На первый взгляд, деменция и потеря слуха не имеют между собой ничего общего. Однако научные исследования показали, что это далеко не так. Между ними существует не только определенное сходство, но даже взаимосвязь. Поэтому есть смысл познакомиться с этим сложным, но чрезвычайно интересным вопросом, более подробно.
Деменция (по-латыни dementia, от de mente – без ума, без мыслей) – нарушение деятельности головного мозга, которое возникает в результате его заболевания, и выражается в виде постепенного снижения умственных способностей. В обиходе она больше известна как «старческое слабоумие».
Потеря слуха представляет собой острое или постепенное ослабление слуховой способности. Ее проявление варьируется от слабой ограниченности слуха до полной его потери. Имеет разные причины возникновения, встречается примерно в десять раз чаще, чем деменция.
Главный отличительный признак между этими явлениями заключается в том, что при нарушении слуха функционирование головного мозга не нарушается! Если при деменции умственные способности медленно и необратимо угасают, то при нарушении слуха мозг, по сути, «разучивается» выполнять свою работу из-за отсутствия слуховых стимулов, однако он возобновляет ее, когда звуки начинают поступать в мозг, например, после протезирования слуховыми аппаратами или системами кохлеарной имплантации.
Однако у этих заболеваний есть одна общая черта, которая представляет непосредственный интерес. Объединяющим признаком деменции и потери слуха, вызывающим чрезвычайно негативные последствия, является ограничение способности к коммуникации, которое может иметь разную степень тяжести, в зависимости от вида и выраженности заболевания.
При прогрессировании деменции человек не просто забывает имена, людей и события; он постепенно утрачивает значения слов и понятий. Ему становится все труднее понимать речевые и ситуативные взаимосвязи, а также улавливать смысл в высказываниях и поведении собеседника. Постепенное ухудшение слуховой способности также затрудняет коммуникацию. Из-за недостаточного или ошибочного восприятия и распознавания акустической информации значение сказанного воспринимается неполно, искаженно или не воспринимается вовсе.
Помимо перечисленных проблем, оба заболевания ухудшают способность к выражению собственных мыслей через речь. При этом нарушения не ограничиваются вербальными речевыми составляющими; они затрагивают невербальные и паралингвистические компоненты (интонация, скорость речи и т.д.), а в некоторых случаях и поведение, соответствующее ситуации.
Одним словом, ограничение слуховых или умственных способностей провоцирует возникновение следующих нарушений коммуникации: человек часто переспрашивает, неадекватно отвечает на вопросы, испытывает трудности при просмотре телевизора, при поддержании разговора, при общении с несколькими людьми одновременно и т.д.
Такое «нежелательное» сходство может даже приводить к постановке ошибочного диагноза. Нередко случается так, что нарушения поведения и коммуникации, обусловленные потерей слуха, рассматриваются как симптомы деменции, а не как нарушения деятельности слуховых путей головного мозга. И наоборот, нераспознанная потеря слуха может оказать дополнительное негативное влияние на протекание уже существующей деменции.
Как отличить деменцию от потери слуха и как часто они идут рука об руку?
Учитывая все это, обмен информацией в процессе беседы как для больного, так и для его собеседника превращается в крайне затруднительный процесс. Коммуникационный мостик к собеседнику становится все более трудно преодолимым, не говоря уже о том, что недопонимание запрограммировано изначально. У слабослышащего при этом в геометрической прогрессии усиливается неуверенность в себе и раздражение, что нередко сопровождается нарушениями принятого в обществе поведения. Диапазон возникающей при этом патологической модели поведения простирается от неспособности к сотрудничеству, необоснованной агрессии и несогласия до отказа от общества и полной социальной изоляции. В отдельных случаях такая ситуация может спровоцировать возникновение мыслей о суициде.
Отличие деменции от потери слуха можно объяснить на примере работы компьютера. При деменции возникает так называемый «дефект жесткого диска», то есть постоянно возрастающая неспособность сохранять информацию и/или обращаться к уже сохраненной. При потере слуха ошибки в «приеме» информации можно сравнить с некорректным вводом данных в оперативную память, при котором информация считывается неправильно и в принципе не подходит для последующей обработки.
