защитить означает встать на защиту и показать, что ты рядом. Напасть означает нанести удар, даже если ты думаешь, что это нужно для защиты.

-5

Дополнительные рекомендации для взрослых

🔷Создавайте безопасное пространство

Активно работайте над тем, чтобы создать атмосферу, где травля будет невозможна. Это включает проведение тренингов по развитию эмпатии и участие в антибуллинговых программах. 

🔷Обратитесь за помощью к профессионалам 

Привлекайте психологов и консультантов, которые могут предложить стратегии для борьбы с травлей и оказания поддержки жертвам. 

Запишитесь школьным коллективом на тренинг или серию тренингов антибуллинговой программы. 

🔷Поддерживайте постоянную коммуникацию

Организуйте регулярные встречи или обсуждения, чтобы следить за атмосферой в коллективе и вовремя замечать появление новых проблем.

Преодоление травли — это коллективное усилие, которое требует участия каждого. Каждый важен, и потому каждый вовлечён. И каждый несёт ответственность.

-6