Наверняка, у каждого в в школе был такой ученик, которого все задирали и подкалывали. Может быть, кто то и сам был таким учеником?
Такие события память бережно хранит десятки лет, чтобы в самый неподходящий момент показать эту незащищенную часть — "брюшко ёжика".
Тра́вля (бу́ллинг — англ. bullying, в переводе запугивание) — агрессивное преследование, издевательство над одним из членов коллектива со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива.
И вот вы уже взрослый человек, у вас взрослая работа, вы давно не ожидаете подвоха со стороны окружающих, но... снова сталкиваетесь с ним
Буллинг в рабочем коллективе
Вера была опытным сотрудником, более 15 лет стажа в одной компании. Стабильность, уверенность, признание. Что еще нужно взрослому человеку на работе?
С переводом в другое подразделение ситуация изменилась. Коллектив там был уже слаженный, новичков не терпел. Руководитель не считал нужным что то менять, поэтому Вера оказалась одна в "кругу чужих".
Активного буллинга не было. Было "мне сказали тебе не помогать", "спроси кого то еще", "извини, мы идем на обед втроем". С такой проблемой Вера обратилась ко мне, как к медиатору, работающему в этой же компании.
Различают физический, вербальный и социальный буллинг.
Физический буллинг предполагает, что жертва подвергается физическим нападениям со стороны обидчика.
Вербальная разновидность включает в себя унижения, насмешки, угрозы, клевету;
социальная - игнорирование, исключение из группы, воровство или порчу имущества жертвы.
Может быть, поговорим?
У нас с Верой было несколько встреч, на которых мы выясняли, что происходит, что она чувствует при этом, как можно изменить ситуацию.
Параллельно я встречалась с руководителем и сотрудниками подразделения, где работает Вера. С ними мы обсуждали похожие вопросы и выясняли истинную причину происходящего.
Причина крылась в паре неформальных лидеров, имеющих свое представление об отношениях в коллективе. Руководитель встал на сторону Веры, и мы продумали план мероприятий, которые сплотят коллектив и вовлекут нового участника.
Всегда ли можно сохранить сотрудника?
Ситуация длилась несколько недель, к этому времени Вера уже хотела написать заявление об уходе, не дожидаясь внедрения изменений. Слишком чувствительным был для нее этот период.
В этой истории мы не смогли вовлечь Веру в новый коллектив, но смогли ее удержать. Ей предложили хорошую должность в новом отделе. Отдел собирался с нуля и были все шансы выстроить комфортные коммуникации.
Руководитель подразделения оказался адекватным человеком, провел беседы со своими подчиненными и ввел новые правила, четко регламентирующие поведение членов коллектива. И правила эти они составляли вместе с сотрудниками.
Роль HR-медиатора
В этой истории было важно собрать обратную связь, выявить корень проблемы и постараться устранить. Это возможно сделать при помощи техник и инструментов медиации: активное слушание, отражение эмоций, техника Я-сообщений. В общем, есть свои секретики)
Не всегда медиатору удается достичь яркого положительного результата. Бывает, что сотрудники увольняются; бывает, что конфликт уже в той стадии, когда решить его невозможно. Задача медиатора не в том, что бы обеспечить happy and, а в том, чтобы стороны услышали себя и друг друга и начали переговоры.
Медиатор-нейтральная сторона спора, помогающая сторонам услышать друг друга и принять решение, устраивающее обоих участников
Статья написана по мотивам реальных событий. Имена и события изменены. Вся информация, полученная медиатором во время встреч, является конфиденциальной и не подлежит разглашению.