Если к потере слуха добавляется деменция, ситуация усложняется: теперь на «дефектном» жестком диске из-за некорректного ввода данных содержится еще меньше информации, которая к тому же может быть неверной. Говоря другими словами, описанные выше нарушения поведения не просто суммируются, они усиливают и усугубляют друг друга.
Хотя деменция и потеря слуха имеют общую черту, до недавних пор специалисты полагали, что они в большинстве случаев возникают независимо друг от друга. Однако пару лет назад в научном мире в буквальном смысле слова взорвалась бомба: в ходе одного из исследований была обнаружена прямая связь между потерей слуха и снижением умственных способностей. Ученые университета Джона Хопкинса в Балтиморе (США) опубликовали результаты научной работы, цель которой заключалась в изучении взаимосвязи между потерей слуха и ухудшением памяти. В течение шести лет они наблюдали за 2000 испытуемыми, средний возраст которых составлял около 77 лет. Более половины участников исследования уже не могли воспринимать звуки тише 25 дБ, что по уровню громкости примерно соответствует тиканью часов. А у слабослышащих участников естественное снижение умственных способностей в старости по сравнению с хорошо слышащими людьми было ускорено на 41%!
Даже среди испытуемых, имеющих слабую потерю слуха, у каждого четвертого были обнаружены дополнительные умственные нарушения.
Свои первоначальные предположения ученые из Балтимора проверяли с помощью магниторезонансной томографии (МРТ), измеряя естественную «усушку» человеческого мозга. Объективные результаты МРТ показали, что объем головного мозга у людей с нескорректированной потерей слуха уменьшается на 41% быстрее, чем у людей с нормальным слухом, в среднем, ежегодно на 1,2 куб. см. больше, чем у людей, не имеющих потери слуха. При этом сильнее всего «страдают» те регионы, которые отвечают за обработку звуков и речи.
Результаты еще одного исследования, проведенного той же исследовательской группой, убедительно доказали, что риск заболеть деменцией напрямую связан с тяжестью потери слуха. При слабой потере слуха он повышается в два раза, при средней степени – в три раза, а при сильной потере слуха – уже в пять раз! Ученые объясняют полученные данные следующим образом: при снижении нагрузки мозга из-за «ухода» сенсорных раздражителей и возникающего при этом уменьшения социальных взаимодействий с окружением мозг не имеет больше возможности тренироваться, а потому быстрее теряет свои способности. Результаты ученых из Балтимора подтверждаются и другие исследователи, которые также обнаружили устойчивую взаимосвязь между потерей слуха и снижением умственных способностей.
Что может произойти, если потеря слуха и заболевание, вызывающее деменцию, наступят одновременно? Точного ответа на этот вопрос пока не существует, однако статистические данные показывают, что такое совпадение вовсе не является невероятным. Так, например, в Германии сочетание деменции и потери слуха выявлено у 32% пожилых пациентов гериатрических отделений больниц. Разумеется, первое, о чем задумались ученые: нельзя ли замедлить этот процесс с помощью слухопротезирования? Согласно данным опроса, проведенного в нескольких европейских странах, владельцы слуховых аппаратов гораздо реже признаются в том, что они в последние годы стали более забывчивыми, чем неспротезированные слабослышащие люди. Кроме того, они реже страдают депрессией.
Вместо заключения
Для того чтобы предположения ученых превратились в уверенность, требуется проведение длительных крупномасштабных исследований. Пока сложившуюся ситуацию очень точно охарактеризовал известный американский аудиолог д-р Джейсон Галстер: «Имеющиеся у нас результаты исследований подтверждают следующее: при помощи коррекции слуха можно снизить риск снижения умственных способностей, которые возникают из-за потери слуха. Это подчеркивает важность своевременной коррекции слуха для пожилых людей, поэтому специалисты в области слуха – аудиологи и сурдоакустики должны информировать своих пациентов о том, что слуховые аппараты предлагают эффективный способ улучшить коммуникацию, уменьшить социальную изоляцию и замедлить или снизить риск развития деменции».
Статья подготовлена пресс-службой ГК "Исток-Аудио"